Газета Спорт-Экспресс № 17 (3395) от 26 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

26 января 2004

26 января 2004 | Авто-мото

АВТО

Владимир ЧАГИН

"ДАКАР" - ЭТО КАК ШТУРМ РЕЙХСТАГА

Нынешний, 26-й по счету, ралли-марафон "Париж-Дакар" прошел в зачете грузовиков под знаком превосходства российской команды "КамАЗ-Мастер", которая выиграла эту престижнейшую гонку в четвертый раз. Лучшим из российских пилотов вновь стал Владимир Чагин, для которого эта победа стала третьей подряд.

КОНКУРЕНТЫ - ДАФы и "ТАТРЫ"

22 декабря три КамАЗа (первый экипаж - Владимир Чагин, Семен Якубов и Сергей Савостин, второй - Фирдаус Кабиров, Айдар Беляев и Джамиль Камалов, третий - Ильгизар Мардеев, Сергей Гиря и Эдуард Куприянов) стартовали из Набережных Челнов в Москву, а уже из столицы взяли курс на Клермон-Ферран, где 1 января приняли старт в 13-м для команды "Дакаре". Затем последовали 18 дней и 17 ночей в тяжелейшей гонке по бездорожью африканского континента.

Обратный путь занял гораздо меньше времени. В Дакаре гонщиков ждал самолет, который доставил победителей домой всего-то за несколько часов. И уже на следующий день состоялось это интервью с Чагиным.

- Давайте начнем с самого начала.

- Перед стартом нынешней гонки - 1 января - в Клермон-Ферране совершенно неожиданно выпало сантиметров 10 снега. Нам это сразу напомнило русскую зиму. Была удивительная погода - снежинки падали медленно, тихо... На моей памяти такого старта "Дакара" еще не было. Европейцы ничего подобного, разумеется, не ожидали. Для нас же такие условия в порядке вещей - хотя, не скрою, трасса была очень скользкой.

Мой экипаж показал в Клермон-Ферране первое время, а вот Фирдаус Кабиров остался 11-м: в какой-то момент он выскочил за бровку, и пришлось выбираться задним ходом. Но ведь это было всего лишь символическое начало марафона.

- Следующий спецучасток проходил уже в Испании...

- ...И был проложен прямо вдоль берега Средиземного моря, по пляжу. Там голландские ДАФы у нас выиграли 9 секунд.

- Вроде бы так мало...

- Зато на таких отрезках становятся ясны ездовые качества автомобиля. Впрочем, думаю, дафовцы не один раз приезжали на этот пляж тренироваться и были осведомлены обо всех возможных сложностях. 9 секунд - это действительно мало, но ведь и дистанция была всего 9 км. А если бы спецучасток оказался километров четыреста? Тогда, если следовать логике, счет пошел бы уже не на секунды, а на минуты.

Дальше - Африка. Именно тут гонка реально и началась - и все поехали в полную силу. Первый 75-километровый СУ выиграл Фирдаус. Молодец! В то же время мы поняли, что ДАФ серьезно поработал над подвеской, которая за год до этого была у голландцев слабым местом. Забудьте о слабостях! Теперь у них была машина, по техническим параметрам нисколько не уступавшая нашей.

- Когда же вы успели рассмотреть качество работы подвески ДАФа?

- Мы почти постоянно ехали рядом - и прекрасно видели, что ни голландцы не могут от нас оторваться, ни у нас не получается от них уехать. Кстати, "Татра" тоже сделала новую машину. Главное ее преимущество - в независимой подвеске, что улучшает возможности езды по бездорожью. Это один из немногих в мире грузовых автомобилей, имеющих такую подвеску.

Первый африканский участок очертил круг из примерно 10 экипажей, которые вполне реально могли принимать участие в розыгрыше призовых мест. Все располагали практически равной по силе и качеству техникой, это касалось и подвески, и двигателей.

- Какую задачу вы ставили в этот момент перед собой?

- Создать хотя бы маленький отрыв. В первые дни не получилось - разница была в секундах, в минутах. Тем не менее мы старались поувереннее занять первую позицию. И в итоге нам это удалось, более того - стали отрываться все больше и больше. А потом случилось непредвиденное: на 8-м этапе (между Атаром и Тиджикжей) ДАФ Де Роя-младшего потерял больше часа - застрял в песках с разбортировавшимися колесами. Помните, я объяснял вам однажды, что, когда едем по песку, необходимо держать довольно низкое давление? Так вот, иногда в такой ситуации случается, что в момент поворота резина соскакивает с диска. Плюс к этому голландцы немного заблудились - из-за проблем с навигацией. В итоге за один день наш главный соперник ДАФ откатился на 4-е место.

После этого неудачного для голландцев дня они боролись лишь за 3 - 4-е места в общем зачете. Вот ведь как бывает: один неудачный этап из 18-и все насмарку.

- Что же, на финише этого этапа вы поняли, что выиграли "Дакар"?

- Ни в коем случае! Мы и сами в любой момент могли потерять час, а то и больше. Любая поломка или ошибка в вождении - и преимущества как не бывало. В такой гонке нельзя расслабляться и записывать себя в победители до последних километров!

Конечно, большое преимущество создает определенную уверенность: все-таки лучше иметь час запаса перед соперниками, чем час проигрыша. Ты можешь позволить себе изменить тактику - поменьше рисковать, даже отпустить соперника вперед, но недалеко. В общем, становишься королем положения.

- Все то, о чем вы рассказали, касалось Де Роя-младшего. А что же знаменитый Де Рой-отец на первом ДАФе?

- Уже на самом первом африканском спецучастке у него на максимальной скорости взорвалось колесо. Был на пути небольшой открытый отрезок - и голландцы поехали на скорости, выше допустимой. Вот и поплатились. Вроде бы мелочь - заменить колесо. Но восстановить свою позицию Де Рой уже не смог, и в итоге потери составили 44 минуты.

- Получилось, что один из серьезнейших конкурентов практически выбыл из борьбы еще в начале гонки. Для "КамАЗ-Мастер" это было облегчением?

- Конечно, проще бороться с командой, когда у нее в борьбе остается только одна боевая машина. Схема ведь и у нас, и у ДАФа была одинакова: три машины, из которых две идут, что называется, на результат, а третья выполняет функции технической помощи. Если бы у нашего экипажа произошла поломка, то Кабиров поехал бы вперед, а Ильгизар Мардеев помогал бы. Такой же расклад был и у ДАФа, а получилось, что у голландцев вместе с Де Роем-старшим стало на одну боевую машину меньше.

- Кто остался вашими конкурентами на второй половине "Дакара"?

- Единственный из ДАФов и две "Татры", которые ехали очень быстро. Это наши старые конкуренты.

САМЫЕ СЛОЖНЫЕ - МЕЛКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

- Итог последних дней гонки наверняка потряс всех участников - ведь "Татры" оказались далеко позади!

- Да уж... За два дня до финиша с разницей в 10 км на грузовиках Де Азеведу и чемпиона мира Лопрайса сломались передние мосты. Они очень долго ремонтировались и потеряли много времени - кажется, часов по шесть. В зачете гонки оба экипажа, несмотря ни на что, остались - и до Дакара доехали, но на 6-м и 7-м итоговых местах. Представляете, как татровцам не повезло... Трасса, правда, в тот день была как раз такая, на которой мост сломать проще простого. У нас, кстати, в ходе ралли тоже ломались передние полуоси.

Отрезки с песчаными кочками высотой 1, 2, 3 метра - крайне неприятны. Большой машине сложно ехать между такими мелкими препятствиями. Единственный выход - наезжать на кочки одним колесом. Один раз на газ не вовремя нажал или не вовремя педаль отпустил, и все - привод сломался. Вот у Де Азеведу и Лопрайса такое и произошло.

- Действительно, "повезло" чехам. Но зато сразу резко улучшили свои позиции КамАЗы Кабирова и Мардеева!

- Фирдаус еще до аварии Де Азеведу вышел на второе место, а вот Ильгизар действительно поднялся с 6-го на 4-е. Главное же, все три наши машины доехали до финиша. Это большое достижение и отличный результат.

Возьмем хотя бы "Ниссан". Это мощнейшая команда с одним из самых крупных бюджетов, который куда больше нашего. Три их машины стартовали в Клермон-Ферране, за рулем этих машин ехали знаменитый в классическом ралли Колин Макрей и Ари Ватанен. Плюс у "Ниссана" было 10 джипов с механиками, 10 грузовиков сопровождения... А результата нет.

- На нынешнем марафоне Кабиров выиграл рекордные 6 этапов. После полученного в первые дни отставания он так рвался подняться на более высокое место?

- Конечно. Но подтягивался он вперед постепенно: сначала шел на пятом месте, потом, за счет выигрышей, вышел на третье место, на второе. И все равно жалко, что из-за технической проблемы ребята в первые дни поотстали. На длинном 738-километровом участке у них потек топливный бак. В итоге все топливо вытекло, и пришлось покупать солярку у местных жителей. Много они на этом потеряли. Такая вот досадная неприятность.

- А никто из вас, скажем Мардеев, не мог поделиться с Кабировым топливом?

- Ильгизар в тот момент был далеко позади, и если бы Фирдаус ждал от него помощи, то потерял бы еще больше времени - все сильно растянулись.

- Вопрос о таких длинных этапах и этапах-марафонах. Отсутствие на них возможности воспользоваться технической помощью вызывает определенный страх?

- Естественно. Ты не имеешь права ошибиться, а значит, надо ехать наверняка, не рисковать. Ведь вечером никакого сервиса не будет, не будет механиков. Ты встаешь перед необходимостью целых два дня ехать без поломок.

- У вашего экипажа были сложные моменты с техникой?

- Два раза выходила из строя поперечная рулевая тяга. В первый раз согнулась, как полумесяц. Заменили. На следующий день, когда переезжали большие камни, эта деталь просто лопнула пополам. Хорошо еще, что такая же тяга была у нас в запасе.

- Простите, а каков примерный размер этой детали?

- Длина 2 - 2,5 метра, диаметр 50 мм.

- Ничего себе! Монтировали втроем?

- Легко. 15 минут - и новая тяга уже на месте. Хотя и этого времени в гонке очень жалко.

- В нынешнем году на "Дакаре" было сразу три дня отдыха. Один запланированный и два - возникшие из-за отмены этапов по соображениям безопасности.

- Те 750 километров, после которых отменили этап, были полнейшим бездорожьем. Все так устали - не передать словами. Из-за отмены этапов нам предстояло преодолеть, по словам организаторов, 900 километров асфальта, но половина этого пути все равно была похожа на настоящий СУ. Там просто нет нормальных дорог...

САВОСТИН ЕЛЕ ВЫЖИЛ

- После трехдневного перерыва пошли ваши "любимые" джунгли в Буркина-Фасо.

- 213 километров! Сильная пыль, корни, ветки. Дорога одна. Обогнать кого-то - нереально. При этом все три российских экипажа удачно проехали участок, чем были по-настоящему довольны. Ведь чем такие отрезки сложны? Если у тебя, скажем, пробило колесо и ты отстал, потом невозможно подняться наверх и каким-то образом наверстать упущенное время.

- На нынешнем "Дакаре" проблемы с навигацией возникали у многих. А бывало, что вы едете - и вдруг вам прямо навстречу едет кто-то из соперников?

- В этом году наш экипаж Бог миловал. Да и вообще у россиян практически не было навигационных просчетов. Один-два раза случались ошибочки, но очень маленькие - мы потеряли на этом не больше трех-пяти минут. Остальные, рассказывают, блуждали - по 15 - 20 минут теряли. Уезжали в сторону от правильного пути, надеялись, что найденная дорога выведет на искомую.

Когда такое происходит, то кажется, вот-вот - и найдешь нужную дорогу, а на самом деле уезжаешь все дальше и дальше, теряешь все больше и больше. Один неправильный ориентир - и ты можешь уехать неизвестно куда. Железное правило: если ты видишь, что местность не совпадает с дорожной книгой, лучше сразу вернуться и искать правильный путь. Иногда возвращаться тяжело. Проедешь 2 километра, потом еще 10. После такого тем более не хочется поворачивать назад. Но в какой-то момент понимаешь: дальше ехать нельзя, а путь назад уже весьма долог.

- Кабиров из-за технических сложностей на старте оказался в роли догоняющего. Если бы этого не случилось, между вами была бы конкуренция за первенство?

- Ни в коем случае. Главное - КамАЗ должен быть первым. Все остальное - не важно.

- Честно говорите?

- Ну, нам-то чего делить - всегда между собой договоримся!

- Какой этап лично для вас был решающим?

- Тот самый, труднейший, перед днем отдыха. На финише у нас было 58 минут преимущества над Де Азеведу на "Татре".

- Значит, во время дня отдыха чувствовали себя спокойно и действительно отдыхали?

- Что вы! Необходимо было провести технический ремонт. День отдыха всегда используется с толком. В это время проводится замена основных деталей, которые в принципе могут сломаться. Это не ремонт, а профилактическая замена агрегатов, чтобы они не подвели во второй половине гонки. Делают это все команды. Нам же пришлось менять и передний мост. От одного из прыжков, когда согнулась передняя рулевая тяга, погнулась и балка переднего моста. Эта замена заняла почти сутки. Знаете, как еще называют день отдыха? "Смерть механикам"!

- А какой момент гонки вспоминается как самый тяжелый, когда вы подумали, что можете потерять все?

- Такой момент действительно был. После того самого дня отдыха нам предстоял спецучасток всего в 213 км. Он в общем-то нетрудный, помните я рассказывал - по джунглям. Но утром, пока ехали к старту, наш механик Сергей Савостин еле выжил. Ему вообще очень трудно было всю вторую половину "Дакара" - мучили сильные боли в боку. И вот перед стартом этого СУ он говорит: "Все, больше не могу!" Да я и сам видел: малейшая кочка на асфальте - и он за бок хватается.

На старте попросили медиков сделать обезболивающий укол. Но получили отказ. Врачи сказали, что если они сделают Сергею укол, то нам стартовать уже не разрешат. Нельзя, мол, такого больного человека допустить к гонке.

- А в экипаже должно быть три человека?

- Естественно. Я говорю: "Ладно, Серега. Сейчас стартуем, проедем чуть-чуть. Если не сможешь ехать, скажи, сразу свернем назад. Не переживай, не последний "Дакар".

Короче, в тот момент мы думали, что сойдем с гонки. Дали нам медики всяких таблеток. Поехали. Вижу, Серега терпит из последних сил... Проехали весь СУ. А я-то уже мысленно себе представил, как мы едем в Дакар по асфальту.

Савостин терпел и дальше, каждый день ходил к медикам, а они ничего диагностировать не могли, то одно говорят, то другое. Была версия, что сломано ребро.

На этот раз на "Дакаре" была просто убойная трасса. Вся первая половина гонки - сильнейшая тряска. Машины терпели, а люди были не в состоянии это вынести. Нас в Дакаре встречал самолет, где были медики, так они сказали, что у Сергея, скорее всего, почка оторвалась. Как он смог вытерпеть шесть этапов?

Представляете, какая радость у нас была на финише. Как будто на Рейхстаг забрались! Я с огромным удовольствием держал в руках российский флаг, а у Фирдауса был флаг Татарии. Это большая честь - ведь только машина победителя может пронести на последнем этапе свой национальный флаг.

Так много было на сей раз экипажей и команд, которые жаждали выиграть у нас. ДАФ с очень серьезными спонсорами, с поддержкой завода. Сколько денег было вложено для того, чтобы они подготовились максимально хорошо. В этом году никто не хотел допустить, чтобы русские выиграли "Дакар" третий раз подряд.

- Почему же КамАЗ выигрывает?

- Почему мы войну-то выиграли? Из России мы. Трудно нас одолеть!

Лина ХОЛИНА