Газета Спорт-Экспресс № 24 (3402) от 3 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

3 февраля 2004

3 февраля 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

Врач сборной России рассказывает о фармакологии в спорте и ситуации вокруг дисквалификации Егора Титова

Юрий ВАСИЛЬКОВ: "БОЮСЬ ТИТОВА СДЕЛАЮТ ОБРАЗЦОВОЙ ЖЕРТВОЙ"

БРИГАДА "СЭ" ПЕРЕДАЕТ ИЗ ИСПАНИИ

Андрей АНФИНОГЕНТОВ, Максим КВЯТКОВСКИЙ

из Бенахависа

Корреспонденты "СЭ" трижды пытались поговорить с врачом "Динамо" и сборной на минувшей неделе - сразу после того, как информация о дисквалификации Титова стала общедоступной. Но Васильков предлагал подождать, пока шум вокруг этого дела уляжется, пообещав, что обязательно выскажет свое мнение чуть позже. И когда бригада "СЭ" переехала в Бенахавис, слово свое доктор сдержал.

ЩЕКОТЛИВЫЙ ВОПРОС

В отеле Бенахависа медслужба "Динамо" занимает три комнаты. Дверь в одну из них никогда не закрывается. Там почти всегда находится либо Андрей Багдасарян, либо Юрий Васильков. Медпост врачи бело-голубой команды, кажется, покидают только на время тренировок и приема пищи. И везде - даже в комнатах, где врачи спят, - коробки лекарств. Есть, кажется, все - от противопростудного "Тера Флю" до залежей витаминов всех видов. Васильков, бросив взгляд на эту походную аптеку, заметил:

- За лекарства, которые мы даем в "Динамо" футболистам, я абсолютно спокоен. Никаких проблем, случись завтра проверка, у команды не будет.

- Но у Титова они возникли, и серьезные. А это значит, что проблема допинга или фармакологической поддержки игроков в нашем футболе существует, в том числе и в сборных командах, не так ли?

- Щекотливый вопрос. Говорить о том, что футболист сможет стабильно играть на высочайшем уровне только на хорошем бифштексе или рыбных котлетах, глупо. Не сможет. Если, конечно, его не одарила природа столь щедро, как, скажем, Пеле или Стрельцова. Но в современном футболе я не вижу ни того, ни другого. Не вижу даже в "Реале", где люди провели сумасшедшую генетическую селекцию, выбрав 25 лучших футболистов со всего света. Сегодня спорт невозможно представить без фармакологической поддержки. Цель ясна - поставить в кратчайшие сроки на ноги футболистов, которые играют часто и с огромными энерго- и психозатратами. Вопрос лишь в том, какими препаратами ты помогаешь восстановлению организма.

- Бромантан тоже помогает организму снять стресс, быстрее вернуться на рабочий уровень?

- Для меня польза от этого препарата изначально была сомнительна. В 92-м году, когда он еще не считался запрещенным стимулятором, я провел пробный запуск на сборах "Спартака", в котором работал. Из 10 игроков 9 заявили, что никакого эффекта не почувствовали. Поэтому, несмотря на легальность препарата, я им в ту пору не пользовался.

- К слову, почему вы все-таки ушли из "Спартака"?

- Я не ушел. Так сложились обстоятельства, что пришлось написать заявление по собственному желанию.

- Титов утверждает, что пал жертвой доверчивости. Мол, не знал, какие принимает таблетки, с каким эффектом действия и составом. Должен ли футболист интересоваться у доктора, что именно тот ему дает?

- Из десяти футболистов, которые приходят ко мне, только один интересуется: мол, что это вы мне даете, Сергеич? Какой эффект, зачем это? Тренерами, игроками движет Его Величество результат, который правит бал в современном спорте. Так что грамотное медицинское обслуживание в футбольной команде играет сегодня огромную роль. И ходим порой мы, врачи, по минному полю. Это в стрельбе человек выбивает 600 очков из 600, и ему не нужны ни витамины, ни иные препараты.

- Словом, фармакология - важная составляющая современного спорта. В нем есть так называемые виды повышенного риска - тяжелая атлетика, лыжи, легкая атлетика. Там и скандалы случаются часто, и польза от тех или иных препаратов очевидна. В шашках же, стрельбе или керлинге допинг вроде бы ни к чему. Где в этой шкале риска находится футбол?

- Сложно сказать. Уверен только в одном - что невозможно никаким самым современным препаратом заставить игрока бегать безостановочно по полю все полтора часа и принимать при этом единственно верные решения. Нет таких препаратов и не будет. Это в лыжах или беге задача простая - впереди лыжня, дорожка, нужно двигаться к цели максимально быстро. Тут у фармаколога задача ясная, и он, если человек предмет знает, наверняка ее как-то решает.

- И при этом не имеет права на ошибку - ведь число запрещенных препаратов все время растет, растет и суровость наказаний.

- Да, мир спорта разделился на тех, кто проверяет и карает, и тех, кто стремится помочь спортсмену и тренеру работать на пределе, а то и за пределом человеческих возможностей. Важно лишь не переступать ту грань, за которой начинаются проблемы.

КРАСНОЕ И СИНЕЕ

- А может так случиться, что игрок сам что-то съест, не спросив вас, а потом вы обнаружите эти самые проблемы?

- Может. Случаев хватает. Поэтому я гораздо спокойнее чувствую себя на сборах. Здесь футболисты под моим контролем. Захворал - пришел к врачу. Когда начинается сезон, ситуация меняется. Тут я ввожу в команде режим допинговой опасности.

- Это как?

- На общем собрании оповещаю игроков, чтобы они записывали все таблетки, которые принимают дома, - от насморка ли, от живота ли. Житейское же дело. Моя задача - знать об игроке все. Я даже во время сезона цвет записей в своем "гроссбухе" меняю, перехожу с синего на красный. Красный - это опасность.

- У вас на сборе заболел пневмонией Алберто и улетел домой, в Бразилию. А почему не в Москву?

- Это я принимал решение о лечении Алберто в Бразилии. По этому поводу у меня даже был спор с клубным начальством. Да, его можно было вылечить амбулаторно или положить в московскую больницу. Но для бразильца будет лучше лечиться в одной из клиник Бразилии, то есть дома. Тут очень важен семейный, личный фактор. Так, считаю, будет лучше и для него, и для клуба.

МЫ ВСЕ ДОЛЖНЫ ПОДДЕРЖАТЬ ТИТОВА

- Вернемся к Титову. Сколько лет вы отработали вместе?

- Первый раз увидел Егора в 91-м, когда мы с Романцевым поехали на гаревое поле Лужников. Романцев наблюдал за мальчишкой - худым, высоким для своего возраста, про таких порой говорят: в чем только душа держится? Тренер сразу сказал, что играть парень будет. Парнем был Титов.

- А в команду он когда попал?

- В 95-м. И почти сразу сдал анализ на допинг. Мы обыграли в Тронхейме "Русенборг" - 4:2, а Титов и Онопко по жребию отправились у меня на контроль. До сих пор те тест-листы лежат в архиве.

- Вы общались с Титовым, покинув "Спартак"?

- Мы живем рядом, на Мичуринском проспекте. Порой видимся. Егор приезжал ко мне на день рождения. Я тогда пошутил, что сделаю все возможное, чтобы моя новая команда заняла хотя бы на одно место выше, чем "Спартак". Получилось - на четыре...

- А после случившегося общались с ним?

- Вчера вечером звонил. Словом, мы на связи. Будь моя воля, я бы сделал все, чтобы Егор не выпал из футбольной жизни. Психоаналитика к нему прикрепил бы. Как к человеку, попавшему в беду.

- Титов не похож на человека, который не умеет держать жизненные удары.

- Это так, но тут проблема иного рода. Егор за год может выпасть из ритма. С какой мотивацией он будет работать, зная, что целый год ему не играть в футбол в официальных матчах?! Я не знаю. И никто не знает. Егор - в том числе. Это трудно - держать себя в тонусе, не играя. В конце концов у человека могут появиться новые интересы в жизни. Думаю, именно это самый сложный момент во всей истории с дисквалификацией.

- Вы говорите о годе простоя. Думаете, что шансов у Титова на помилование нет?

- Думаю, что нам стоит готовиться к худшему. Похоже, Егора сделают образцовой жертвой. Известный в Европе человек, мастер. Именно поэтому считаю, что нам нужно всем крепко подумать о том, как помочь Титову, как сохранить его для нашего спорта.

КОНВЕРТЫ МОСТОВОГО И ПИСЬМА МЫШАЛОВА

- Тренер национальной сборной в силу специфики работы обязан общаться с коллегами, работающими в клубах. А вы, врач сборной, делаете это?

- В старые добрые времена врач клуба должен был писать отчет о том, какие препараты по его рекомендации принимал игрок национальной команды. Помнится, отправлял записки из "Спартака" Савелию Мышалову. Сейчас работающий в "Локомотиве" Савелий Евсеевич пишет - по старой памяти - эти письма мне.

- А больше доктору никто не пишет?

- Мостовой ко мне без пухлого конверта не приезжает. Врачи "Сельты" пишут все, что они делали с ним. Пусть по-испански, но медицинские термины во всем мире одинаковые.

- А вам нужны такие письма?

- Да. Уверен, что теперь, после случившегося, Колосков соберет врачей клубов и что-то предпримет. Нужно исключить ситуацию, когда врач сборной не может дозвониться до коллеги, потому что он слишком занят. Последствия в итоге слишком печальные.

- Как вы думаете, доживет ли российский чемпионат до того времени, когда после матчей будет проводиться допинг-контроль?

- В Европе давно проводится внезапный контроль. К игроку могут приехать домой в выходной и предложить сдать тест. Именно так случилось с Рио Фердинандом, который играл за "Манчестер Юнайтед". Он отказался проходить процедуру и был дисквалифицирован. Почему бы этого не делать и нам - хотя бы в отношении игроков ведущих клубов?

- По-вашему, происшедшее с Титовым - это случайность или нет?

- Он - жертва обстоятельств. Так уж случилось, и изменить что-то теперь нельзя. Но, поверьте, сам Егор не виноват. Вот что самое грустное во всей этой истории.