Газета Спорт-Экспресс № 5 (3383) от 12 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

13 января 2004

13 января 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

БРИГАДА "СЭ" ПЕРЕДАЕТ ИЗ ТУРЦИИ

Жерри-Кристиан ТЧУЙСЕ

ТЕПЕРЬ МЕНЯ В КАМЕРУН БЕЗ ВИЗЫ НЕ ПУСКАЮТ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Гейнука

В гостинице Mirage Park Resort Тчуйсе раньше уже бывал - нынешний визит в крошечный поселок Гейнук, где отгрохано несколько совсем не крошечных отелей, для него третий. Два первых были со "Спартаком", который проводил здесь обычный предсезонный сбор и готовился к матчу Лиги чемпионов-2000/01 против "Баварии". Теперь вот - с "Тор-Метом". У Тчуйсе новая форма, новые партнеры, новый тренер. Зато сам он почти не меняется - все такой же поджарый африканец, возраст которого по его внешнему виду определять бесполезно.

В прошлом году - здесь же, в Турции, - я беседовал с Тчуйсе сразу после его перехода из "Спартака" в "Черноморец". Тогда камерунец был слегка зажат, говорил, тщательно обдумывая слова и несколько раз корректировал сказанное по ходу дела. Но вот что юг животворящий с людьми делает: отыграв сезон в Новороссийске, африканский защитник мало того что охотно отвечал на вопросы, встретив меня, как старого "турецкого" знакомого, так еще и своих назадавал изрядно.

- Был в Камеруне, ничего не знаю, - пояснил он. - Правда, что Газзаев ушел из ЦСКА?

- Правда. А еще Курбис - в "Алании".

- Ну, это старая новость - уже дня три, как я об этом читал.

И стало понятно, что утолить информационный голод в Камеруне афро-россиянину Тчуйсе было действительно непросто.

- Вы второй раз за карьеру собираетесь переехать в Москву. Но, помнится, в "Черноморец" вы возвращались чуть ли не с облегчением: в Новороссийске вам и вашей семье было спокойнее. Не боитесь повторно обрекать себя только на футбол и на житье-бытье в четырех стенах своей московской квартиры?

- Сейчас такой период, что другой жизни по-любому не будет. У меня пять месяцев назад второй сын родился, поэтому все остальные проблемы сейчас на заднем плане. А против Москвы ничего не имею, за исключением слишком холодной погоды, которая иногда случается в столице.

- И что, с семьей переедете?

- Конечно. Раз уж пятимесячный сын нормально перенес дорогу в Камерун и обратно во время отпуска, то переехать вместе с мамой к новому месту работы папы ему сам бог велел.

- Говорите так, словно вопрос с вашим переходом в "Металлург" - дело решенное.

- Думаю, да. Контракт я еще не подписывал, но с президентом (с генеральным менеджером "Тор-Мета" Юрием Белоусом. - Прим. Е.Д.) мы уже обо всем договорились. Скоро он приедет на сборы в Турцию, и я поставлю свою подпись.

- Кто же вас пригласил в новую команду?

- Один из ее новых руководителей - Дмитрий Ананко. Он сумел дозвониться мне в Камерун и сделал предложение о переходе.

- К тому моменту, насколько я знаю, вами интересовалась и "Кубань". Почему не захотели вернуться в город, давший вам путевку в большой футбол?

Этот вопрос потребовал от Тчуйсе некоторых раздумий. В конце концов, видимо решив что-то для себя, он все-таки нашел способ сохранить часть правды в тайне.

- Я живу не один. Посовещался с женой. Она сказала: "Москва". А я ответил: "Будет так, как ты захочешь".

- А вы вообще дорогой игрок?

- Понятия не имею. Продадут меня или нет - вот что главное, а за сколько - лично меня не волнует. Наверное, руководство как-то сумеет договориться.

- На родине, в Камеруне, вас, наверное, уже русским считают?

- Точно. Все-таки шесть лет в чужой стране - срок немалый. Мне теперь домой вообще без визы нельзя возвращаться.

- Как так?

- Когда мне оформили двойное гражданство, предложили определиться, с каким паспортом буду жить. Я выбрал тот, что покраснее, с двуглавым орлом. И когда лечу теперь в Камерун, оформляю за деньги визу в посольстве своей родной страны.

- У вас есть своя версия причины, из-за которой "Черноморец" покинул премьер-лигу?

- Думаю, у меня нет на нее права. Игроки должны слушать, что им говорят тренеры, и играть. А состав, тактика, кадровые решения руководства - не мое дело. Могу только сказать, что я выходил в основе и при Гамуле, и при Павлове. И еще - мне очень жалко новороссийских болельщиков. У них отняли одну из самых главных радостей в жизни - переживать за любимый клуб в премьер-лиге. Новороссийск - город маленький, но по степени любви к футболу с ним в России мало какой другой сравнится. И когда проиграли дома "Металлургу" в прошлом году, стало ясно - мы вылетаем. На наших болельщиках тогда лица не было.

- Вот как получается: если бы не проиграли "Тор-Мету", он был бы в первом дивизионе. А сейчас там "Черноморец", а вы - в "Металлурге"...

- Футбол - моя работа. И уровень, на котором приходится играть, имеет огромное значение.

- Не боитесь, что опять придется весь сезон спасаться от двух последних мест в турнирной таблице?

- Думаю, в этом году моей команде повезет больше. Белоус, когда я беседовал с ним, спросил, сколько раз я становился чемпионом России. Я ответил - два. А он сказал, что мне надо готовиться к третьему золоту.

- Кто для вас самый близкий человек в российском футболе?

- Максим Левицкий. Лишь вчера созванивались - он сейчас в Москве. А скоро отправится на сборы с "Черноморцем".

- Есть сейчас в России клуб, против которого вам хочется сыграть особенно успешно?

- Нет - все равны. "Спартак"? Там многое поменялось, но даже если бы все осталось по-прежнему, никаких особенных эмоций матчи со "Спартаком" не вызвали бы. Я же говорил вам: футбол - это моя работа.