Газета Спорт-Экспресс № 203 (3290) от 12 сентября 2003 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

12 сентября 2003

12 сентября 2003 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

ЧЕ-2004. Отборочный турнир

РОССИЯ - ШВЕЙЦАРИЯ - 4:1

МИНИСТР ПО ЧРЕЗВЫЧАЙКЕ ИЛИ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ?

Юрий ИВАНОВ

Думаю , не погрешу против истины, если возьму на себя смелость утверждать, что на матче россиян со швейцарцами присутствовали сразу два министра по чрезвычайным ситуациям - Сергей Шойгу, отдыхавший в VIP-ложе от государственных дел, и Георгий Ярцев, занимавшийся у кромки поля примерно тем, чем в трудовые будни его высокопоставленный коллега - он разгребал завалы.

Работа эта в высшей степени трудная и кропотливая - холодной головы и горячего сердца требует. Тем отраднее, что оказавшийся волею обстоятельств у руин сборной наставник не запаниковал, не "задергался", а, скрупулезно просчитывая каждый шаг, принялся восстанавливать, казалось, безвозвратно утерянное - игру. И за короткий срок кое-чего добился.

Уже в Дублине команда продемонстрировала одну из главных составляющих побед - характер. Технико-тактическими изысками россияне болельщиков не побаловали, но рассчитывать на сиюминутное превращение сборной из замарашки в сказочную принцессу было по меньшей мере глупо. Шел поиск состава, и встреча с ирландцами стала своего рода пробным шаром, ориентируясь на который Георгий Ярцев внес перед ключевой встречей со швейцарцами поправки как в расстановку футболистов, так и в их подбор. Что, к слову, в немалой степени позволило судить об игровых концепциях нового наставника.

Стало ясно, к примеру, что рулевому сборной только "горящих глаз" подопечных недостаточно. Идеал его - замешанный на работоспособности интеллектуальный футбол, чему свидетельством появление на черкизовском газоне своеобразного мозгового "треста" в лице Радимова и Мостового. Оба, как известно, - "комбинаторы" по призванию. При этом первый тяготеет к игре "под нападающими", второй уверенно чувствует себя на месте опорного, что и позволяло команде в среду грамотно начинать атаки и доводить их до логического конца.

Питерская связка, на сыгранность которой Ярцев, безусловно, рассчитывал, действовала, правда, с переменным успехом. Но в напряжении гостей, надо отдать ей должное, держала: уж очень активен был Кержаков, замучивший оппонентов острыми открываниями под передачи Радимова, а голкипера Цубербюлера дальними ударами. Не менее целеустремленным выглядел и Каряка, из кожи вон лезший, дабы реабилитироваться за автогол. Скоростные проходы самарца, подкрепленные неплохим дриблингом, во многом и предопределили господство россиян на левом фланге. А вот противоположную бровку Гусев "закрыть" не смог: был предсказуем и практически ничем, кроме филигранного голевого паса Булыкину, не запомнился. Сменивший армейца Измайлов свойственными ему живинкой с неординарностью правый край в какой-то степени реанимировал. Но окончательно проблемы не снял: грешил передержками - заигрывался.

В матче со швейцарцами обнародовал Георгий Ярцев и еще одно свое тренерское кредо - приверженность атаке. Ничего иного, правда, ему не оставалось: обстоятельства диктовали. Однако история сборной знает немало примеров, когда отступать вроде бы было некуда, а у наставников, что называется, поджилки тряслись. Правопреемник же их, по всему видно, - человек рисковый: выставил на жизненно важный матч игроков, для которых передовая что дом родной, и, как выяснилось, не просчитался. Лишь присутствие на поле Онопко с Игнашевичем напоминало о том, что номинально существует в команде звено под названием оборона. Партнерам же двух центральных было наверняка предписано при первом удобном случае ходить вперед, благо все они делать это умеют.

Мостовой, Гусев, Каряка, Радимов - каждый ведь скорее полунападающий, нежели полузащитник. Да и отряженный в помощь стопперам Смертин, появление которого на непривычном месте - из того же "рискового" ряда, подключаться к атакам умеет и любит. Остается приплюсовать к вышеназванным футболистам призванных угрожать воротам по определению Кержакова с Булыкиным, чтобы лишний раз утвердиться во мнении: четыре забитых швейцарцам гола - не только приятный, но и закономерный результат.

Особенно, если учесть блистательную игру динамовца, окончательно развеявшего сомнения скептиков относительно своего второго рождения. Вырос долго ходивший в подающих надежды форвард - двух мнений на этот счет быть не может. Причем ожидаемый болельщиками и специалистами переворот произошел, наконец, в сознании Булыкина: мастерства и дарованных природой качеств нападающему всегда хватало с избытком. На чем, собственно, он и сыграл в ключевом противостоянии, подарив футбольным эстетам два мяча, забитых головой (второй, словно по учебнику), плюс таранный проход в штрафную с тремя защитниками соперника "на плечах".

Покататься на наших оборонцах швейцарцы, как ни старались, не сподобились. Во-первых, потому что столь мощного форварда, как Булыкин, в их составе не нашлось, а во-вторых, Онопко с Игнашевичем действовали слаженно и уверенно. На персональщика и чистильщика наши центральные защитники рассчитываться, вы видели, не захотели: в большинстве эпизодов играли "зону" - один прихватывал выдвинутого вперед игрока, находившегося к нему ближе, напарник же "отскакивал" на страховку - и лишь в паре моментов проявили несогласованность. Чего не скажешь о "втором этаже", где российские асы властвовали безраздельно, поскольку у того и другого игра головой - объезженный конек.

Угадал, в общем, главный тренер со стопперами: его доверие они в условиях турнирного "экстрима" оправдывают, ну а в будущем, если, конечно, о таковом во встрече с грузинами сборная позаботится, у наставника появится время поразмышлять о проблемах тыла в спокойной обстановке. Болельщикам же и сейчас есть над чем голову поломать. И прежде всего над вопросом: осилит ли Ярцев нелегкий путь от министра по чрезвычайке до Георгия Победоносца?