Газета Спорт-Экспресс № 209 (3296) от 19 сентября 2003 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

19 сентября 2003

19 сентября 2003 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Андрей КАНЧЕЛЬСКИС.Попасть в английскую премьер-лигу, закрепиться там в основе ведущего клуба - это уже говорит о классе любого футболиста. А если ты выступаешь в амплуа, где британцы традиционно не любят уступать никому, - тем более.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ РОМАН

Интересно - как футболисты выбирают амплуа? Например, как становятся крайними полузащитниками? Ведь ими, наверное, не рождаются.

- В моем случае все дело в... телевизоре. - Такой несколько неожиданный ответ я получил от Андрея Канчельскиса. - В одном матче, который мы с ребятами смотрели в харьковском спортинтернате, мне очень понравился правый полузащитник сборной Бразилии. Я в тот момент играл на позиции "под нападающими", но пришел в такой восторг от южноамериканца, что на следующий день попросил тренера перевести меня на фланг. Он, конечно, удивился, попросил объяснить, чем вызвано такое желание, а затем согласился. Это не значит, что я потом все матчи провел на фланге - довелось поиграть и в центре, но, вернувшись в Кировоград, прочно обосновался на краю полузащиты. Так и пошло-поехало. Думаю, что у большинства крайних полузащитников схожие истории - в том смысле, что изменить первоначальному амплуа заставил элемент случайности.

- Раз вы в молодом возрасте оказались в киевском "Динамо", значит, прогрессировали на фланге семимильными шагами.

- Был вариант с "Днепром", но кто же мог отказаться от тогдашнего "Динамо"? Попасть туда было моей мечтой. Опыт приобрел бесценный, хотя стать основным игроком в Киеве так и не удалось. На "моем" правом фланге тогда блистал Иван Яремчук, были сильные ребята и в дубле. Конкуренция - будь здоров, но киевские уроки очень пригодились мне в дальнейшем.

- Уже перебравшись в Англию, вы доказали, что крайние полузащитники могут не только делать навесные передачи и создавать остроту на флангах, но и забивать сами.

- Да, в одном сезоне мне удалось забить четырнадцать голов, в другом - шестнадцать. Когда ты молод и полон сил, энергии хватает на все. Но все-таки больше всего мне нравилось делать голевые передачи, опасные прострелы, удобные для партнеров навесы. В том самом бразильце, что заставил меня полюбить амплуа крайнего полузащитника, поразила легкость, с которой он уходил от опекунов. Позднее я постарался воплотить увиденное в жизнь.

- Вы не станете отрицать, что правый полузащитник, как правило, силен на правую ногу, но слабоват на левую?

- Не всегда. Например, в "Саутгемптоне", где я недавно провел несколько месяцев, был француз Фернандес. Он левша, и ничего - играл справа. У левши ведь есть интересный козырь: ему достаточно сместиться в центр, и он со своей левой уже на ударной позиции. Правше же еще надо подстраиваться под удар. Но здесь я бы вот еще что добавил. В сегодняшнем футболе чистых правых или левых полузащитников осталось не так уж много. Посмотрите на того же Бекхэма, который вроде бы считается правым полузащитником: он ведь и в центре хорошо играет. А Гиггз? Тот со своего левого фланга то и дело уходит в центр, превращаясь то ли в нападающего, то ли в центрального хавбека. Сегодня многие команды играют по схеме 4-4-2, но пара крайних полузащитников вовсе не зациклена на курсировании вдоль бровки. При других схемах происходит то же самое. Возьмите Фигу, который вроде бы больше времени проводит ближе к флангу: ну какой он крайний полузащитник? А Недвед, который играет то ли оттянутого форварда, то ли атакующего полузащитника? Чех нередко оказывается слева, близко к бровке, но это не значит, что он левофланговый игрок. В современном футболе все смешалось, игроки группы атаки стали универсалами, которые могут отработать и в центре, и на фланге. Да что там говорить, если недавно тренер "Милана" Карло Анчелотти выпустил правым полузащитником Руя Кошту! Того самого Кошту, который создан для роли диспетчера.

- По-вашему выходит, что сегодня можно без проблем менять левого и правого полузащитника местами?

- Не надо все так упрощать. Естественно, лучше пусть левый и правый полузащитники играют на своих местах, коль им там удобно. Но от временной перестановки по ходу игры бывает польза. Посмотрите, как играет обладатель Кубка УЕФА "Порту" с нашим Аленичевым. Диму ведь никак не назовешь крайним полузащитником, а он выступает там в роли то левого, то правого полусреднего, который за матч несколько раз меняется флангом с партнером. Это затрудняет действия защитников, которые начинают метаться от одного опекаемого к другому. Тот же Эктор Купер недавно по ходу матча серии А поменял местами Ван дер Мейде и Лусиану. В данном случае эксперимент не прошел, но попытка-то изменить что-то была.

- Насколько крайние полузащитники - зависимые игроки?

- Если речь идет о чистых крайних полузащитниках, то думаю, что они процентов на восемьдесят зависят от диспетчеров. При таких футболистах, как Руй Кошта сегодня или Эрик Кантона, Игорь Добровольский, Алексей Михайличенко в недавнем прошлом, играется куда проще. Если ты знаешь, что центральный полузащитник поднимет голову еще до получения мяча, то можешь сразу набирать скорость: ты наверняка в мгновение ока получишь мяч. Если же у крайнего полузащитника нет контакта с центральными, толку будет мало.

- Вам вольготнее игралось на фланге при схеме 4-4-2, когда вас прикрывал в обороне защитник, или при 3-5-2, когда вы хозяйничали на всей бровке ?

- Спросите любого атакующего крайнего полузащитника, к которым можно отнести и меня, и он вам скажет, что лучше иметь сзади защитника. Каким бы ты здоровьем ни обладал, все 90 минут на одном уровне провести невозможно. Того же Гиггза непременно кто-то страхует в обороне. В "Фиорентине" при тренере Малезани мы играли по схеме 3-4-3. Тоже любопытный вариант: при нем крайнему полузащитнику важно иметь четкое взаимодействие как с защитником, так и с форвардом, который играет на том же фланге. "Фиорентина" тогда, кстати, сыграла неплохо, попала в зону УЕФА.

- Вы большую часть взрослой карьеры провели за границей, но советскую футбольную школу наверняка не забыли. Как у нас обстояло дело с крайними полузащитниками?

- Если взять киевское "Динамо", то прекрасно. О Яремчуке мы уже говорили, а вспомните Василия Раца! Наш чемпионат, считаю, входил в тройку сильнейших в Европе, и игроки у нас тоже были под стать. Киевское "Динамо" удачно играло в еврокубках во многом благодаря тому, что располагало сильными крайними полузащитниками. Киевляне здорово смотрелись и в национальной сборной - вспомните чемпионат мира-86, чемпионат Европы-88. Уверен, имена Раца и Яремчука до сих пор памятны многим. А видели ли бы вы, что Рац вытворял на тренировках - вот уж у кого скоростная выносливость была! Вряд ли кто эффективнее его мог сдать тест Купера. В спринте Василий мог кому-то уступать, зато по объему выполненной работы и выносливости давал фору любому. Вот какие у нас игроки были!

- А сегодня?

- В нынешнем российском футболе дела обстоят не так благополучно, но нужно время, и все будет налажено. Впрочем, если на минутку забыть, что Валерий Карпин вышел из того, советского футбола, то можно сказать, что и у России есть крайний полузащитник высокого европейского уровня.

- Кто произвел на вас самое сильное впечатление, когда вы только появились в Англии? Ведь там-то как раз вся игра была построена на навесах с флангов.

- Пожалуй, когда я только появился в Англии, примерно так и было, но затем английский футбол стал куда умнее и, если хотите, "континентальнее". Недаром сейчас премьер-лига в таком почете. Ну а на первых порах мне очень нравились Джон Барнс из "Ливерпуля", наш Ли Шарп. Позже - Овермарс, Лимпар. Про Гиггза не говорю - и так все понятно. Но вот что я бы обязательно отметил в связи со стереотипом о том, что в английском футболе крайние полузащитники якобы сильнее, чем где бы то ни было. Мало кто обращает внимание на один важный момент. Великий Лобановский, царствие ему небесное, любил повторять центральным полузащитникам и форвардам: когда идет навес с фланга, вы обязаны быть в штрафной и бороться за мяч. Оба форварда должны выпрыгивать на навес, центральный полузащитник - ждать отскока, а левый полузащитник - закрывать дальнюю штангу. То есть 3-4 футболиста в момент передачи с фланга должны "висеть" в чужой штрафной и давить на оборону. Лобановский часто ругал вовсе не крайних полузащитников за неточные передачи с флангов, а форвардов - за то, что не поспели к мячу. Так что миф о большом превосходстве британских "флангистов" во многом создан британскими же форвардами, которые лезли и продолжают лезть напролом в чужой штрафной. Был у нас в "Манчестере" такой нападающий Марк Хьюз, так защитники его просто боялись! А возьмите Габриэля Батистуту в его лучшие годы, нынешнего Кристиана Вьери. Да с такими форвардами одно удовольствие на фланге играть: бросай мяч в центр, а они там всегда за него поборются. Это, кстати, к разговору о том, что крайние полузащитники - люди весьма зависимые.

- Форвардам, центральным полузащитникам, вратарям чаще достается куда больше комплиментов, славы, чем вашему брату фланговому хавбеку. Не жалеете, что выбрали это амплуа?

- Ни в коем случае! Никогда не жалел о своем выборе. Влюбившись в амплуа правого полузащитника по телевизору, навсегда сохранил это отношение и в жизни. Считаю, что я счастливо нашел свое место на поле, и это принесло мне немало дивидендов.

Георгий КУДИНОВ

Милан