Газета Спорт-Экспресс № 231 (3609) от 8 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

8 октября 2004

8 октября 2004 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2006. Отборочный турнир

Группа 3

Завтра: ЛЮКСЕМБУРГ - РОССИЯ

ПОРТУГАЛИЯ-2 ДЛЯ ЯРЦЕВА-2

Игорь РАБИНЕР

Дежурная поездка в Бор на "день открытых дверей" в минувший вторник не предвещала ничего неожиданного. При желании можно было, конечно, увлечься деталями - коллективным возвращением в сборную игроков ЦСКА, психологически непростым выбором вратаря, традиционно огненными фразами Вадима Евсеева, невызовом героев последних недель Семака, Лоськова и Семшова. Но все эти частности меркли по сравнению с главным ощущением: с какой стати мы должны ждать чуда от поездки в Лиссабон, если дома со Словакией еле-еле играем вничью? Что за месяц для этого могло принципиально измениться?

По-настоящему интересно было послушать Георгия Ярцева. После Словакии главный тренер сборной по традиции ушел в тень, а слухи между тем бродили мрачные - то о его просьбе об отставке, то о жесточайшей головомойке, которую он якобы устроил игрокам в раздевалке в Петровском парке. Психологическое состояние главного тренера и было перед поездкой в Бор самым большим вопросом - ведь именно Лиссабон-2 станет для Ярцева "часом икс", моментом истины. Лиссабон-1 - Euro-2004 - породил множество пересудов о его тренерском "потолке", о превалировании эмоций над разумом, о тактических пробелах и неуравновешенности. Словакия эти разговоры усилила. В условиях, когда уже потеряны "свои" очки, Ярцеву ничего не остается, кроме ответа на критику там же, где были потеряны шансы на выход из группы на европейском первенстве. В Лиссабоне.

Автор этих строк не питал особых иллюзий, что потолковать с Ярцевым удастся подробно и в узком кругу. С главным тренером сборной мы не виделись с чемпионата Европы. Опыт работы с его предшественниками - Олегом Романцевым и Валерием Газзаевым - давал понять, что человек на этом посту воспринимает любую критику не как искреннее желание найти истину в споре, а как личное оскорбление. Поэтому возможностью интервью с Ярцевым я в пресс-службе РФС на этот раз даже не интересовался.

И тут произошла первая неожиданность: желание потолковать проявил сам Ярцев. Уже на пресс-конференции стало ясно, что он склонен к общению, не взвинчен и на вопросы реагирует не столь резко, как часто случалось в последнее время. Только тема Булыкина вызвала у него раздражение: мол, не знаю, как он играет в чемпионате России, а в сборной к нему претензий нет. За эту фразу (точнее, за формулировку) язвительные коллеги не могли не зацепиться: как же так, освобожденный главный тренер - и не знает, как человек играет в национальном первенстве. Между тем если не по форме, то по сути Ярцев право на такую фразу имел: Булыкин забивал в двух последних официальных матчах сборной - с Грецией и Словакией. Так же, как в свое время у Романцева все время забивал не игравший в "Расинге" Бесчастных.

Ответы Ярцева на пресс-конференции были столь подробны, что коллеги, которым я успел бросить на ходу реплику о предстоящем интервью, удивились: "А о чем еще спрашивать? Он уже обо всем высказался исчерпывающе".

Оказалось, не обо всем. У Ярцева ощущалось явное желание выговориться, и не заученными фразами, а так, как он думает на самом деле: "Если вы хотите разговаривать в духе агиток и передовиц, мне это неинтересно. Давайте поговорим по сути". Более получаса мы корректно по форме, но довольно жестко по содержанию спорили, задавали с двумя коллегами весьма нелицеприятные вопросы, в какой-то момент почувствовав, что сегодня запретных тем нет и дискуссия возможна. Лейтмотив беседы был таким: вы же меня критикуете, вот давайте и обсудим. Достойный, согласитесь, лейтмотив.

Не могу сказать, что этот разговор заставил меня отказаться от критики последних месяцев в адрес Ярцева. Каждое из своих спорных решений тренер объяснил, но ни разу так и не признался в том, что вот тут-то сделал ошибку. Ни когда выставил одного форварда с Испанией и Португалией, ни когда наигрывал в товарищеских матчах клубные блоки, а в Лиссабоне поставил на "гибридную" связку Лоськов - Кержаков, ни когда отказался от вызова на Словакию Игнашевича. То есть, с одной стороны, главный тренер декларирует свою ответственность за игру и результат, но, с другой - не признается (одно дело, если только нам, но гораздо хуже, если самому себе) в конкретных оплошностях. Полшага сделано, но на вторую половину духа не хватает?

Остались и другие вопросы. Полагаю, у Ярцева было достаточно времени, чтобы поговорить о живых впечатлениях от игры сборных Люксембурга и Португалии с латвийским коллегой Александром Старковым, но он ограничился видеозаписями. Мне не кажется это правильным. Телекартинка, на которой есть только мяч и то, что его окружает, - все равно что баночное пиво по сравнению с настоящим, не консервированным.

Далее. Список игроков, вызванных в сборную, на сей раз не позволяет упрекнуть Ярцева во вкусовщине и несправедливости - присутствие, скажем, Хохлова и Аршавина исключает летние разговоры об антипатии к этим игрокам. Но тот же список дает повод говорить об инерции мышления штаба. Почему он объявляется за два тура (плюс матчи еврокубков) до приезда в Бор - и в него нельзя внести оперативные изменения? Почему машина вызова в сборную столь неповоротлива?

Разумеется, в работе тренера сборной дело гораздо важнее слова. Но то, что впервые за последние месяцы Ярцев отпер глухую железную дверь в собственную душу, тоже кажется мне важным. На протяжении многих лет пост тренера нашей сборной выглядел очень опасным для здоровья: люди, еще недавно пришедшие в команду со свежими и незамыленными идеями, на глазах теряли адекватность. Власть убивала в них творческое начало, "подсаживала" на наркотик собственного величия. И возможности творить с вверенной командой все что заблагорассудится, забывая, что команда эта - не его личная, а национальная.

Лето и начало осени 2004-го, не скрою, вызвали у меня опасения, что с Ярцевым происходит то же самое. В минувший вторник этих опасений, к счастью, стало намного меньше. Похоже, сам тренер нашел в себе силы ощутить происходившие с ним изменения. И, будем надеяться, переломить их.

До какой степени - покажут два ближайших матча. Во многом - решающие для Ярцева.

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ ОТ "СЭ" НА 9 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ МАТЧА СБОРНОЙ РОССИИ

ЛЮКСЕМБУРГ. Облачная погода с прояснениями. Возможен дождь. Ветер восточный, 6 - 9 м/с. Температура воздуха 7 - 9 градусов.