Газета Спорт-Экспресс № 221 (3308) от 3 октября 2003 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 16

4 октября 2003

4 октября 2003 | Волейбол

ВОЛЕЙБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. Мужчины

ГОСТЬ "СЭ"

Доминик ДАКЕН: "Я - ПЕРВЫЙ ФРАНЦУЗ В РОССИИ. НО НЕ ПОСЛЕДНИЙ"

Стартующий завтра чемпионат суперлиги-2003/04 отмечен небывалым наплывом в наши клубы звезд первой величины из дальнего зарубежья. Среди них особо выделяются новобранцы московского "Динамо" Владимир Грбич и Доминик Дакен - герои недавнего чемпионата Европы в Германии. Но если серб пока только готовится к дебюту в нашей столице, то француз уже успел выступить в бело-голубой форме в полуфинальном турнире Кубка России.

Чтобы понять, кого получил российский волейбольный чемпионат в лице Дакена, представьте себе, что какой-нибудь отечественный футбольный клуб вдруг купил Марселя Десайи. Пусть ветерана, но зато какого и откуда! Из Франции, игроки которой с большой неохотой уезжают на заработки за пределы ЕС. Из Франции, в сборной которой Дакен капитанствует уже много лет - в том числе и на ЧЕ-2003, где французы несколько недель назад завоевали серебряные медали. Если добавить, что в последние годы Дакен играл в итальянской серии А1, то есть в сильнейшей клубной лиге мира, становится очевидно: приезд 30-летнего блокирующего в Россию иначе, как фантастикой, не назовешь.

- Еще свежи в памяти эпизоды потрясающего финала чемпионата Европы Италия - Франция, в котором ваша сборная уступила лишь на тай-брейке, а вы уже играете за "Динамо"...

- Для меня клуб и сборная - разные вещи. Клуб - место работы, национальная команда - часть родины, в которой ты чувствуешь себя не столько профессионалом, сколько гражданином, французом - таким же, как любой болельщик, ждущий от тебя больших побед. То, что творится в душе во время игр за сборную, нельзя передать словами.

Что же касается "Динамо", то я попал в отличную команду и быстро нахожу общий язык с партнерами. Правда, на площадке пока получается не все. Не хватает взаимопонимания со связующими, из-за чего в матчах Кубка России я занимался в основном блокированием. А ведь мой любимый элемент - атака первым темпом. Также я сделал одно неприятное открытие: в России очень любят атаковать, но совершенно не умеют играть в защите.

- Сборная Франции не попала в этом году в финал Мировой лиги, но затем чуть не выиграла ЧЕ. Как отпраздновали в команде первое для страны после 1987 года серебро континентального первенства?

- После финала был банкет, на котором мы отдали должное знаменитому немецкому пиву. А когда вернулись домой, президент Франции Жак Ширак устроил нам торжественный прием в Елисейском дворце. Затем было множество интервью на телевидении, всевозможных ток-шоу... Честно говоря, немного устал от всей этой шумихи.

- Неужели во Франции волейбол так популярен?

- В некоторых городах - да. Но главной причиной повышенного внимания к волейбольной сборной в этом году стал, наверное, провал наших баскетболистов на европейском первенстве в Швеции. Уверен: все торжества были заготовлены "под них", а на волейбол общественность переключилась, только когда стало ясно, что баскетбольная Франция осталась без Олимпиады.

- Вы родились на острове Мартиника. Волейболом начали заниматься там же?

- Нет. Впервые я взял в руки волейбольный мяч в средней школе, уже когда перебрался в Лион. Мне очень повезло: однажды меня увидел тренер, который руководил командой чемпионов страны в младшем возрасте. Не знаю почему, но он поверил в мои способности, хотя все вокруг твердили: в 14 лет начинать серьезно заниматься спортом уже поздно и изъяны в технике мне не устранить. Однако я не обращал ни на кого внимания и тренировался целыми днями. До 18 лет выступал на позиции диагонального. А когда в "Ассюль" (первый клуб Дакена. - А.Б.) пришел новый тренер, амплуа пришлось сменить.

- Вы переехали во Францию вместе с семьей?

- Да. Сначала в Лион отправился отец. Когда он нашел там работу, перевез туда мать, меня, моих двух братьев и сестру.

- После выступления за "Канн" и "Пуатье" вы три года назад отправились в Италию. Много ли дал вам опыт серии А1?

- Мне кажется, итальянскую лигу можно сравнить с баскетбольной НБА. На Апеннинах к волейболу относятся прежде всего как к шоу. "Раскрутка" на телевидении, работа с болельщиками там значат больше, чем спортивные результаты. И играть в Италии очень интересно. Правда, в отличие от НБА, где любая команда на голову выше европейцев, в итальянском волейболе только пять-шесть клубов можно отнести к категории "супер". Остальные не такие уж страшные.

- Как "Латина", например?

- Когда я пришел в эту команду, ее никто всерьез не воспринимал - все-таки клуб недавно выступал во второй лиге. Но после покупок Вуевича, Герича и других звезд с нами все стали считаться. В сезоне-2002/03 именно "Латина" стала главным возмутителем спокойствия, и ее пятое место журналисты признали одним из ключевых событий чемпионата.

- У вас были предложения от более солидных клубов?

- Еще до перехода в "Латину" мною интересовался "Тревизо". Но сделка сорвалась из-за моего агента - у него была плохая репутация, а я об этом, к сожалению, не знал. Из-за этого агента я упустил еще несколько возможностей перейти в элитные команды серии А1.

- Кто сейчас занимается вашими трансферными делами?

- Как и половина игроков серии А1, я являюсь клиентом престижного агентства Backstage. Оно и оформляло мой переход в "Динамо".

- Когда вам впервые поступило предложение из России?

- О возможности перехода в "Динамо" я узнал не от агентов, а от своего партнера по сборной Франца Гранворка. У него контакт с московским клубом был еще в прошлом году. Гранворка сказал, что динамовцам нужен хороший центральный. "Динамо" - марка в Европе известная, и когда срок контракта с "Латиной" истек, я решил, что Россия - не самый плохой вариант. Ушаков, Полтавский, Хтей - с такими партнерами можно в любом турнире решать максимальные задачи.

- В Италии вы общались с кем-то из русских игроков?

- В "Латине" я играл вместе с Березиным. Дружил с Казаковым и Шулеповым из "Тренто".

- Если сравнивать 50-тысячную Латину и многомиллионную Москву, где вы чувствуете себя комфортнее?

- Наверное, все-таки здесь. В Латине, когда я заходил в ресторан, тут же прибегал хозяин, хлопал по плечу, желал удачи, а люди вокруг начинали кричать: Campioni! - просить автографы. От такого быстро устаешь. В Москве все по-другому. Например, вчера в центре я зашел в большой ресторан со стеклянной крышей (комплекс "Пирамида" на Тверской. - А.Б.), вокруг была масса народу, но никто не обратил на меня никакого внимания. Я испытал такое удовольствие, что пробыл там часа два. (Смеется.)

- Может, вслед за вами в Москву переберутся и другие французские волейболисты?

- Я первый француз в России, но, будьте уверены, не последний. Могу открыть секрет: либеро сборной Франции Юбер Энно очень хочет поиграть у вас в стране. Но у него недавно родился ребенок, и до окончания контракта он решил остаться в "Type". Еще может в будущем приехать к вам Лоик Де Кергре. Да и тот же Гранворка мечтает попробовать свои силы в российском клубе.

- Почему?

- Во-первых, после победы "Локомотива-Белогорья" в Лиге чемпионов авторитет вашего чемпионата в Европе сильно вырос. Во-вторых, российские команды предлагают очень хорошие финансовые условия. В-третьих, Россия - весьма интересная страна. В Москве я собираюсь посетить много исторических мест и заснять их на видеокамеру.

- Где вы сейчас живете?

- Пока в гостинице "Союз". Не зная языка, так проще решать бытовые проблемы. Ну а после Кубка мира перееду в отдельную квартиру.

- Когда присоединитесь к своей сборной?

- 6 ноября команда начнет сбор, а 11-го мы улетим в Японию, где обязаны попасть в первую тройку. Думаю, сейчас сборная Франции демонстрирует самый гибкий волейбол в мире и может побеждать любого соперника. Мы достойны места на Олимпиаде. Как и Россия. Думаю, ее неудача на чемпионате Европы была вызвана тем, что ваша сборная слишком мощно провела подготовку к турниру и "разозлила" конкурентов. Вы выходили на площадку побеждать, но не обыгрывать. А соперники выходили не сдаваться, а, наоборот, бороться.

Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ