Газета Спорт-Экспресс № 216 (3594) от 21 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

21 сентября 2004

21 сентября 2004 | Волейбол

ВОЛЕЙБОЛ

Николай КАРПОЛЬ: "РАБОТАТЬ СО СБОРНОЙ ИЛИ НЕТ, РЕШУ В НОЯБРЕ"

Лучше всех на Олимпиаде в Афинах в командных видах спорта у нас выступили волейболистки. Для их знаменитого наставника Николая Карполя серебро Игр-2004 стало уже третьим по счету, а еще в его коллекции есть золотые олимпийские награды, завоеванные в Москве-1980 и Сеуле-1988. Тем не менее все эти достижения не помешали руководству Международной федерации волейбола (ФИВБ) в конце прошлой недели исключить женскую сборную России из стартовавшего сегодня в Турции розыгрыша "Гран-при" - самого престижного коммерческого турнира национальных команд. Неожиданно освободившееся место в спешном порядке заняла "выдающаяся" сборная Румынии. Таким образом, международный сезон для наших волейболисток закончился досрочно.

Вчера корреспондент "СЭ" попросил подвести его итоги самого Карполя.

"ГРАН-ПРИ" НЕ ПОШЕЛ БЫ НАМ НА ПОЛЬЗУ

- Исключая сборную России из "Гран-при", ФИВБ руководствовалась тем, что в предыдущий раз мы участвовали в нем не основным составом. В Анкаре тоже должны были сыграть резервистки?

- Нет. Если бы не дисквалификация, то в Турцию отправились бы игроки, которые приняли участие в недавнем отборочном матче чемпионата Европы-2005 против Испании. То есть почти все серебряные медалистки афинской Олимпиады, за исключением Тищенко, Артамоновой и Соколовой.

- Как девушки заполнят неожиданно образовавшуюся паузу?

- Просто раньше вернутся в свои клубы и начнут подготовку к Кубку и чемпионату России. Возможно, это и к лучшему. Ведь позади у них очень напряженный сезон в сборной: два квалификационных олимпийских турнира, "Гран-при", отборочные матчи континентального первенства и, наконец, Олимпиада.

- То есть вы восприняли демарш ФИВБ без сожаления?

- Не совсем. Но в то же время Олимпиада отняла у игроков столько физических и душевных сил, что еще один турнир в конце года им на пользу точно не пошел бы. Я ведь не случайно сделал все, чтобы сборная еще до Афин обеспечила себе участие в Евро-2005. Было очевидно, что после Игр ей будет очень тяжело сражаться с любым противником. Так и вышло: в сентябре мы проиграли и Румынии (0:3. - А.Б.), и Испании (1:3. - А.Б.). Однако созданный ранее задел помог нам все-таки отобраться на чемпионат Европы.

Что же касается собственно "Гран-при", то я против него никогда не выступал. Но и обвинения в свой адрес со стороны ФИВБ всерьез воспринимать не намерен. Ее чиновники упрекают меня в том, что я самовольно покинул сборную после первого этапа прошлого "Гран-при". Ну и что? Разве у меня нет права свободно перемещаться в пространстве, когда я сочту это необходимым? В регламенте ФИВБ есть запрет на замену в заявке игроков, но вы не найдете там аналогичного пункта, касающегося главного тренера. Поэтому никаких нарушений с моей стороны летом во время "Гран-при" не было.

- Но ФИВБ ставит нам в вину еще и то, что Россия была представлена на том "Гран-при" дублерами.

- На самом деле суть претензий ФИВБ заключается в том, что Всероссийская федерация волейбола вовремя не ответила на письмо, в котором нашу сборную покритиковали за обилие в ней резервистов. Почему произошла эта проволочка, надо спросить у руководства ВФВ. Я ведь не могу за всем уследить. Но, в любом случае, формирование состава - прерогатива главного тренера. И если я решил освободить от участия в "Гран-при" тех или иных игроков, то, значит, имел основания. Простите, но на носу была Олимпиада. По-моему, каждая команда имеет право планировать подготовку к Играм так, как считает нужным. Тем более сборная России, сразу три игрока которой перенесли в этом году операции: в январе - Елена Плотникова, после олимпийского отборочного турнира в Токио - Тищенко, затем - Артамонова... Если бы я заставил лидеров колесить летом по япониям и индонезиям, то к Олимпиаде в команде не осталось бы ни одного здорового игрока. Ведь волейбол сегодня - один из самых травматичных видов спорта. В том числе благодаря ФИВБ, которая ужасно перегрузила международный календарь.

- Может быть, "Гран-при" уже изжил себя? Стоит ли России стремиться вернуться в этот турнир?

- Я считаю, что "Гран-при" сделан под одну сборную - Китая. В отличие от других команд китаянки почти весь турнир проводят у себя дома. Конечно, это способствует популяризации и развитию там волейбола, но при чем здесь остальные? Думаю, необходимо пересмотреть систему проведения "Гран-при", чтобы поставить всех в равные условия. Однако, в любом случае, проситься обратно нам не стоит. Уверен, что от исключения России из "Гран-при" мировой волейбол только проиграл. И ФИВБ очень скоро это поймет.

- Тем не менее, исключив нашу мужскую сборную из Мировой лиги, ФИВБ обратно ее пока не зовет, и, скорее всего, в 2005 году мы вновь примем участие в созданной недавно Евролиге. Возможна ли организация подобного турнира в противовес "Гран-при" у женщин?

- В принципе за последние годы уровень волейбола в Старом Свете заметно вырос. Думаю, в спортивном плане такие соревнования представляли бы интерес. А вот с финансовой точки зрения они вряд ли бы оказались успешными. Выбрасывать деньги на ветер сегодня не станет никто.

- Чтобы покончить с этой темой, скажите: исключение России из Мировой лиги и "Гран-при" - звенья одной цепи?

- Безусловно, эти события взаимосвязаны. Не секрет, что ФИВБ относится к нашей стране, мягко говоря, без пиетета. Впрочем, у палки всегда два конца. Наверное, немалую долю вины за подобное отношение должна взять на себя наша федерация. К сожалению, ВФВ по-прежнему преподносит себя исключительно как спортивную структуру. А жизнь не стоит на месте, и сегодня нужно уметь решать совершенно новые задачи - финансовые, юридические, организационные... Необходимы профессиональные менеджеры, способные адекватно реагировать на любые внешние и внутренние изменения. Ведь зачастую мы не можем отстоять свои интересы в ФИВБ только потому, что не знаем собственные права и обязанности. В результате, когда надо кричать - молчим, а когда нужно о чем-то умолчать - выставляем на всеобщее обозрение.

ОТ ПОБЕДЫ В ГРЕЦИИ НАС ОТДЕЛИЛИ СОТЫЕ ДОЛИ СЕКУНДЫ

- Вы уже определились со своими дальнейшими взаимоотношениями со сборной?

- Нет. Ведь еще не подведены итоги Олимпиады, федерация не высказала свое мнение по поводу развития волейбола в стране в ближайшие годы, я не поделился с ней своими взглядами на сей счет. Все это произойдет в ноябре на очередном пленуме ВФВ. Тогда я и решу окончательно, оставаться в сборной или нет, и если оставаться, то в каком качестве.

- А сами вы как оцениваете выступление своей команды на Играх в Афинах?

- Считаю, что она показала там все, на что была способна. Могли ли мы завоевать золото? Конечно. Ведь в финале нас отделили от победы, выражаясь легкоатлетическим языком, сотые доли секунды. Но что поделать, если Китай прыгнул в Афинах гораздо выше собственной головы и заслужил победу на все сто процентов.

- Почему же нам не хватило этих долей секунды? Особенно в четвертой партии, когда мы повели 23:21, уже имея в активе два выигранных сета?

- Думаю, в тот момент сказалась невероятная усталость, которая накопилась у команды за весь турнир. Признаю: к финалу сборная восстановиться не успела. Да и не могла. В этом плане Китай ушел от нас далеко вперед. К сожалению, сейчас Россия не обладает новейшими методиками для эффективного восстановления спортсменов. Перед финалом китаянки провели тяжелейший пятисетовый поединок против Кубы, однако на матч с нами вышли свежими как огурчики. В результате по ходу встречи они постепенно прибавляли, а нам, наоборот, приходилось все тяжелее и тяжелее.

- Под новейшими методиками восстановления вы подразумеваете достижения спортивной медицины?

- Да. Причем в данном случае речь идет об использовании богатейшего опыта китайской народной медицины. Эффект налицо: в Афинах Китай занял второе место в общекомандном зачете. А что будет через четыре года в Пекине, даже подумать страшно!

В АФИНАХ НЕКОТОРЫЕ СБОРНЫЕ ОКАЗАЛИСЬ СЛАБЕЕ, ЧЕМ В СИДНЕЕ

- Если бы в полуфинале Китай проиграл Кубе, кто в итоге завоевал бы золото?

- Давайте не будем гадать. На мой взгляд, мы выглядели сильнее кубинок, однако это ровным счетом ничего не значит. Такова специфика Олимпиады: предсказать ее итоги почти невозможно.

- Но сравнить финал Игр-2004 с решающим поединком Олимпиады в Сиднее, в котором сборная под вашим руководством уступила на тай-брейке Кубе, вы можете?

- Безусловно. И мой ответ будет однозначен: та сборная Кубы намного превосходила нынешний Китай, а команда России-2000 была сильнее самой себя образца этого года.

- То есть, на ваш взгляд, последняя Олимпиада не стала шагом вперед в развитии мирового женского волейбола?

- Конечно, нет. Думаю, за последние четыре года игра лидирующих сборных заметно поблекла, а вот середняки, наоборот, прибавили в собственном мастерстве. Но это и неудивительно. Сейчас на первые роли выходит поколение, которое всю жизнь играет по новым правилам. А они явно не способствуют повышению качества волейбола. Лично я не открыл для себя в Афинах ни одной новой звезды. Да и как может быть иначе, если победа Китая - это триумф именно команды, а не созвездия игроков. По исполнительскому мастерству ни одна из новоиспеченных олимпийских чемпионок не дотягивает даже до своей соотечественницы Лянь Пинь, блиставшей в Лос-Анджелесе еще 20 лет назад. Выделить у китаянок я могу только Кун Фень - однозначно лучшую связующую турнира.

ТРЕНИРОВАТЬ КЛУБ БОЛЬШЕ НЕ БУДУ

- Ваша сборная в Афинах заняла второе место, а вся Россия в общекомандном зачете впервые опустилась на третью строчку...

- Воздержусь от комментариев. Могу сказать лишь одно: в командных видах спорта я у России прогресса не заметил. И, думаю, основная причина такого положения дел - отсутствие нормальных условий для подготовки национальных сборных. Во всяком случае, в женском волейболе ситуация именно такова.

- Чем конкретно вы недовольны?

- Собираюсь изложить свой взгляд по этому поводу на ноябрьском пленуме ВФВ. Вкратце же моя позиция выглядит следующим образом: к таким турнирам, как Олимпиада, ведущие волейболистки должны готовиться внутри страны. Сборной необходим базовый клуб, каковым долгое время являлась "Уралочка". К сожалению, в ближайшем будущем она этот статус может легко потерять, что нанесет огромный удар по национальной команде.

- Под "Уралочкой" вы подразумеваете конкретный клуб или целую систему?

- Я включаю сюда и подмосковное "Динамо", которое, по сути, выполняло роль второй команды "Уралочки". Но как будут обстоять дела в новом сезоне, сказать пока не могу. От этого, кстати, будет зависеть и мое решение о работе в сборной.

- Продолжите ли вы одновременно возглавлять один из клубов суперлиги?

- Точно нет. Хотя какое-то участие в жизни подмосковного "Динамо" принимать, наверное, буду. А в "Уралочке" займу должность советника.

- Летом появились слухи, что Екатерина Гамова подписала контракт с одним из японских клубов...

- Это всего лишь слухи. Гамова будет выступать в России. А свое отношение к отъезду за рубеж наших звезд я уже высказал. Считаю, что на благо сборной он не пойдет. Впрочем, давайте дождемся ноября. Тогда ситуация со мной, сборной и "Уралочкой" полностью прояснится.

Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ