Газета Спорт-Экспресс № 236 (3614) от 14 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

14 октября 2004

14 октября 2004 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ КРАМНИК - ЛЕКО

ИНИЦИАТИВА УЖЕ ЕСТЬ. ДЕЛО ЗА ВЫИГРЫШЕМ

Вничью после 17 ходов закончилась во вторник 11-я партия матча на первенство мира по классическим шахматам, в которой белые фигуры были у претендента из Венгрии Петера Леко. Перед тремя заключительными турами он продолжает лидировать с минимальным перевесом - 6:5. Чемпиону мира россиянину Владимиру Крамнику для сохранения титула необходимо как минимум сравнять счет.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Бриссаго

ДУШЕВНЫЕ ТЕРЗАНИЯ Карстена ХЕНЗЕЛЯ

У Крамника и Леко общий менеджер - немец Карстен Хензель. Долгое время его клиентом был только Леко, но когда Крамник выиграл матч у Каспарова, Хензель взял под свою опеку и Владимира. И теперь, когда они ведут друг с другом битву за мировую шахматную корону, Карстену приходится раздваиваться.

На последнем турнире в Линаресе он появился накануне партии Леко - Крамник. Той самой, в которой россиянин красиво обыграл черными юного венгерского гроссмейстера. Во время этой экзекуции на Карстена было больно смотреть: его лицо покрылось красными пятнами, глаза слезились от сигаретного дыма - он курил одну сигарету за другой. Я спросил тогда немца, рад ли он успеху Крамника или сочувствует Леко. Хензель ответил, что ему всегда жалко того, кто проигрывает...

Вот и в Бриссаго, когда вел в счете Крамник, Карстен после партии возвращался в гостиницу в машине претендента. А теперь, когда впереди Леко, менеджер караулит после игры чемпиона мира и едет с ним.

Многоопытный массажист Крамника Валерий Крылов, за плечами которого уже десять подобных матчей, говорил мне в самом начале швейцарского противостояния, что, похоже, уходят в прошлое поединки, где царят ненависть и подозрительность, что наконец-то сошлись в единоборстве абсолютно здоровые психически люди.

Да, психика у обоих гроссмейстеров крепкая. И отношения у них между собой добропорядочные. И ведут они себя по-джентльменски. И даже менеджер у них общий. Вот только титул на кону - один.

Сейчас, когда нервное напряжение достигло высочайшей точки и продолжает нарастать, я вижу, что Карстену Хензелю уже непросто выбрать машину с попутчиком до отеля. Возможно, скоро ему придется отправляться туда в одиночестве и пешком.

КРАМНИК РАССЧИТЫВАЕТ, ЧТО ЛЕКО НЕ ВЫДЕРЖИТ

Не знаю, когда это произойдет - сегодня в 12-й партии, в последней, 14-й, или в 13-й, в которой у Крамника будут черные фигуры, но то, что чемпион мира должен сравнять счет и сохранить свой титул, просто витает в воздухе. Владимир излучает такую несокрушимую уверенность, что все окружающие физически ощущают ее.

Действуют ли эти флюиды на Петера? Мне кажется, венгр едва держится...

На пресс-конференции после 11-й партии, которая, по сути, продолжалась 14 ходов (последние три были повторением позиции), Крамник сказал, что по собственному опыту знает, как нелегко удерживать преимущество в счете. В матче с Каспаровым он лидировал с перевесом в два очка, но до последнего не был уверен, что справится с задачей. Крамник как будто размышлял вслух, но его слова тяжким бременем ложились на опустившего голову Леко.

Не знаю, кто придумал эти сеансы откровений после партий, но сейчас они стали дополнительным средством психологического давления соперников друг на друга. Крамник совершенно спокойно, как о чем-то само собой разумеющемся, сказал, что в оставшихся партиях он будет играть, как играет. Чтобы победить в матче, не следует излишне рисковать черными. Как фишка ляжет, пусть так и будет. Ничья так ничья...

Чемпион оговорился. Победить в матче в его ситуации вряд ли удастся. Ему надо сравнять счет. Это для него и будет победой.

- Инициатива принадлежит мне, - говорил, склонив набок голову, Крамник. - У меня в запасе две "белых" партии, и я верю в успех.

В ответ бедный Леко вымолвил, уперев взор в стол и словно оправдываясь, что вообще-то его сопернику пока не удалось навязать ему прессинг, играя белыми. Чувствовалось, что заявление чемпиона подействовало на претендента угнетающе. Он уже не был столь словоохотлив, как раньше. И ни разу не улыбнулся.

Впрочем, психология психологией, но главную роль должны сыграть, конечно же, шахматные ходы. То, что мы увидели в 10-й партии, когда Крамник после испанской катастрофы вновь применил этот дебют, прессингом назвать еще трудно, но защита черных в той партии держалась уже на единственных ходах. И если сегодня в 12-й партии случится повторение пройденного или же если Крамник вновь получит свою игру белыми, то...

То мы, друзья, узнаем, готов ли Леко примерить почетный титул Железный Петер. Или же все вернется на круги своя.

ЕЖ СМИРНЫЙ, ЕСЛИ ЕГО НЕ ТРОГАТЬ

Говорить много о партии, в которой претендент перестал играть после 14-го хода черных, большого желания нет. Игры-то, в сущности, не было. По словам Леко на пресс-конференции, он не ожидал, что Крамник повторит свою партию с Тимманом на турнире в Вейк-ан-Зее в этом году - ведь там у черных было хуже. В той партии (с перестановкой ходов) возникла эта же позиция. И Крамник в Вейк-ан-Зее играл... белыми.

Не думаю, что Леко столь наивен. Что из того, что эту позицию чемпион в Вейк-ан-Зее отстаивал за белых, а сейчас решил применить черными? Сколько раз во время "безразмерного" матча Карпов - Каспаров мы видели эти партии-перевертыши, когда один и тот же дебют соперники разыгрывали то белыми, то черными. К тому же сейчас Крамник нашел простенький с виду ход конем, отгоняющий приставшего к черной пешке "d" белого слона.

На доске стали вырисовываться контуры "новоиндийского ежа", в котором игры - вагон и маленькая тележка. "Ежа" - будь он новоиндийских или сицилианских кровей - опровергнуть невозможно. Его надо играть! Причем у меня создалось впечатление (возможно, обманчивое), что черными "ежа" играть даже приятнее, чем белыми. И я не удивлюсь, если в 13-й партии Владимир вдруг передумает принимать ничью в аналогичной позиции и начнет выпрямлять знаменитые иголки "ежа": b6-b5, d6-d5... Если зазеваешься, эти иглы больно впиваются в позицию белых. В отчетной партии до этого дело не дошло: Леко просто перестал играть. Но так бывает далеко не всегда, иначе все выстраивали бы черными "ежа".

Помню, как в Линаресе, в котором я провел целый год (12 турниров подряд примерно по месяцу продолжительностью - вот год и набежал), о своем изобретении "ежа" мне рассказывал замечательный югославский гроссмейстер Любомир Любоевич, который живет в этом городе уже лет 30. По словам Любы, как окрестил его шахматный мир, он был первым, кто придумал построение за черных, впоследствии именовавшееся "ежом". Друг Любомира, шведский гроссмейстер Ульф Андерссон, просил Любу объяснить, что надо делать в "еже", и тот показал, как и когда следует выпрямлять иголки. Это тут самое главное. И что же вы думаете? Ульф начал постоянно применять "ежа", да так успешно, что в конце концов все теоретики стали ассоциировать это построение с Андерссоном, забыв об истинном первооткрывателе. Люба говорил об этом с добродушной улыбкой: дескать, вот как несправедлива бывает жизнь...

А в позиции, которую вы видите на диаграмме, после хода черного коня на поле h5 игра, как это ни удивительно, закончилась. Леко подумал-подумал и понял: чтобы не попасть в "ежовые рукавицы" Крамника, лучше дать ему еще один выходной.

Данное решение Леко сугубо профессиональное. Он считал, что дебютного перевеса у белых после сильной новинки Крамника уже нет. Если тот желает играть, пожалуйста. Пусть черные уклоняются от повторения позиции. Никто же не заставляет коня черных ходить только по полям f6 и h5.

Но Крамнику тоже не хотелось лезть на рожон. У него ведь в запасе два "белых патрона", как мы помним. И сегодня в 12-й партии ему стрелять первым.

ВНОВЬ О ЛЕКАРСТВЕ ПРОТИВ КОРОТКИХ НИЧЬИХ

Международный мастер Анджей Филипович из Польши, один из трех арбитров матча в Бриссаго, - известный шахматный деятель. Он является президентом одной из европейских зон, в которую входят Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия. Филипович был главным арбитром матча Каспаров - Крамник в Лондоне и главным арбитром матча за мировую шахматную корону среди женщин Се Цзюнь - Алиса Галлямова, судил финальный матч чемпионата мира ФИДЕ Карпов - Ананд в Лозанне...

- Пан Анджей, что вы думаете о синдроме сверхкоротких ничьих, который наблюдается здесь? - поинтересовался я у Филиповича.

- Могу сказать только, что оба игрока достойны права бороться за высший титул. Но регламент матча таков, что Крамника устраивает счет 7:7, при котором он сохраняет свой титул. Леко же нужно выиграть одну партию, а остальные можно свести вничью. Будет другой регламент, гроссмейстеры будут играть по-другому.

- Помню, как во время матча Каспаров - Крамник в Лондоне вы со своим коллегой Эриком Шиллером придумывали какие-то соревнования, чтобы развлечь зрителей, пришедших на матч, но оставшихся без зрелища...

- Да, там для нас было большим сюрпризом, когда после часа игры партия завершалась вничью и соперники покидали сцену. Поэтому мы с Эриком, чтобы как-то утешить публику, предлагали любому подняться из зала на сцену и сыграть с одним из нас блиц-партию за столом, за которым только что сидели Каспаров с Крамником. В желающих недостатка не было. А известный комментатор, английский гроссмейстер Дэниэл Кинг, вел для остальных захватывающий репортаж. Человек 200 наблюдали с удовольствием это представление. А что было делать? Надо же как-то компенсировать болельщикам разочарование от сверхкороткой партии гроссмейстеров. Тем не менее матч в Лондоне все равно оказался самым интересным из тех, что мне довелось судить.

- Вы издаете шахматный журнал, хорошо знаете историю шахмат. Скажите, кто и когда впервые разрешил шахматистам предлагать ничью?

- О, я сам хотел бы это узнать! Даже затеял небольшое историческое расследование, но пока не могу найти следов. Между прочим, шахматы были придуманы для того, чтобы дать мат вражескому королю. Всегда, даже в дружеских партиях, играли до мата или до голых королей. И кто-то совершил большую ошибку, разрешив предлагать ничью уже после первого хода! На знаменитом лондонском турнире 1883 года ничейные партии переигрывались в тот же день. И только если вновь фиксировалась ничья, результат поединка признавали ничейным.

- Вы можете представить себе, что Крамник с Леко, сыграв такую вот 16-ходовую партию, тут же засядут за новую?

- Если введут такой регламент, то им некуда будет деваться. Но, думаю, этого не случится.

- Есть ли, на ваш взгляд, средство, позволяющее победить ничейную болезнь?

- На мой взгляд, надо просто вычеркнуть из правил саму возможность предлагать ничью. Она должна фиксироваться лишь тогда, когда на доске останутся два короля, в патовой ситуации и после троекратного повторения позиции.

- Как здесь в 11-й партии?

- Данный случай - особый. Это матч за титул. Но в обычных турнирах не каждый раз случается троекратное повторение позиции. А если лишить игроков права предлагать мир, количество ничьих уменьшится, на мой взгляд, процентов на 80.

Однако, уважаемый читатель, что-то подсказывает мне, что в оставшихся трех партиях этого матча коротких и сверхкоротких ничьих уже не должно быть. Если только в 13-й партии. Но отнюдь не в 12-й!