Газета Спорт-Экспресс № 231 (3609) от 8 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

9 октября 2004

9 октября 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ЧТО ТАКОЕ FEDCOMINVEST И КТО ТАКОЙ ФЕДОРЫЧЕВ?

На состоявшейся вчера в Москве пресс-конференции руководителей "Динамо" были сформулированы планы возрождения знаменитого клуба и обнародованы размеры инвестиций со стороны фирмы Fedcominvest, которые могут составить 150 миллионов долларов. Президентом этой компании, которая получила в сентябре 51 процент акций ФК "Динамо", является Алексей Федорычев - в российском футболе фигура новая и для многих незнакомая.

Аббревиатура Fedcom красовалась на футболках московского "Динамо" в 2000 - 2001 годах, то есть еще в период президентства Николая Толстых. Но тогда, честно говоря, название фирмы не вызывало эмоций. Какой-то очередной спонсор, не более того. В конце концов, было время, бело-голубые выходили на поле и с надписью "Экономика и жизнь", в которой ничего плохого нет, но которая не сулила крупной финансовой выгоды.

Второе пришествие компании Fedcominvest в "Динамо", состоявшееся в начале этого сезона, получило более громкий резонанс. Фирма уже была титульным спонсором "Монако" и рассматривалась как стратегический партнер московского клуба, заинтересованный во всестороннем его развитии, включая инфраструктуру. А три недели назад на заседании президиума Центрального совета "Динамо" было принято решение о передаче компании 51 процента клубных акций. Из спонсора Fedcominvest превратился во владельца.

Несколько слов о деятельности компании. Основанная в 1994 году россиянином Алексеем Федорычевым, Fedcominvest занимается производством и продажей минеральных удобрений и серы, по поставкам которой на рынок - 4 миллиона тонн в 2003 году - она лидирует в России. При этом 3,5 миллиона тонн были отправлены на экспорт. С прошлого года компания, располагающая представительствами в Москве, Киеве, Одессе, Мариуполе, Астрахани и Ростове, а также терминалом в морском порту Южный в Одесской области, наладила еще и продажу зерновых.

В футболе же она получила широкую известность благодаря сотрудничеству с "Монако", финалистом последнего розыгрыша Лиги чемпионов. Причем около двух лет назад Fedcominvest едва не стала владельцем этого клуба. 10 декабря 2002 года она подписала с залезшим в огромные долги "Монако" соглашение о намерениях, по которому должна была получить его контрольный пакет и погасить задолженность. Однако против фирмы, руководимой русским, была развязана кампания в прессе. С подачи французского Главного управления общей разведки во влиятельной парижской газете Le Monde появилась статья, в которой компания характеризовалась как "легальная витрина организованной преступности из Восточной Европы".

Примечательно, что газета процитировала некоего следователя, заявившего, что "спонсорство, происходящее из славянских государств, часто продиктовано меркантильными интересами, оно все более вторгается в сферу футбола ввиду крутящихся в нем крупных средств, возможностей для отмывания денег и приобретения известности". Хотя спрашивается, что предосудительного во всем перечисленном, кроме "отмывания денег"? Любой спонсор заинтересован в отдаче в виде рекламы, налоговых льгот, просто славы - и футбол в этом смысле действительно привлекателен.

Так или иначе, в тот же день, когда появилась на свет статья в Le Monde, князь Монако Ренье III наложил на сделку вето. С другой стороны, по указанию прокуратуры Монако полиция и служба контроля за финансовыми потоками - SICCFIN - полгода затем расследовали деятельность Fedcominvest и никаких нарушений со стороны как компании, так и ее президента не обнаружили. Но поезд уже ушел. Федорычев тогда сделал заявление, в котором заметил, что раздутый вокруг компании скандал нанес ей ущерб, но его любовь к футболу и "Монако" это не поколеблет. И в самом деле, Fedcominvest продолжила финансировать клуб и даже увеличила в связи с его выходом в Лигу чемпионов объем спонсорской помощи с 2,5 миллиона до 3,5 миллиона евро в год.

От себя добавлю: скандалы, как известно, служат косвенной рекламой, а потому, возможно, возня вокруг Fedcominvest в чем-то ей и помогла. Во всяком случае, известности компании значительно добавила.

А в том, что Федорычев, родившийся 3 августа 1955 года в подмосковном Красногорске, искренне любит футбол, сомневаться не приходится. Я связался с ним перед Новым годом, когда жребий свел "Локомотив" с "Монако", и узнал, что бизнесмен неравнодушен к российским бело-голубым.

- В Красногорске я играл и в футбол, и в хоккей с мячом, - рассказал Федорычев. - Когда же в начале 70-х пришло время служить в армии, попал на несколько месяцев в дубль московского "Динамо". Но тогда в клубе блистало столько ярких мастеров, что пробиться в основной состав для меня было нереально. Впоследствии играл за "Кривбасс" из Кривого Рога. Хотел бы подчеркнуть, что российский футбол мне небезразличен, а душой я по-прежнему расположен к "Динамо", постоянно слежу за его выступлениями. С удовольствием возобновил бы с ним сотрудничество.

И возобновил. Да еще с каким рвением!

Александр ПРОСВЕТОВ