Газета Спорт-Экспресс № 140 (3518) от 24 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

24 июня 2004

24 июня 2004 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2004

МАТЧИ № 21, 22

Группа С

ИТАЛИЯ - БОЛГАРИЯ - 2:1

ДАНИЯ - ШВЕЦИЯ - 2:2

ЧТО ОБСУЖДАЛИ НА 79-Й МИНУТЕ?

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Порту

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

Однажды такое уже было. В 1982 году на чемпионате мира в Испании Германия и Австрия очень хотели выкинуть из своей группы Алжир. Для этого им требовалось сыграть между собой со счетом 1:0 в пользу немцев, что и было довольно цинично исполнено. А поскольку в те времена принципы fair play еще не были продекларированы столь громко, как сейчас, мировая общественность отнеслась к подстольным играм двух родственных стран чуть ли не иронично - с кем, дескать, не бывает. Мнение Алжира, понятно, при этом никого не интересовало.

Сейчас другая ситуация. ФИФА и УЕФА трубят на каждом углу о необходимости свято блюсти каноны честной игры. В то же время проигрыш на футбольном поле приравнивается по своим экономическим и моральным потерям к поражению в небольшой войне. Да и Италия - не Алжир: люди с Апеннин способны раздуть скандал из весьма неоднозначной ситуации. Вопрос в другом: а есть ли из-за чего этот скандал раздувать?

Даже те, кто резко осуждает Данию и Швецию за их ничью, признают: доказательств преступного сговора нет, потому что свечку, как говорится, никто не держал. Но ряд признаков все-таки указывает на неоднозначность и даже подозрительность ситуации. Поэтому нам с вами придется учитывать обе версии. Итак, вариант первый -

СГОВОР БЫЛ

В этом случае следует отдать должное прежде всего актерскому мастерству футболистов. Они не опустились до того, чтобы забивать в свои ворота на последних минутах, как было в некоторых матчах прошлогоднего российского первенства, а довольно артистично бегали по полю, атаковали, заламывали руки, не попадая в створ, и радовались взятию чужих ворот, как дети.

Однако в пользу этой версии говорят некоторые другие вещи. Скажем, лица тренеров на пресс-конференции. Знаете, какими они были? Уставшими! Люди только что обеспечили своим командам выход в четвертьфинал в драматичнейшей концовке матча, а на их физиономиях - ничего, кроме обыденности и нежелания делиться радостью с журналистами. Хорошо хоть Мортену Ольсену и Ларсу Лагербеку удалось прийти в переполненный представителями прессы зал без гримасы вины за свой успех. Но и масок радости и счастья надеть они во вторник все-таки не сумели.

- Вы все видели, - дежурно начал Мортен Ольсен. ("Ясное дело, видели", - подумали журналисты.) - Мы играли на победу, имели много голевых шансов, и в самом конце матча удача нам улыбнулась.

Затем датский тренер еще минуты три отвечал в том же духе на вопросы относительно нужного скандинавским сборным результата. "Мы хотели... Они не давали... Потом получилось..." Повторять его объяснения смысла нет, потому что еще до пресс-конференции любой из присутствующих в зале мог наговорить целый воз подобных слов.

В какой-то момент, однако, Ольсен повел себя так, словно на нем загорелась шапка. Он вдруг хмуро и решительно попросил не задавать ему больше вопросов о счете 2:2. Надоело, дескать, хватит. Для человека, который находится в двусмысленном положении, - а Ольсен во вторник и был таким человеком, - это заявление прозвучало чересчур резко. Не было попытки как-то объяснить свою позицию, убедить собравшихся, что, мол, бывают же в жизни счастливые случайности, и так далее. Ольсен предпочел озвучить сухую официальную версию, прекрасно понимая, что от него ждут более человечных и искренних слов, и тем самым, на мой взгляд, оставил себя в дурацком положении.

Дальше - больше. Ольсена попросили прокомментировать эпизод, произошедший на 79-й минуте. Мало кто видел, как харизматический лидер датчан Томас Гравесен, пока его команда разыгрывала угловой у чужих ворот, подошел к скамейке запасных и стал о чем-то совещаться с Ольсеном. Нормально, да?! Сборная якобы пытается забить третий, решающий гол, чтобы снять все вопросы о победителе, а ее опорный полузащитник, без которого Дания - не Дания, шушукается с тренером на другой половине поля!

Между тем именно в последней четверти матча датчане перестали вдруг попадать в ворота из выгодных ситуаций. В том числе и сам Гравесен, который, помнится, обводил однажды соперников до тех пор, пока острота ситуации благополучно не сошла на нет.

- Без комментариев! - резко ответил Ольсен на вопрос о своем диалоге с "семеркой" датчан.

- А что вы думаете о сборной Швеции?

- Снова без комментариев.

- Но почему?

- Меня больше интересует моя команда и ее проблемы, а не соперник.

Ну а Ларс Лагербек в костюме и безукоризненной белой рубашке с галстуком и вовсе выглядел официальным пресс-секретарем какого-нибудь президента, от которого искренних слов вовек не дождаться. Меньше всего при этом он напоминал тренера команды, которая завоевала право на выход в плей-офф чемпионата Европы лишь на 89-й минуте.

- Когда на 89-й минуте сборная Швеции сравняла счет, я почувствовал огромную радость, - сказал Лагербек с таким выражением на лице, словно ему в этот момент очень хотелось зевнуть. - Хороший результат при хорошей игре. Мы следили за ходом игры между итальянцами и болгарами в Гимарайнше, но о том, что команда Трапаттони забила победный мяч в самом конце, не знали. Не до того было - мы уже радовались собственному успеху Кстати, Трапаттони, как мне сказали, успел посмотреть запись наших голов и не нашел в них криминала. А то, что в последние секунды мы не атаковали, это нормально. Я знаю мало таких людей, у которых хватило бы моральных и физических сил на активные действия, когда главная задача уже выполнена.

Но выражение тренерских лиц к делу, конечно же, не пришьешь, а потому самое время вспомнить о второй версии -

СГОВОРА НЕ БЫЛО

Сразу отброшу один из вариантов этой гипотезы, согласно которому команды абсолютно случайно сыграли со счетом 2:2. Не потому, что совсем уж не верю в это, а потому, что если было именно так, то и комментировать на самом деле нечего. Повезло и повезло - с кем не бывает.

Куда более вероятным мне представляется расклад, при котором имела место такая договоренность: до 80-й, к примеру, минуты (условно говоря, до беседы Гравесена с Ольсеном) играем как бог на душу положит, а затем, если еще не поздно, анализируем ситуацию и принимаем устраивающее северные народы решение. Показалось, правда, что начали свой анализ команды гораздо раньше - в начале второго тайма, но это уже частности.

Однако больше всего походит на правду такая версия. Сговора действительно не было, но результат 2:2 команды крепко держали в голове. Вспомните, как шведы в начале игры не были похожи сами на себя - ошибались, теряли мяч, пассивно вели себя на чужой половине поля. Потому что в тот момент датчанам было нужнее забить. И пока они не сделали это, подопечные тренерского тандема не помышляли об атаке.

Затем фаворитами группы стали "красные", которые тут же перестали лезть вперед и позволили шведам пошустрить у собственных ворот. И вся эта взаимная вежливость привела к тому, что в какой-то момент стало ясно: без счета 2:2 не обойтись.

В любом случае результат игры был на 99 процентов неслучаен (1 процент оставим для неисправимых идеалистов или оголтелых ненавистников сборной Италии). И если бы командам можно было, как в шахматах, согласиться на крупную ничью после первых ходов позавчерашней партии, это было бы честнее по отношению к зрителям и итальянцам. А так одним пришлось ломать комедию, другим за ней наблюдать, третьим о ней писать. Тогда как для четвертых она стала драмой.

Такое вот смешение жанров случилось в португальском футбольном театре. Который после заявления официального представителя УЕФА о том, что в матче Дания - Швеция все было по-честному, рискует превратиться в балаган, чего на самом деле очень не хотелось бы.