Газета Спорт-Экспресс № 239 (3326) от 24 октября 2003 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

24 октября 2003

24 октября 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

НАС УНИЖАЮТ ЗА НАШИ ЖЕ ДЕНЬГИ

Этот материал должен был появиться на страницах "СЭ" еще на прошлой неделе - сразу после матча Россия - Грузия. Но публиковать его тогда мы не стали. Вернее, не могли. В интересах дела. Дела о милиции, которая сплошь и рядом безнаказанно творит произвол во время футбольных матчей. Дела, которое не осталось не замеченным не только нами. Дела, которое, по сути, только начинается и за развитием которого мы пристально следим. Оно уже получило продолжение, о чем расскажем в следующих публикациях. А пока - о том, что было и есть.

ОМОНОВСКИЙ "КАССОВЫЙ ПАВИЛЬОН"

Все те дни, что предшествовали решающей для нашей сборной игре с Грузией, "СЭ" подробно писал о реализации билетов на стадион "Локомотив". Писал и о том, что представители органов охраны порядка вели себя по меньшей мере странно. Мало того что никоим образом не мешали спекулянтам вести торговлю с рук, так еще и рекламировали услуги перекупщиков.

Плюс к этому милиционеры, по нашим сведениям, сами занимались подобным бизнесом, продавая билеты втридорога. С этой целью они даже открыли собственный "кассовый павильон", помещением для которого служил автобус ОМОНа с номером Т16-06. Об этом "СЭ" сообщили болельщики.

Понять поклонников футбола, возмущенных столь неприкрытой наглостью, несложно. Ведь все делалось без маскировки, на глазах у людей и даже с какой-то бравадой. Так обычно ведут себя те, кто либо не сомневается в собственной правоте (к данному случаю это, естественно, не относится), либо знает о стоящей за ним силе (вот это скорее), либо совсем ничего не боится (а чего бояться, если за содеянное никто не спросит).

БИЛЕТЫ В ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ

"Милицейская тема" получила развитие и во время матча. Правда, теперь в другом, до боли (порой в буквальном смысле слова) знакомом виде. О беспардонном порой отношении милиции к болельщикам (в том числе тем, кто отнюдь не склонен к хулиганству) известно, увы, давно. Но то, что произошло на этот раз, иначе как уголовным словечком "беспредел" не назовешь. Гостевая Интернет-сайта нашей газеты пестрела воплями негодования и возмущения. Были и звонки в редакцию. Вот что, например, рассказал 28-летний Дмитрий (фамилию знаем, но по понятным причинам не называем):

- Я в компании пяти друзей шел на Южную трибуну "Локомотива" в сектор 3. Сотрудники милиции, оторвав у моего билета контроль, сам билет смяли и выбросили. Меня же схватили и посадили в автобус, где обыскали и отобрали мобильный телефон. Его я больше так и не увидел. Обвинили в том, что, дескать, пьян, и вместе еще с 8 или 9 болельщиками отвезли в вытрезвитель, что в районе метро "Площадь Ильича".

Да, граммов по сто с друзьями мы действительно приняли, но пьяными, поверьте, не были. Выпустили меня примерно в час ночи - так, чтобы успел на метро. Но прежде вынудили подписать протокол, в котором причиной задержания значилось "сильное алкогольное опьянение". На первоначальный отказ прозвучало: "Тогда останетесь на ночь". Пришлось подчиниться. А друзья на следующий день рассказали: в перерыве матча они вышли в туалет, а обратно пустили только одного. И еще рассказали - о том, что перед началом у некоторых болельщиков отбирали, как и у меня, билеты и пропускали на стадион за взятку в 300 рублей!

Очень похожие истории появились и на сайте "СЭ".

Леша: "Одного из моих друзей и еще примерно 15 человек у входа на стадион схватили сотрудники охраны порядка и отвезли в отделение милиции на Павелецкой. Милиционеры не проверяли документы, не проводили никаких экспертиз. Когда друг попытался записать данные милиционеров, которые его запихнули в автобус, было сказано: "Будешь умничать, просидишь на Павелецкой до утра".

Да, мой друг "согрелся" перед матчем - шутка ли, два часа на трибуне. Но мы знаем меру и твердо стоим на ногах. Мы не кричали, не шатались, не прыгали и не грубили сотрудникам милиции. Нам уже по 30 лет, и мы занимаем не последние должности в своих фирмах.

Обидно, что ничего не докажешь - на любое возражение против действий милиции простой гражданин может услышать: "Молчи, иначе до утра в обезьяннике просидишь".

Кто объяснит теперь, на основании чего нам испортили праздник?! Когда прекратится милицейский произвол?! Когда же это кончится?!"

Моfo: "Мы втроем опаздывали на матч примерно минут на 10. Подходим с билетами, купленными в ФТА, к 10-му сектору Восточной трибуны. Хотим пройти и получаем ответ: "Мест нет, стадион переполнен". - "Что значит "нет"? У нас билеты на матч!" Показываем билеты. В итоге: даем 500 рублей в присутствии 4 милиционеров, 6 контролеров, 10 болельщиков и спокойно проходим на трибуны. Наши места, обозначенные в билетах, были свободны".

НЕ НАДО ОХАИВАТЬ ВСЮ МИЛИЦИЮ!

Такого рода высказываний много. Но пора выслушать и противоположную сторону. За разъяснениями корреспондент "СЭ" обратился к начальнику управления обеспечения общественного порядка ГУВД Москвы полковнику Алексею Лаушкину.

- Не исключаю, что такие случаи действительно имели место, - признал собеседник. - За всеми негодяями не уследишь. В семье, как говорится, не без урода. Но, прошу вас, не надо охаивать милицию в целом. К тому же, возможно, болельщики сами были не правы. Не каждый способен объективно оценить свое состояние и поведение. Тем более под воздействием алкоголя. Не буду отрицать, существовал приказ: "Пьяных на трибуны не пускать!" И наши сотрудники его выполняли. Возможно, люди, которые вам звонили и писали, были несколько более пьяны, чем им самим казалось.

На матче работало 8 - 10 машин спецмедвытрезвителя, которые доставили по назначению 105 человек. Всего же во время игры было задержано 153 человека. Я сам наблюдал различные нарушения порядка и по мере возможности старался их разрешать. В частности, непростая ситуация сложилась на Южной трибуне, которая оказалась переполнена. Об этом по рации доложил начальник трибуны - есть у нас такая должность. С помощью одного из руководителей ФТА Александра Вишневского все уладили прямо на месте. Тем, кому не хватило мест на Южной трибуне, дали билеты на Северную, из числа резервных.

- А как получилось, что трибуна оказалась переполненной?

- Сложно сказать. Возможно, многие попали на стадион по фальшивым билетам. Такое уже бывало и раньше - на матчах сборных и Лиги чемпионов. Эта проблема весьма актуальна. При этом полиграфическое качество подделок весьма высокое, и распространяются они в большом количестве.

- Вы пытались разобраться, откуда берутся фальшивки?

- Не знаю. Но одну попытку прохода по подложным билетам пресек лично. Вообще, штаб, которым руководил заместитель начальника ГУВД генерал Валерий Карнаухов, не бездействовал. Другое дело, что уследить за всем мы не могли. Повторяю, случаи нечистоплотности сотрудников милиции вполне могли быть. Так подойдите, уважаемые болельщики, к офицеру, а не к сержанту, стоящему у сектора. Есть начальники трибуны и их заместители, которые всегда на месте событий. А это чины не меньше подполковника. Не могу обещать, что ситуация непременно будет решена в пользу болельщика. Ведь многие порой выдвигают неправомочные требования. Но виновные будут наказаны точно. Даже если ими окажутся работники охраны порядка.

- Омоновцев обвиняют в продаже билетов по спекулятивным ценам. Как вы это прокомментируете?

- Мы слышали о таких фактах. Изучаем их и по результатам расследования примем меры. Но в любом случае, думаю, это были единичные случаи с участием отдельных омоновцев. Не стояли же они, ей-богу, в ряд вдоль касс, предлагая билеты по завышенным ценам! Да и вы могли бы позвонить мне, сообщить о том, что происходит...

ЧИТАЮТ ЛИ В МИЛИЦИИ ГАЗЕТЫ?

Последние слова нашего собеседника, признаться, вызвали удивление: все-таки каждый должен заниматься своим делом. Журналист обязан писать правду об увиденном, милицейское руководство - управлять подчиненными и отвечать за их действия. А об этих действиях мы писали достаточно, то есть свою задачу выполнили. Реакции не было никакой. Так и отработали милиционеры в одной упряжке с дельцами черного рынка от звонка до звонка. Сам видел.

Или в милиции никто газет не читает? И не знает о том, что творится у всех на виду? А может, не хочет знать? Руководство, которое закрывает глаза на происходящее или даже на самом деле пребывает в неведении, уж простите, - плохое руководство. И у такого не может быть хорошего, работоспособного коллектива. В принципе.

Лаушкин говорит, что в ГУВД "слышали о таких фактах и изучают их". Значит, газеты все-таки читают. А может быть, надо не "изучать", а просто приехать и посмотреть собственными глазами? Или прислать людей, допустим, из Управления собственной безопасности ГУВД? Задержать пару-троечку спекулянтов, а потом "раскрутить" их. Интересно, приходили ли такие мысли в головы милицейским начальникам?

И совсем уж непонятно, почему для ведомства полковника Лаушкина остается неразрешимой загадкой то, кто занимается фальшивобилетным бизнесом. Бизнес этот процветает давно, а в ГУВД беспомощно разводят руками. Но разве фальшивые билеты и фальшивые деньги не одно и то же? Или, быть может, силовые структуры надеются, что этот бизнес в конце концов самоликвидируется?

С ЗАПАШКОМ НА СТАДИОН НЕЛЬЗЯ

Теперь о "пьяницах". Болельщики, конечно, не ангелы. И пьющие люди среди них есть. Но, как говорил герой Леонида Броневого в фильме "Покровские ворота": "А кто не пьет, назови?"

Вот и уже упоминавшийся Дмитрий признает: "Некоторых в автобус заносили". Таким, конечно, на футболе делать нечего. Не рассчитал силы, не знаешь своей дозы - будь добр отправиться в отделение или в вытрезвитель. Законно. Нормально.

Но! Если определять состояние алкогольного опьянения согласно принципу иных милиционеров - пахнет или нет изо рта, - можно будет "забирать в автобус" чуть ли не весь стадион, исключая, пожалуй, детей и немногочисленную категорию "неупотребляющих" граждан. В России живем!

Нет, это отнюдь не агитация. И мы, конечно, не защищаем пьяниц. Но зачем, вызывая ассоциации с недоброй памяти антиалкогольной кампанией второй половины восьмидесятых, травить вполне адекватных людей? Тем более отнимать у них мобильники, угрожать не самым приятным ночлегом, не пускать на трибуны после посещения туалета или из-за опоздания на игру. Билеты, как выясняется, не гарантируют проход на уже законно оплаченное место - разве что за дополнительную плату. Все это элементарные правонарушения, совершаемые теми, кто как раз должен их предотвращать.

Видимо, получив приказы (допускаю, разумные), мелкие милицейские чины считают, что им дано в руки оружие, которое они вольны использовать по своему усмотрению. В том числе для унижения человеческого достоинства, пополнения собственных кошельков, а подчас и прямого мародерства. Как еще назвать присвоение мобильных телефонов, зажигалок, пачек сигарет, авторучек, фляг, ремней и прочего болельщицкого скарба?

Похоже, вкус власти над людьми и возможность легкой наживы вводят обнаглевших "ментов" (они вынуждают себя так называть) в раж и заставляют забыть о том, что рядом такие же обычные люди, соотечественники, которые пришли отдохнуть. И о том, что эти самые люди, исправно отчисляя налоги, обеспечивают их форменной одеждой, возможностью бесплатного проезда в городском транспорте, прочими льготами и, главное, платят им зарплату.

Получается - нас унижают за наши же деньги. Так ведь еще и "чаевых" требуют! Но официанты в ресторанах за вознаграждение хотя бы пытаются быть вежливыми, демонстрируют заботу, хотят нам понравиться. А эти - даже и не стремятся. Банально, извините за жаргон, требуют "бабки".

РФС БОЛЕЛЬЩИКИ НЕ НУЖНЫ?

Говорить о проблеме можно долго и много, да и сказано уже немало. Но ничего не изменится до тех пор, пока милиция сама не решит навести порядок в собственных рядах. Полковник Лаушкин, без сомнения, прав: среди его подчиненных "негодяи" - далеко не все. Вот только развелось их чересчур много. Почему? Вопрос для отдельного разговора, который не охватить в рамках данного материала.

На мой взгляд, все идет от безнаказанности и вседозволенности. Ведь ни для кого не секрет: столь же бесцеремонно и нагло, как описывают наши читатели, милиция ведет себя не только с болельщиками. Но что-то не припомню ни одного случая наказания стражей порядка за унижение человеческого достоинства. Наоборот, начальники как могут выгораживают подчиненных - чуть ли не в любой ситуации.

Можно сколько угодно призывать "не охаивать всю милицию в целом", но даже если бы случился всего один эпизод из числа рассказанных, это должно было бы заставить высших офицеров употребить власть. А это уже давно не единичный пример, а система, "норма". Которая, к сожалению, никого не удивляет.

Разве стали бы милиционеры спокойно взирать на спекулянтов, помогать им, торговать сами, затем беспричинно отбирать билеты, вымогать деньги, если бы знали о неминуемости наказания? Но - наказания-то, как правило, не следует.

Полковник Лаушкин говорит, что готов разбираться с каждым отдельным случаем, с любой жалобой болельщиков в персональном порядке. Но как? Ведь по описанию вроде "меня скрутил сержант лет тридцати с черными усами, а помогавший ему молодой белокурый омоновец попросил на секунду мобильник, но так и не вернул" трудно отыскать участников событий. На просьбу представиться люди в погонах называют, как правило, одни и те же "фамилии" - "Молчи", "Заткнись", "Щасдубинкойполучишь" и т.д. Может, на будущее стоит ввести некие знаки с индивидуальными номерами, которые сотрудники милиции обязаны будут крепить на грудь во время массовых мероприятий? И тогда спрашивать имя ни к чему, достаточно запомнить цифры. А если нет значка, то и не милиционер ты вовсе. У служивых появится персональная ответственность. Как полагаете?

Кстати, а что думают о творящемся произволе в РФС? Похоже, там не то что закрывают глаза, а просто-напросто смотрят в другую сторону. Уж в офисе на Лужнецкой набережной газеты читают точно, по крайней мере спортивные. И - ничего! А зря. Ведь с каждым следующим матчем наш футбол теряет все больше болельщиков, желающих приходить на стадион. Тот же Дмитрий, как и многие звонившие в редакцию, в конце разговора резюмировал: "Лично меня на матчи сборной больше не тянет! Не хочется вновь испытывать унижение за собственные деньги".

Впрочем, РФС это, судя по всему, не волнует. А зачем? Билеты продаются, стадион пока заполняется. Какая разница - как!

Александр МАРТАНОВ