Газета Спорт-Экспресс № 17 (3695) от 26 января 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

26 января 2005

26 января 2005 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

В столице Чехии Праге состоялись очередные соревнования Red Bull Crashed Ice, в которых принял участие москвич Константин Сиренин.

НА КОНЬКАХ ПО ЛЕДЯНОМУ ЖЕЛОБУ СО СКОРОСТЬЮ 70 КМ/ЧАС!

Кто из вас, уважаемые читатели, в детстве, юности и даже в более зрелом возрасте не съезжал лихо с ледяной горки? Нет, наверное, такого человека в широтах, где бывает настоящая зима. Съезжают на самых различных предметах: санях, дощечках, картонках, ледянках, более смелые - на своих двоих.

А вот на коньках слабо? Оказывается, есть такие отчаянные, для которых и придумали взрывоопасную смесь из сразу трех видов спорта - бордеркросса, хоккея и скоростного спуска на роликах. Правила соревнований вобрали в себя особенности каждого ингредиента сумасшедшего коктейля, имя которому - Red Bull Crashed Ice. Его крестным отцом является австрийский фотограф и журналист Стефан Ауфшнайтер. Red Bull Crashed Ice впервые предстал перед зрителями 20 января 2001 года в Стокгольме. Тогда про него написали: первый по-настоящему новый вид спорта нового тысячелетия. На следующий год соревнования прошли в австрийском Клагенфурте, еще через год - в американском Дулуте. А в 2004-м их приняла Москва. На Воробьевых горах соорудили 380-метровую трассу - крутую и извилистую, петлявшую между кустов и деревьев, установили рядом с ней цветные прожекторы, а заезды, как это принято на турнирах экстремалов, сопровождались зажигательной музыкой. Впечатляющее шоу собрало немало зрителей.

Вот что рассказывает бронзовый призер московского турнира Константин Сиренин:

- Трасса была очень быстрая, со множеством виражей. Она начиналась у смотровой площадки, а заканчивалась у подножия склона. Болельщики стояли у самого желоба, протягивали руки, а ты несешься прямо сквозь лес рук. Классно!

-Вы тогда впервые участвовали в соревнованиях Red Bull Crashed Ice?

- Да. До этого я их даже не видел ни разу. Чтобы показать, как надо проходить дистанцию, в Москву специально прилетел неоднократный победитель таких турниров Джаспер Фелдер. Он пролетел по трассе с такой скоростью, что нас чуть ветром не сдуло. "Bay, разве мне так суметь?!" - только и успел я подумать.

-Когда попробовали съехать в первый раз, поджилки тряслись?

- Нет, опасности не чувствовал.

-Так сразу с самого верха и скатились?

- Нет, конечно. Сначала походили, посмотрели. Потом проехали на коньках 10-метровый отрезок. Затем 20-метровый. Так все выше и забирались. В тот же день я всю трассу проехал.

-А как проходят виражи?

- Если скорость большая, то в горнолыжной стойке, а когда разогнался не так сильно, можно и ногами подработать, как в хоккее.

-Кто вообще отваживается выйти на старт в crashed ice?

- В основном хоккеисты. Я сам играл в "Крыльях Советов", где меня и нашли менеджеры Red Bull. Пришли к нам на тренировку с компьютером, показали на мониторе, что это такое. Мне сразу захотелось попробовать.

-В какой экипировке вы выступаете?

- Все тело и голова, как в хоккее, должны быть защищены. Коньки тоже хоккейные. Правда, у Фелдера, как я заметил, они немного другие: лезвия подлиннее и пошире, от этого и скорость выше.

-А тормозить на трассе можно?

- Можно. Пятой точкой. Но лучше не надо.

-Падения чем чреваты?

- Я в Праге два раза упал и теперь весь в синяках. Месяц точно все будет болеть.

Интересно, что в правилах соревнований есть такой пункт: спортсмену, который не дал расписку о том, что берет на себя ответственность за любые травмы, полученные во время турнира, стартовый номер не выдается. А ведь гонщик на ледяной трассе с резкими поворотами и трамплинами развивает скорость до 70 км в час!

В Праге тест на храбрость пожелали пройти 93 спортсмена - 63 местных и 30 из других стран Европы и США. Трасса там коренным образом отличалась от московской. В нашей столице она была проложена по естественному склону, ее покрытие тоже было натуральным: на подушке из снега нарастили 10-сантиметровый слой льда. В Праге же трассу соорудили из металлоконструкций, и она не касалась земли. По всей длине были расположены ледообразующие элементы. Длина дистанции - 300 м, ширина - 5 м, ширина стартовой и финишной площадок - 7,5 м, перепад высот - 48 м. Ее строили 100 человек, а обслуживали во время соревнований 140. Чтобы поддержать желоб, в котором было в общей сложности 150 кубометров льда, в идеальном состоянии при плюсовой температуре, было израсходовано 25 тысяч литров дизельного топлива, проложено 4 километра электрокабелей...

- В Праге трасса была более пологой, чем у нас, - рассказывает Сиренин. - Я сразу понял, что здесь Фелдер будет иметь значительное преимущество. Он высокий, тяжелый и за счет этого сможет развить более высокую скорость. А еще там было много трамплинов, на которых я и падал.

Несмотря на то что crashed ice - дисциплина новая, у нее уже есть свои герои. В первую очередь это 29-летний Джаспер Фелдер, который одержал победы на всех пяти проведенных турнирах. У этого темнокожего парня два паспорта - шведский и американский. Джаспер - член сборной США по бенди, активный сноубордист, участник многих соревнований по бордеркроссу. Одержав в Праге очередную победу, он задрал фуфайку, под которой оказалась футболка с портретом его четырехмесячного сына - ему Фелдер и посвятил этот свой успех. Второе место занял хозяин соревнований, молодой чех Лукаш Фиала, а третьим финишировал австриец Михаэль Крайнер. Они и поделили между собой призовой фонд в размере 5 тысяч долларов, получили соответственно $ 2500, $ 1500 и $ 1000.

В Чехии в избытке классных хоккеистов, и некоторые из них в тот вечер попытали счастья в ледяном желобе. Тысячи пражан пришли полюбоваться смелостью и мастерством своих соотечественников и зарубежных гостей. Причем разглядеть каждый заезд до мельчайших подробностей зрителям помогали огромные телеэкраны, установленные вдоль всего желоба, по которому неслись гонщики.

Наш единственный представитель в Праге Константин Сиренин на этот раз сумел дойти лишь до 1/8 финала.

-Насколько экстремален этот вид спорта? - спросила я у Константина.

- Crashed ice можно сравнить с горнолыжным скоростным спуском, но тот ведь не считается экстремальным. Хотя, думаю, зрители воспринимают его именно так. А для профессионалов это норма. Для меня здесь никакого риска не было, только интерес. Пару раз прилично приложился, после чего задумался, продолжать ли лететь сломя голову или все-таки более уважительно отнестись к дистанции.

-Что, на ваш взгляд, дают людям такие экстремальные тусовки?

- Сейчас зарождается много экстремальных видов спорта, и очень многие стремятся к ним приобщиться, сделать то, что кажется на первый взгляд невыполнимым, себя преодолеть. Лично я, когда скатился по этой горке в первый раз, испытал такое воодушевление, такой приток адреналина, что хотелось кричать: "Ура! Давайте все за мной!"

Елена РЕРИХ