Газета Спорт-Экспресс № 45 (3423) от 1 марта 2004 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

1 марта 2004

1 марта 2004 | Футбол

ФУТБОЛ

Николай ЛЕВНИКОВ

МЫ - НЕ ЖАНДАРМЫ, А СОЮЗНИКИ ФУТБОЛИСТОВ

Параллельно с участниками чемпионата России в турецком Белеке готовилась к сезону сборная судей премьер-лиги. Как и полагается, список приглашенных на двухнедельный сбор был расширенным, а по ходу тренировок и сдачи нормативов определился основной состав. О том, кто и как будет "играть" за нее в ходе 13-го чемпионата России, рассказал корреспонденту "СЭ" председатель Коллегии футбольных арбитров Николай Левников.

АРБИТРАМ ТРЕБУЮТСЯ ПСИХОЛОГИ

- В свете жесткой критики в адрес судей у вас не возникало желания оставить горячее председательское место, на котором ваши предшественники долго не задерживались?

- Пришел на эту должность два года назад, потому что понимал: судейство в российском футболе на краю обрыва - еще немного, и рухнет. Необходимы были решительные шаги, чтобы вернуть его на европейский уровень. Мы начали большое дело, и на полпути уходить не намерен. Надо поставить судейство на профессиональный уровень.

- О каких шагах идет речь?

- Создаем систему подготовки судей. Во всех регионах открываем школы молодого арбитра. В будущем только их выпускники смогут судить матчи чемпионата России. Такого количества сборов, какое намечено на 2004 год, не было даже в союзные времена. После трех туров первенства страны пригласим арбитров в Москву для очередной сдачи нормативов и разбора проведенных матчей: они понимают, что без отменной физической и психологической подготовки в премьер-лиге делать нечего.

Актуальной оказалась и этическая проблема: в понимании, как должны вести себя судьи, у многих оказались пробелы. Собрали на семинар порядка сотни преподавателей из всех российских регионов, а после его окончания каждому выдали соответствующий сертификат на право преподавания. Получив поддержку ФИФА, зарегистрировали Международный центр подготовки арбитров для тех, кто претендует на судейство матчей премьер-лиги. На сбор в Турции пригласили известнейшего арбитра ФИФА Мишеля Вотро, ныне консультанта президента Франции по вопросам спорта. Он прочитал три лекции, в том числе на тему "Личностные качества арбитра". Наша задача - показать всем: мы не подразделение жандармов, а союзники футболистов, призванные помочь раскрытию их возможностей.

- Тем не менее в прошлом сезоне претензий к арбитрам и к вам лично было немало. Что в них преобладало: конструктивное начало или эмоции?

- Пятьдесят на пятьдесят. Сезон оказался очень сложным из-за того, что на еще не сформировавшихся новых лидеров судейского корпуса свалился огромный груз ответственности. Поскольку по возрасту ушла группа ведущих арбитров, которым доверялись важнейшие матчи, нагрузка легла на плечи, по сути, четырех арбитров Валентина и Николая Ивановых, Юрия Баскакова и Игоря Егорова. Кроме того, мы перевели в премьер-лигу семерых молодых арбитров, за которыми год следили в первом дивизионе. Разумеется, с ходу им непросто было завоевать авторитет на высшем уровне, но четверо из них уже подпирают лидеров.

Еще одна наша не преодоленная пока беда, вызывающая претензии, - отсутствие единой интерпретации правил, особенно в предъявлении желтых и красных карточек. Проблема тут еще и в психологии, вопросами которой до нас лет десять никто не занимался. Сейчас с арбитрами работают сотрудники петербургской Балтийской академии психологии, проводят тестирование, выявляют слабые и сильные стороны личности каждого, дают персональные рекомендации.

- Новые потери судейский корпус после окончания прошлого сезона понес?

- Да. По возрасту закончили судить три известных арбитра - Тарас Безубяк, Юрий Чеботарев и Сергей Зуев. Но они по-прежнему востребованы, выезжают на сборы в роли преподавателей.

- Сдача контрольных нормативов на сборе в Белеке не укоротила список кандидатов?

- Каждый год мы приглашаем на сбор опытных тренеров по физподготовке. Занятия под их руководством не прошли даром: все кандидаты на роль главных арбитров успешно справились с нормативами, хотя тест Купера мы повысили с 2700 метров до 2800. На коротких отрезках не уложились в нормативы два лайнсмена - Алексей Монахов и Сергей Исаков. Если они улучшат физподготовку, то будут допущены к судейству со второго круга.

- По каким критериям кроме физподготовки происходит отбор судей для премьер-лиги?

- Основа - аттестация арбитров за два предыдущих сезона в национальном чемпионате. Практическое судейство - все участники во время сбора провели по полтора контрольных матча (ряд игр арбитры судили по тайму). Наконец, учитывается и перспектива.

АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ

- Вас можно увидеть даже на матчах второго российского дивизиона, хотя предмет главных забот - премьер-лига. Ищете смену?

- Приступив к работе, мы ужаснулись: первый и второй дивизионы заполонили судьи старшего поколения, которые никуда не стремились и не давали хода молодежи. Тогда был провозглашен девиз: "Алло, мы ищем таланты!" И вот результат: на проходящий сейчас сбор арбитров первого дивизиона вызваны 24 представителя второго не старше 32 лет. А ветераны, почувствовав за спиной дыхание конкурентов, получили стимулы к повышению качества судейства.

- Вы уверены, что эта конкуренция идет на равных? Что инспектора, по рапортам которых оценивается работа арбитров, не вводят иногда - вольно или невольно - руководство в заблуждение?

- Такое случается. У нас, к сожалению, пока нет того, что есть во всех странах: и судьи, и инспекторы обучаются по единой методике, что позволяет последним квалифицировать первых по общим принципам. Поэтому предлагаем разделить функции делегата и инспектора матча, как сделано во многих странах, на уровне УЕФА и ФИФА. Бывшие тренеры, игроки, функционеры вполне могли бы выступать в роли делегатов, представителей РФПЛ, проводить техническое совещание, контролировать порядок на стадионе. А бывшие судьи оставались бы в качестве инспекторов, выставляли арбитру оценку, анализировали бы проведенный матч, делились представлениями о достоинствах и недостатках работы бригады. С этим, между прочим, связана еще одна проблема: арбитр, завершивший карьеру, почему-то должен энное количество лет ждать, пока его допустят к инспектированию в премьер-лиге. Но за три-четыре года прозябания во втором дивизионе можно потерять прежний уровень.

- А как вы прокомментируете разговоры о существовании так называемой "инспекторской мафии", когда представители клубов через инспекторов выходят на судей, заставляя их под угрозой выставления негативных оценок проявлять симпатию к определенным командам?

- Если бы такое было, мы бы этот вопрос обязательно подняли. Встречаются инспектора, которые стремятся показать арбитрам перед матчем: мол, я здесь главный. Не то что он хочет повлиять на результат, но любит покрасоваться, воздействуя на арбитра, его методику работы. Будучи инспектором УЕФА, вижу, как ведут себя мои европейские коллеги. Это наблюдатели, помощники бригады, способные провести анализ арбитража и дать полную информацию в судейский комитет УЕФА о перспективах любого арбитра.

ЗА "РАБОЧИЙ MAT" НАДО КАРАТЬ. И ВОСПИТЫВАТЬ

- Тогда вопрос как к инспектору УЕФА: сравним уровень судейства в нашей премьер-лиге с европейским?

- Вполне сопоставим с испанским, итальянским, английским чемпионатами. Показателен пример Валентина Иванова, который отлично провел финалы Межконтинентального кубка. Кубка конфедераций, полуфинал Лиги чемпионов. На подходе к таким матчам Баскаков, следом идут Николай Иванов и Егоров. Наши судьи постоянно задействованы в еврокубках. Так, Валентин Иванов будет судить в Лиге чемпионов 9 или 10 марта. 3 марта бригада, возглавляемая Баскаковым, проводит матч Кубка УЕФА в Турции. В техническом отношении, в понимании игры наши судьи даже выше западных коллег, потому что знакомы с футболом не по книжкам, а вышли из него. Как бывшим игрокам им легче уловить тонкий фол, умысел в нарушении правил. А вот в управлении игрой, в вынесении дисциплинарных санкций, в неприятии неспортивного поведения, хамства на поле мы зарубежным арбитрам проигрываем.

- Чем же объяснить то, что даже лучшие российские арбитры, тот же Валентин Иванов, например, порой "прокалываются" в матчах национального чемпионата?

- В национальном первенстве арбитры под постоянным прессингом: едва ли не каждое их решение бурно оспаривается из тренерской зоны. Причем те же тренеры на матчах европейского уровня ведут себя тише воды, ниже травы, потому что там следуют жесткие санкции за нарушение этики. А у нас на это, по существу, не обращают внимания.

- Во время контрольного матча с бухарестским "Динамо" темнокожий легионер "Ростова" Кампамба выругался по-русски матом на все поле. "А чего ждать, - заметил кто-то, - если вратарь Близнюк 90 минут не закрывает рта, через слово употребляя одно, видимо, глубоко запавшее ему в душу, ругательное слово? Наверное, в качестве артикля". Да и в официальных матчах непотребная лексика звучит на поле все чаще, даже вошел в обиход термин "рабочий мат". Ненормативное становится нормой?

- Нет, конечно. Но здесь многое зависит от воспитательной работы тренерского состава. Рядом с нами на сборах находилась команда из Казахстана, которой руководят Антон Шох и Сергей Тимофеев. Они установили штрафы - за брань на поле 200 рублей. И даже "рабочего мата" по ходу их матчей не слышно. Мы на всех занятиях, семинарах указываем судьям: не оставляйте мат без внимания. В первый раз арбитр должен сделать игроку замечание, во второй - предупредить. Но если это громкий, вызывающий выпад, который слышно на трибунах, "оратора" надо удалять с поля сразу. Не всем пока хватает на это смелости. Но мы ведем и будем вести решительную борьбу с нецензурщиной. Правда, одни карательные меры без воспитательной работы тут не помогут.

ГЛАВНАЯ ЗАПОВЕДЬ - "НЕ НАВРЕДИ"

- Судейский корпус России готов к тому, что грядут очередные изменения правил игры - например, в определении офсайда?

- Они введены не сейчас, но мы, увы, как нередко бывает, позади Европы всей. На заседаниях комитетов и исполкома УЕФА подчеркивается: чтобы футбол продолжал увлекать людей во всех странах, необходимо изменение его философии. Все поправки в правилах направлены на то, чтобы помочь созидательному футболу. Раньше, например, арбитру предписывалось: если он сомневается при определении положения "вне игры", лучше перестраховаться и поднять флаг. Теперь же в этой ситуации рекомендуется: "Флаг - к ноге!" Нахождение игрока просто "вне игры" не является нарушением правил. Судья должен фиксировать офсайд, только когда футболист вмешивается в игру. Это не изменение правил, а иная их трактовка, которая присутствовала и в матчах предыдущего чемпионата. Но если тогда в ее реализации были проблемы, то на нынешних сборах ни один судья на линии не путал активное положение "вне игры" с пассивным. На выездных семинарах доводим это положение до сведения команд, демонстрируем им учебный фильм УЕФА на эту тему.

- Любое положение в правилах ведет к определенным изменениям в тактике игры. Но до одних это доходит раньше, до других - позже. Не создаст ли такой дисбаланс дополнительных проблем?

- Когда вводили правило фола "последней надежды", я, тогда арбитр высшей лиги, решил: футболу пришел конец, начнут удалять с поля налево и направо. Но игроки и тренеры осознали последствия нововведения и сумели быстро перестроиться, в том числе за счет совершенствования техники отбора мяча. Так введение нового параграфа правил привело к игровому прогрессу, а число удалений за сезон по этой причине можно пересчитать по пальцам.

- Введенное в прошлом году вето на критику арбитров сохранится?

- А его не было. Мы выступали лишь против унижения личного достоинства арбитров в СМИ. Да критикуйте нас на здоровье. Без критики нет прогресса. КФА ведет серьезную работу по повышению уровня судейства. Внешне она пока не очень заметна, но, уверен, даст плоды. В своей лекции Мишель Вотро подчеркнул, что каждый судья, от начинающего до самых известных - Коллины, Мерка, Майера, Иванова - должен начинать утро с заповеди: "Не навреди". Этим девизом и руководствуемся.

Павел АЛЕШИН

Белек - Москва