Газета Спорт-Экспресс № 32 (3410) от 12 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 22

12 февраля 2004

12 февраля 2004 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

ВЗГЛЯД ИЗ АМЕРИКИ Славы МАЛАМУДА

ПОЖАЛУЙТЕ БРИТЬСЯ

Раскрою страшную тайну: хоккейным кумиром моей юности был Виктор Жлуктов, нападающий ЦСКА, игравший, помнится, под номером "22". Почему, спросите вы, именно он обогнал в моей табели о рангах Макарова, Третьяка и даже тезку - Славу Фетисова? Техника, бросок и бойцовские качества тут были ни при чем, хоть я и уверен, что Виктор обладал всем этим в избытке. Просто вопреки уставу Советской Армии ("лицо военнослужащего должно быть чисто выбрито"), у Жлуктова были усы: большие, черные, на зависть самому питерскому из всех д'Артаньянов.

Хоккеистов-усачей в те годы было не так уж и много, и в наличной растительности Виктора мне виделся некий (наверняка мною же и выдуманный) социальный вызов, которому хотелось сопереживать - из подросткового чувства противоречия. Где мне тогда было знать, что истинными бунтарями в цээсковской дружине были до блеска бритые Фетисов и Ларионов...

Значительно позже, познакомившись с американской спортивной историей, я выяснил, что и там были свои усачи и что мои детские заблуждения были не так уж и безосновательны. Так, в конце 1960-х заокеанская публика была возмущена волосяным эпатажем звезды американского футбола Джо Намата, который беззастенчиво подрывал устои капитализма лохматой головой и обвислыми усами а-ля Тарас Бульба.

И Россия, и Америка с тех пор стали куда терпимее к ощетинившимся лицам спортивных кумиров. У нас, правда, в настоящий момент наблюдаются кое-какие антирастительные настроения: видимо - реакция на недавние конфузы двух усатых тренеров национальных сборных по футболу и хоккею. Североамериканцы же полностью освободились от прежних предрассудков, и на здешней земле дело Жлуктова растет, колосится и подкручивается на концах.

Вот только один пример - клуб "Калгари Флеймз", разбивший свой хоккейный бивуак в суровых условиях канадской тундры. Игроки этой команды в течение месяца проводили конкурс на отращивание самых роскошных усов. Зачем - кто их знает... Возможно, в Калгари в это время года просто нечего делать. А может, потому (впрочем, сами игроки эту версию отвергают), что за "Флеймз" когда-то играл самый усатый хоккеист всех времен - великий Лэнни Макдоналд. Рыжее безобразие, творившееся (и до сих пор творящееся) у него под носом, кого-то восхищало, а кого-то пугало: создавалось впечатление, что Макдоналд только что проглотил живую лисицу.

Как бы то ни было, но в соревнование включились все игроки команды, и оно обильно освещалось в канадской прессе. Сообщалось, кстати, что конкурс подчинен жестким правилам. Все участники, например, начали отращивание в одно и то же время, а кроме того - были запрещены эспаньолки, бакенбарды и обвислое подражание тому же Тарасу Бульбе. Почему? Еще одна загадка.

Мне посчастливилось посетить раздевалку "Пламенных" в самый разгар щетинной гонки. Надо сказать, зрелище было не для слабонервных. Откровенно изумляло то, чего смогли достигнуть за короткий срок фавориты первенства Стефан Йелл и Ретт Уорренер. Вызывала уважение смелая попытка Джерома Игинлы не отстать от коллектива - он, как темнокожий, изначально находился в невыгодной позиции. Глаз отдыхал лишь на идеально гладком лице Олега Сапрыкина: увы, наш молодой легионер в этом деле оказался слабаком. Вряд ли ему удалось бы выдавить из себя лишний волосок даже путем затыкания ушей и надувания щек.

По утверждению новоиспеченных гусар, отращивание усов сплотило команду и внесло элемент шутки в тренировочный процесс. К сожалению, правда, - и в игровой: за время конкурса команда проиграла 7 матчей из 12. Да и незачем с кармой шутки шутить: в НХЛ волосы на лице растят лишь в плей-офф, и не днем раньше. Кроме того, как заявил один журналист Calgary Sun, игроки все как один стали похожи на звезд порнофильмов. Это сравнение опять-таки многое говорит о зимних обычаях жителей канадской глубинки.

Так или иначе, но конкурс уже завершен, усы сбриты, а победителем объявлен Уорренер, который тут же в пух и прах раскритиковал в прессе слабую игру команды. "Похоже, что у нас нет особого желания играть в плей-офф", - негодовал Ретт. А откуда же этому желанию взяться, когда команда успела обрасти и побриться на три месяца раньше срока?

Вашингтон