Газета Спорт-Экспресс № 274 (3652) от 29 ноября 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

29 ноября 2004

29 ноября 2004 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

CUP OF RUSSIA

ТЕПЕРЬ И ФИГУРИСТЫ МОГУТ БИТЬ РЕКОРДЫ

Заключительный этап "Гран-при" завершился победами российских фигуристов в трех видах программы из четырех. Их одержали Ирина Слуцкая, Евгений Плющенко и танцевальный дуэт Татьяна Навка - Роман Костомаров. В парном катании Юлия Обертас и Сергей Славнов завоевали серебро.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Лужников

ДЛЯ ЧЕГО ПРЫГАТЬ ЧЕТВЕРНЫЕ?

Вся серия "Гран-при" получилась в этом сезоне весьма специфичной. Как бы ни пугали и ни расстраивали фигуристов новые правила, они превратились в реальность, в которой отныне предстоит жить. Подавляющее большинство интервью с тренерами, на плечи которых новая система легла своим основным грузом, до сих пор сводится к тому, что фигурное катание постигла большая беда. Мол, и лазеек для необъективности стало больше, и оценки порой не отражают истинного показателя класса спортсменов.

В чем-то система, безусловно, совсем сырая. Но давайте попробуем разобраться, так ли плоха суть. Тем более что московский турнир предоставил массу примеров для сравнений и размышлений.

По прежним меркам, когда результат того или иного спортсмена примитивно определяла сумма мест, на которые фигуристов ставит каждый из арбитров бригады, новая процедура подсчета результатов кажется китайской грамотой. Но только на первый взгляд. На самом деле принцип несложен: окончательный результат складывается как бы из двух частей.

Начнем с первой - суммы баллов, начисленных за каждый конкретный элемент, исполненный фигуристом в программе.

Приведу пример: самый сложный на сегодняшний день прыжок - четверной сальхов - стоит 9,5. Он же, но в три оборота - 5. Каскады ценятся более дорого, но тоже совершенно конкретно. Если прыжок выполнен без ошибки, цифра останется неизменной. За впечатляющий пролет надо льдом, высоту или идеально плавный выезд судьи могут дать наценку. За ошибку (о падениях пока речь не идет) - сделать соответственные вычеты. Например, за феноменальный каскад из четверного и тройного тулупов, который исполнил Евгений Плющенко в произвольной программе, при базовой стоимости этой связки 13,0 фигурист получил 12,20 - судьи углядели небольшую погрешность. Зато американец Джонни Вейр, поставив в программу более легкий вариант с тройным акселем вместо четверного (11,5), получил бонусный балл за качество, и оценка за каскад в итоге составила 12,50.

Падения караются не в пример строже. Совершенно очевидно, например, что иногда выгоднее чисто выполнить тройной прыжок, чем смазать четверной.

Для чего тогда прыгать четверные? Для того, чтобы в любой ситуации сохранять за собой шанс бороться за победу. Сделаешь элемент чисто - риск тут же будет компенсирован сторицей.

Базовая стоимость дорожек и вращении рассчитывается более сложным способом. Но принцип тот же.

Вторая часть общего результата - сумма так называемых компонентов: владение коньком, переходы-связки между элементами, композиция, выразительность исполнения, умение преподнести программу зрителям. По каждому из компонентов выводится среднее арифметическое, и сумма умножается на коэффициент. Для мужской произвольной программы этот коэффициент составляет 2,0. Конкретные коэффициенты имеет каждая из дисциплин.

По второй составляющей тоже можно сделать немало интересных наблюдений. Например, в Москве победитель прошлогоднего юниорского первенства мира Андрей Грязев во второй раз в жизни рискнул включить в произвольную программу четверной прыжок, и вполне объяснимо, что возросшее нервное напряжение изрядно поломало (как это часто случается на первых порах после введения нового сложного элемента) всю программу. Грязев получил штрафы в пяти прыжках (три снятия за падения были по два с лишним балла каждое) и показал в произвольной лишь восьмой результат.

Все эти ошибки не могли, естественно, не повлиять на вторую часть оценки - за компоненты, но в этой составляющей тем не менее Андрей уступил лишь Плющенко, Вейру и канадцу Шону Савьеру. Другими словами, если устранить технические огрехи, фигурист вполне будет способен бороться с сильнейшими на равных.

Если хотя бы примитивно понять принцип новой системы, ход борьбы приобретает для зрителей совершенно иной интерес: можно фиксировать множество неофициальных достижений.

Международный союз конькобежцев (ИСУ) воспользовался этой возможностью незамедлительно. Еще в прошлом году, когда новая система стала опробоваться на турнирах "Гран-при", на сайте ИСУ появилась статистика результатов. Своего рода мировой рекорд в мужском одиночном катании принадлежит Плющенко. На этапе Trophee Lallque-2003 петербуржец набрал 234,29 (158,94 за произвольную программу). На турнире Skate Canada того же сезона результат Евгения был 233,65. Нынешняя сумма уступает совсем немного - 233,45 (158,50 за произвольную).

Женский рекорд тоже относится к сезону-2003 и принадлежит американке Саше Коэн - 197,60. Блистательное выступление на Кубке России Ирины Слуцкой было оценено скромнее - 183,02.

Хотя, с моей точки зрения, результаты Плющенко и Слуцкой на турнире в Москве ценнее: требования к фигуристам в этом сезоне заметно ужесточились.

ДВОЙНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

Однако хватит математики. Главным событием шестого этапа "Гран-при" стали, безусловно, два триумфальных выступления. Слуцкой и Плющенко.

Для обоих спортсменов выступление в Москве имело совершенно особый смысл. Весь прошлый сезон у Слуцкой прошел крайне тяжело. Болезнь и, как следствие, крайне низкие результаты привели к тому, что вице-чемпионку Игр в Солт-Лейк-Сити просто-напросто перестали воспринимать как фигуристку, способную когда-либо вернуться на прежние позиции. Европейский трон заняла венгерка Юлия Себестьян, мировой - японка Шизука Аракава. В Москву прилетели обе.

Аракаве, правда, не повезло: сначала она планировала быть в Москве за полторы недели до старта, чтобы успеть пройти акклиматизацию, но дома, в Японии, у фигуристки возникла проблема с ботинками. Пришлось сдавать авиабилеты и срочно подбирать новую пару. В дополнение к этому японка прилетела в Россию простуженная. В день выступления в короткой программе у нее поднялась температура до 38,6, но отказываться от выступления Аракава не сочла возможным.

Впрочем, не уверена, что даже при хорошем самочувствии Аракавы ее выступление повлияло бы на итоговую расстановку: настолько хороша была в субботний вечер Слуцкая.

- Я рада, что победила именно здесь, в присутствии всех сильнейших, - сказала она. - Довольна и тем, что впервые удалось собрать в произвольной программе все те элементы, которые были задуманы в начале сезона. Лично мне очень интересно соревноваться по новой системе. Хотя приходится постоянно быть начеку: чтобы не выйти за рамки правил. Если разрешено делать семь прыжковых элементов - значит, их должно быть именно семь.

В ответ на чье-то замечание о том, что прыжков в произвольной программе Ирины было вроде бы больше, Слуцкая возмутилась, словно круглая отличница, уличенная в списывании:

- Семь! Три каскада и четыре отдельных тройных прыжка!

Первым же каскадом экс-чемпионка мира убила соперниц наповал. Идеально выполнив связку из тройных сальхова и риттбергера, Ирина добавила к ним двойной тулуп, что подняло базовую оценку комбинации до 10,8.

Дальнейшее исполнялось на таком сумасшедшем кураже, что вести речь о каком-либо соперничестве с россиянкой было бессмысленно, несмотря на то, что и Себестьян, и Аракава, и Елена Соколова еще не выходили на лед.

Похожая картина наблюдалась и в мужском турнире. Неприятностей, свалившихся на чемпиона мира в этом сезоне, было предостаточно, чтобы сломать даже самого крепкого бойца. Это и болезнь, из-за которой было сорвано начало сезона, и запрет на участие в недавнем шоу в Праге, когда выдающегося спортсмена освистал 15-тысячный стадион, и множество публикаций, в которых Плющенко упрекали в том, что он попросту боится встретиться в очной борьбе с основными соперниками - Брайаном Жубером и Вейром, и травмы ног, обострившиеся перед самым началом московского турнира.

Но в результате Плющенко в финале вышел на лед с яростным азартом в глазах, который так обожают все поклонники и от которого публика порядком успела отвыкнуть. Произвольная программа "Крестный отец" (ее Плющенко образно и точно назвал попаданием в яблочко) действительно стала шедевром. С прекрасной хореографией Сергея Петухова и Эдвальда Смирнова, лаконичным, элегантным костюмом, отточенными жестами и фантастическим катанием.

Как итог - отрыв от ближайшего соперника более чем в 25 баллов. Победа, которая ни на йоту не стала менее значимой оттого, что Жубер так и не прилетел в Москву - сослался на болезнь. Соперничать с таким выступлением не смог бы и он.

В отличие от своих болельщиков Плющенко не проявлял чрезмерного восторга:

- Откатался хорошо. Мог бы и лучше. Второй четверной прыжок мы пока решили не ставить - не было смысла. Хотя к чемпионату России постараемся еще больше усложнить программу. Чувствую, что мне все еще недостает соревновательной практики - нет обычной уверенности на льду. В начале декабря предстоит турнир серии Pro-Am в Детройте, потом вернусь и буду готовиться к отборочному российскому первенству.

Недоволен и тем, что, как только начал по-настоящему набирать форму, стали обостряться травмы. Если так будет продолжаться, летом сделаю операцию в Швейцарии. Предварительная договоренность насчет этого уже есть. Заодно подлечу спину. Не хочу, чтобы в олимпийском сезоне что-то мешало готовиться к Играм.

НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ПОБЕДА

Юлия Обертас и Сергей Славнов были сильно расстроены серебром. В Москву воспитанники Тамары и Игоря Москвиных ехали побеждать. Оснований для подобных амбиций у фигуристов было предостаточно: произвольная программа, нашпигованная невероятной сложностью, стала почти безупречно получаться на тренировках, к тому же среди участников заключительного этапа не значились ни первая китайская пара, ни вторая. Плюс с турнира снялся один из сильнейших дуэтов Европы Дорота Загорска - Мариуш Сьюдек (партнерша получила травму плеча в короткой программе).

Накануне финала я беседовала с Игорем Москвиным. Начал он традиционно - с критики новых правил:

- Парное катание превратилось в какой-то набор движений, не всегда вписывающийся в музыку. Помните канадскую пару, которая получила золотую медаль в Солт-Лейк-Сити? Это произошло прежде всего потому, что в их программе налицо было общение партнеров, которое заворожило весь зал. Именно оно стало козырем, который был в нужный момент вытащен из рукава.

Сейчас программы - словно меню. И цены в этих меню совершенно не соответствуют истинной стоимости блюда. Получается, например, что один и тот же прыжок, исполненный дважды, стоит столько же, сколько два разных. Хотя все понимают, что тренировать разные прыжки - куда более сложный и длительный процесс. Нелепые, на мой взгляд, требования к вращениям. Например, необходимость в ходе вращения перейти с одного ребра конька на другое. Ну разве это является главным показателем класса? Им могут быть центровка, скорость, четкие смены позиций, четкая остановка, но никак не умение перейти с ребра на ребро.

В фигурном катании должна оставаться логика. Возможно, я старый человек и не способна перейти на новое понимание своего вида спорта, но принять то, что происходит сейчас, не могу.

В отношении Обертас и Славнова знаменитый тренер заметил:

- Так, как сейчас катаются Юля и Сергей - с такой легкостью, экспрессией, - не катается, на мой взгляд, никто. Соответственно не вижу причин, по которым они не могли бы достичь высочайших результатов. Для меня их прогресс очевиден. В прошлом году у Юли были проблемы с прыжками. Сейчас они почти полностью решены. Ребята делают уникальные поддержки - никакая другая пара не исполняет ничего похожего. Освоили четверную подкрутку, флиповый выброс, который тоже не рискуют выполнять другие пары. Есть множество иных находок: ведь нынешние программы - как копилка, в которую приходится складывать каждый пятачок.

Для того чтобы все это получилось, Обертас и Славнов ходили на дополнительные гимнастические занятия, прыгали на батуте, чтобы добиться максимальной координации в воздухе. Мы с Тамарой вели планомерную спокойную работу. По моему убеждению, чем больше человек умеет делать, тем проще ему даются выступления.

Понимаю, что кататься в Москве Обертас и Славнову неимоверно сложно. Выступать в лужниковском Дворце спорта - большая честь. У него совершенно особая атмосфера, дух, традиции, о которых мы с Тамарой всегда много рассказываем всем своим ученикам.

...Обертас и Славнова подвело слишком большое желание оправдать свои и тренерские надежды. Как признались фигуристы после выступления, мысль о совершенно реальной победе преследовала их все дни соревнований. И привела к тому, что нервы не выдержали. Количество ошибок, совершенно несвойственных юной паре в тренировках, оказалось чересчур большим.

ЗОЛОТАЯ ТОЧКА

Московский турнир был закончен уверенной победой в воскресенье чемпионов мира в танцах Татьяны Навки и Романа Костомарова. Никакой интригой по отношению к лидерам в заключительном финале не пахло. Татьяна и Роман выиграли без конкуренции и лишних усилий.

Не исключено, что относительную скуку танцевального турнира с лихвой компенсирует финал "Гран-при", который в середине декабря пройдет в Пекине: каждая из трех первых отобравшихся в финал пар (за исключением россиян это болгарский дуэт Албена Денкова - Максим Ставийский и американцы Танит Белбин - Бенджамин Агосто) имеет на своем счету по две победы в сериях и равное число набранных очков.

Поражение своих спортсменов на этапе в Японии - на турнире NHK Trophee - тренер российского дуэта Александр Жулин объяснил так:

- Я физически чувствовал, что на ребят давит их чемпионство. Они стали осторожничать - из страха не допустить ошибок. Я предупреждал, что до добра это не доведет: сам в бытность спортсменом пережил подобное с Майей Усовой. Вот и у Тани с Романом в результате этой осторожности получилась каша - тут недостояли, там недодержали.

Моя ошибка тоже есть. Я вовремя не учел, насколько усложнилась программа в этом сезоне. Нужно было начать подготовку как минимум на две недели раньше. Парадокс в том, что Навке и Костомарову не надо на самом деле ни с кем соревноваться. Надо просто делать то, что они умеют и могут.

Под занавес зрители получили еще один подарок: в показательных выступлениях на лед впервые после страшного октябрьского падения в Питтсбурге вышли чемпионы мира Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин.

Шестой этап "Гран-при". Кубок России. Москва. 26 - 28 ноября. Лужники. Дворец спорта. Женщины. 1. СЛУЦКАЯ (Россия) - 183,02. 2. Аракава (Япония) - 155,52. 3. Себестьян (Венгрия) - 155,06. 4. СОКОЛОВА (Россия) - 147,94... 6. Маняченко (Украина) - 136,16... 9. Тимошенко - (Азербайджан) 116,74... 11. БАСОВА (Россия) - 108,26.

Пары. 1. Дан Чжан/Хао Чжан (Китай) - 167,70. 2. ОБЕРТАС/СЛАВНОВ (Россия) - 158,92. 3. Савченко/Золковы (Германия) - 151,38... 5. Волосожар/Морозов (Украина) - 148,18. 6. МУХОРТОВА/ТРАНЬКОВ (Россия) - 130,66... 9. ШЕСТАКОВА/ЛЕБЕДЕВ (Россия) - 128,34.

Мужчины. 1. ПЛЮЩЕНКО (Россия) - 233,45. 2. Вейр (США) - 207,99. 3. Минь Чжан (Китай) - 186,04... 6. ЛЕЗИН - 167,75. 7. ГРЯЗЕВ (оба - Россия) - 166,56. 8. Давыдов (Белоруссия) - 158,85. 9. КОВАЛЕВСКИЙ (Украина) - 146,11.

Танцы. 1. НАВКА/КОСТОМАРОВ (Россия) - 223,14. 2. Грушина/Гончаров (Украина) - 208,87. 3. Файелла/Скалли (Италия) - 191,27. 4. ДОМНИНА/ШАБАЛИН (Россия) - 187,51... 7. ХОХЛОВА/НОВИЦКИЙ (Россия) - 156,15.

Финалисты "Гран-при". Женщины. 1. Слуцкая - 24. 2-3. Аракава, Фанеф - 21. 4. Рошетт (все - Канада) - 19.5 - 6. Андо, Онда (обе - Япония) - 14.

Мужчины. 1-2. Вейр, Жубер (Франция) - 21. 3-4. Баттл (Канада), Сандю (Канада) - 19. 5. Янке (США) - 14. 6. Ли Ченцзянь (Китай) - 13.

Пары. 1. Шэнь Сюе/Чжао Хунбо (Китай) - 24. 2-3. Петрова/Тихонов (Россия), Дан Чжан/Хао Чжан - 21. 4-5. Цинь Пан/Цзян Тон (Китай), Обертас/Славнов - 18. 6. Ину/Болдуин (США) - 12.

Танцы. 1 -3. Навка/Костомаров, Денкова/Ставийский (Болгария), Белбин/Агосто (США) - 24. 4-5. Хаит/Сахновский (Израиль), Дюбрей/Лозон (Канада) - 16. 6. Делобель/Шонфельдер (Франция) - 14.