Газета Спорт-Экспресс № 24 (3402) от 3 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 20

3 февраля 2004

3 февраля 2004 | Волейбол

ВОЛЕЙБОЛ

ИЗ ЧЕТВЕРТОГО ФРАНЦУЗСКОГО ДИВИЗИОНА КАРЬЕРУ ТРЕНЕРА ЛУЧШЕ НЕ НАЧИНАТЬ

России имя белоруса Владимира Алекно известно не многим. Зато во Франции его по праву считают одним из ведущих волейбольных тренеров. Возглавив пять лет назад скромный "Тур", Алекно сумел добиться с ним высоких результатов: трижды команда попадала в Лигу чемпионов, а прошлой весной выиграла Кубок Франции. Среди тренеров стран бывшего СССР, работавших за границей, такого успеха не знал никто. А ведь Алекно всего 38 лет!

На прошлой неделе клуб Алекно в рамках Лиги чемпионов играл в Москве с "Искрой" и уступил - 1:3. Поражение вряд ли помешает "Туру" выйти из группы - до этого были одержаны 4 победы подряд. Видимо, поэтому Алекно пребывал в отличном настроении и охотно согласился дать интервью "СЭ".

- Когда вы последний раз были в Москве?

- По спортивным делам - два года назад. "Тур" играл в Лиге чемпионов с "МГТУ-Лужниками" (россияне победили - 3:1. - А.Б.). А по личным приезжал в мае прошлого года - в гости к Юрию Сапеге (главный тренер московского "Динамо". - А.Б.). Мы дружим уже лет 20. Вчера после матча опять встретились - Сапега пригласил посмотреть его новую квартиру.

- Вы земляки?

- Не совсем. Сапега из Гродно, а я родился в Полоцке и с раннего детства жил в Минске. Мы сдружились в 84-м, когда меня призвали на два года в ЦСКА. А до этого пересекались только на волейбольной площадке.

- В ЦСКА Сапега был одним из лидеров. А вот фамилия волейболиста Алекно что-то не вспоминается...

- Естественно. Из-за высокой конкуренции закрепиться в основном составе великого ЦСКА мне не удалось. Отслужив, вернулся домой, в минский СКА, который тогда уже пробился в высшую лигу и занимал там пятые-шестые места. А потом Союза не стало...

- ...И вы уехали за границу?

- А что оставалось делать? Помню, после матча в Риге нам вдруг объявили: чемпионат приостановлен и когда возобновится - неизвестно. Тогда все и потянулись за рубеж. Кто куда. У меня возник вариант с болгарским "Левски". Согласился.

- Неужели не хотелось поиграть в более престижной лиге?

- Хотелось. Но выбора не было. Причем с "Левски" мне еще повезло. После победы в чемпионате и выхода в финал Кубка страны руководство полностью расплатилось с игроками. А вот в Италии, куда я отправился потом, с финансами были проблемы. Тогда ведь контракты подписывались без агентов. И многие клубы обманывали легионеров, пользуясь их плохим знанием языка. Так произошло и со мной - сначала в "Асти", затем в "Сполето" (команды серии А2. - А.Б.). Утрясти неурядицы помог Олег Молибога, хорошо знакомый с итальянскими реалиями. Позже Сапега свел меня с известным агентом Пьерлуиджи Пей. Он способствовал моему переходу в "Канн".

- До отъезда во Францию были ли вы довольны ходом своей карьеры?

- Конечно, нет. Особенно это касалось сборной. С 85-го по 87-й год я был капитаном второй команды СССР. Перед Олимпиадой вызвали в первую, и я вроде бы должен был ехать в Сеул. Но в самый последний момент Лосев подвернул голеностоп, и тренеры решили взять на Игры трех связующих. Перед чемпионатом мира 1990 года я тоже готовился с командой, однако на Игры доброй воли в Сиэтл не полетел. Тренеры сказали, что мне не смогли оформить визу. Почему - до сих пор загадка. В общем, "белая полоса" началась только во Франции.

- Расскажите поподробнее.

- Сезон-93/94 получился для "Канна" очень успешным. Мы выиграли Кубок страны и дошли до 1/8 финала Кубка чемпионов. Вместе со мной играли Ролан Шамбертен, Доминик Дакен, камерунец Жак Йоко, чех Милан Хадрава, а руководил командой Филипп Блэн (нынешний тренер сборной Франции. - А.Б.). В такой солидной компании я приобрел известность. И когда на следующий год Блэн решил обновить состав, недостатка в предложениях я не испытывал. Выбрал "Тур".

- Какое место занимала команда, когда вы в нее пришли?

- Девятое - из 12. Однако уже тогда на матчах "Тура" собиралось не менее двух с половиной тысяч болельщиков. Спонсоры начали вкладывать в команду хорошие деньги. Вместе со мной пришел Юрий Коровянский - мы стали первыми легионерами в истории клуба. Затем появилось еще несколько приличных игроков. Постепенно начали добиваться результатов.

- Как вы стали тренером "Тура"?

- Перед сезоном-98/99 на должность главного пригласили поляка Збигнева Чая. Но в последний момент он отказался. Когда я узнал об этом, посоветовал президенту клуба рассмотреть кандидатуру Христо Илиева - моего бывшего тренера в "Левски". Ко мне прислушались, и "Тур" с Илиевым занял в чемпионате рекордно высокое пятое место. Моя роль в команде заметно возросла. Даже переводил партнерам тренерские установки - Илиев французский так и не выучил. Потом его уволили. И - обратились за помощью ко мне.

- Долго думали над предложением?

- Мой контракт действовал еще год, поэтому я был готов стать только играющим тренером. Не хотел заканчивать карьеру, да и в финансовом плане играть было выгоднее. В итоге клуб пошел мне навстречу, и команда выступила еще удачнее: четвертое место в лиге и финал Кубка! Мне даже предложили еще год совмещать функции тренера и игрока. Но я уже понял: в волейболе подобное невозможно.

- Как вам вот уже пять лет удается сохранять пост главного тренера "Тура"?

- Все просто: команда постоянно растет, а ее состав - усиливается. Если раньше я приглашал двух канадцев (Мюррея Грапентайна и Терри Мартена. - А.Б.), а через год они уходили в "Пари Волей", то теперь либеро сборной Юбер Энно переходит уже в обратном направлении - из "Пари Волея" в "Тур". Раньше нашей целью было второе место, теперь - золото ("Тур" уверенно лидирует в чемпионате Франции-2003/04. - А.Б.). Выполним эту задачу - будем стремиться к победе в Лиге чемпионов. При этом я сам формирую состав - президент клуба лишь ставит финансовые ограничения, определяю результат, который этот состав способен показывать. И несу ответственность за выполнение поставленных задач.

- Вам поступали предложения от других команд?

- Во Франции тренеры обычно сами предлагают свои услуги. Когда срок контракта истекает, они рассылают в клубы свое резюме и ждут ответа. А во время действия соглашения их никто уволить не может. Франция - очень социально защищенная страна. Даже если клуб вдруг откажется платить тебе зарплату, государство все возместит. Что касается меня, то я подобных резюме еще никому не отправлял, потому что вижу в "Type" перспективу для роста. Я ведь самый молодой тренер Европы. (Смеется.)

- Нет желания поработать в России?

- В будущем - есть. Скажу больше: один клуб вашей суперлиги ко мне уже обращался. Говорить об этом подробнее пока не хочу.

- А как вы вообще относитесь к приходу в российский чемпионат специалистов, поигравших и поработавших за границей?

- Положительно. Как игроку мне везло на тренеров. Прошел школу Чеснокова, знаком с методикой Платонова, в Италии играл под руководством Флавио Гуминелли, который ранее помогал знаменитому Бебето. Сейчас пытаюсь взять от каждого понемногу, "сделать салат", как говорят французы. Зарубежный опыт нашему волейболу необходим. В тактике те же итальянцы превосходят нас на голову.

Примеры Бориса Колчинса и Юрия Сапеги показывают, как важно для тренера получить шанс. Тот же Колчинс был классным игроком, но в Италии ему никто не дал бы тренировать команду уровня "Тревизо". Не пригласи его Шипулин в Белгород, Колчинс и сейчас продолжал бы "вариться" в серии А2, и никто бы о его тренерском таланте не узнал. Сапега тоже не смог бы реализовать свой потенциал без "Динамо", я - без "Тура". Нам повезло. А, к примеру, Коровянский сейчас заканчивает играть в четвертом французском дивизионе. Сомневаюсь, что оттуда он сможет начать нормальную тренерскую карьеру. То же самое касается и Александра Сороколета, который возглавляет "Лион" (второй французский дивизион.- А.Б.). Знания и опыт у них есть. Но поверить в них могут только в России.

Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ