Газета Спорт-Экспресс № 158 (3245) от 22 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

22 июля 2003

22 июля 2003 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

НА "ТУР ДЕ ФРАНС" с Петром УГРЮМОВЫМ

Великий О'Генри заметил когда-то: только тот прожил полную жизнь, кто испытал любовь, войну, бедность. Вчера - всего за пять часов, что продолжался 15-й этап "Тура", от Баньере-де-Бигорр до Лус-Ардидан, - главные герои гонки такую жизнь прожили. 159,5 километра в Пиренеях запомнятся им навсегда.

АРМСТРОНГ СОХРАНЯЕТ МАЙКУ. УЛЬРИХ ВОЗВРАЩАЕТ ДОЛГИ

15-й этап - самый сложный в Пиренеях. Да еще с тяжелейшим финишем в гору. Вот многие и считали, что для лидеров - американца Лэнса Армстронга, немца Яна Ульриха и Александра Винокурова из Казахстана - здесь решится все. Или почти все. Был и такой прогноз: после этого этапа Армстронг потеряет желтую майку. В общем, момент истины.

Поэтому на сей раз корреспондент "СЭ" позвонил второму призеру "Тура"-94 Петру Угрюмову уже в тот момент, когда гонщики уходили на дистанцию.

АТАКА ЗА АТАКОЙ

15.00. Старт

- В этом году "Тур" - интереснейший. Как по заказу - ведь у гонки юбилей! Да и этап обещает быть захватывающим. Поэтому следить за событиями намерен от начала до конца - не отрываясь, - сообщил Угрюмов. - Заметьте, атаки пошли прямо со старта. Этап-то относительно короткий.

- На предыдущем этапе побег совершил Винокуров, который едва не вышел в лидеры в общем зачете. Как вы объясните тот факт, что оба фаворита - Армстронг и Ульрих - "проспали" его атаку?

- Лэнс с Яном осторожничали, стерегли друг друга, а Винокурову терять было нечего, вот он и рискнул. И сегодня Александр, предположу, попытается сыграть по тому же сценарию. Почему не пустились в погоню Армстронг и его "Ю. Эс. Постал" - не знаю. Наверное, все-таки устали. А вот Ульрих действовал объяснимо: ему сейчас нельзя рисковать и терять завоеванные позиции. Он верит в свой успех в разделке.

- Вам не показалось, что команда Ульриха - "Бьянки", собранная с миру по нитке только перед "Туром"-2003, в воскресенье работала более слаженно, нежели американские "почтальоны", хотя они "заточены" под своего лидера - и под единственную гонку в сезоне?

- По одному этапу я бы не стал делать столь далеко идущие выводы. Не забывайте, что желтая майка пока на плечах лидера "Ю. Эс. Постал".

16.27

На подъеме в гору Коль д'Аспен Ульрих вынужден притормозить: проколото заднее колесо. Лишь спустя минуту директор команды Руди Певенаж выталкивает Яна на трассу.

- Не думаю, что эта задержка сильно повлияет на исход этапа, - считает Угрюмов. - Посмотрите, грегари уже "подхватили" своего лидера и везут в гору. Конечно, приятного в проколе мало, тем более когда ты в лидирующей тройке общего зачета.

- Интересно, какие мысли в этот момент одолевают спортсмена?

- Ругаешься на нерасторопность механиков. Кстати, пока мы беседовали, Ульрих уже догнал пелотон. Молодцы ребята из "Бьянки". Вообще, в горе, если нет ветра, как сейчас, главное - проявить мощь. А она у Яна завидная. Нервишки он себе попортил, это верно, но не более того. Хорошо, прокол случился не на спуске, что увеличило бы риск падения. И обидно было бы, случись такая неприятность на финишных 10 километрах.

17.00

Пелотон подбирается к легендарной горе Турмале. Высочайшая категория сложности. Ситуация осложняется надвигающимся дождем. Спуск с горы в дождь - это очень опасно.

Ульрих на колесе у "почтальонов", а Армстронг тем временем чуть поотстал. Однако к моменту, когда начинается подъем на Турмале, Армстронг и Ульрих снова вместе. А вот Винокуров где-то сзади - не смог выдержать темпа.

Гора и отсутствие жары - идеальные условия для атаки техасца. Но атакует Ульрих!

- Как думаете, это настоящая атака или провокация?

- Какая провокация?! - удивлен Угрюмов. - Это жесточайшая борьба!

- Не могли ли сговориться два лидера - Армстронг и Ульрих, чтобы свалить третьего лишнего, в данном случае Винокурова?

- Не думаю. Более того, у Александра есть шансы догнать лидеров. Просто у каждого свой стиль езды. Только непонятно, почему Ульрих идет впереди и везет Армстронга в гору.

ПАДЕНИЕ

И тут, словно услышав вопрос Угрюмова, Армстронг обходит Ульриха. После этого гонщики какое-то время сменяют друг друга на позиции лидера. Складывается впечатление, что фавориты решили отложить выяснение отношений до разделки, а в горах поработать в смену - и тащить друг друга.

Тяжелее всех отставшему Винокурову. Видно, с каким усилием дается ему гора. Может, Лэнс и Ян накануне сознательно отпустили казахстанца, сильного на скоростных спусках, понимая, что на этапе, где придется финишировать вверх, они вернут то, что проиграли днем раньше?

Но перед последним подъемом Винокуров, который очень силен на спусках, ликвидирует 35-секундное отставание от группы Армстронга и Ульриха. Теперь все должна решить Лус-Ардидан - последняя гора 15-го этапа. Последняя перед вторым днем отдыха.

18.30

И тут происходит то, чего никто не мог предвидеть. Идущий в гору Лэнс цепляется за кепку вышедшего на трассу болельщика - и падает, увлекая за собой на асфальт сидящего у него на колесе Ибана Майо! Ульрих, кативший третьим, чудом уворачивается от образовавшегося у него под колесами мини-завала. Дорога открыта! Впереди только убежавший в начале этапа Сильвен Шаванель, догнать которого для лидера "Бьянки" сущий пустяк.

Кажется, вопрос о победителе снят? Говорил же горный король "Тура" Ришар Виранк, что еще до второй разделки кто-то из заклятых друзей-соперников не выдержит и, как говорят гонщики, отвалится. Значит, отвалился Лэнс?

И тут... Кто знает, не пришли ли к Ульриху воспоминания двухлетней давности? "Тур"-2001. 13-й - горный - этап здесь же, в Пиренеях. Валь Лурон. Идущий вторым в общем зачете Ульрих падает в канаву - и Армстронг в желтой майке лидера великодушно ждет, пока упавший соперник поднимется.

Так разве Ульрих в благородстве проигрывает техасцу? Его проигрыш Армстронгу может измеряться только метрами и секундами, но никак не величием духа. И Ульрих останавливает группу - он ждет, пока могучий соперник поднимется. Неинтересно ему выигрывать у упавшего Армстронга!

- После того, что сегодня сделал Ульрих, он навсегда завоевал право именоваться великим спортсменом, - уверен Угрюмов. - Мне тоже было бы неприятно выигрывать "Тур" таким образом. Великие - они ведь сами выбирают, как и когда им побеждать.

- Можно ли считать это ответным жестом Ульриха за 2001-й год?

- Это можно считать признаком класса. Ян понимал, что чести такая победа ему не сделает. А уважение в пелотоне стоит дороже "Тура".

- Но что это с точки зрения результата: благородство или глупость?

- Конечно, благородство! Глупостью было бы выигрывать этап, воспользовавшись бедой конкурента.

- Думаете, Бернар Ино или Эдди Меркс, которые в свое время получили "говорящие" прозвища Крокодил и Людоед, поступили бы так же и подождали бы упавшего гонщика в желтой майке?

- Уверен, что любой настоящий спортсмен не смог бы поступить иначе. Ино и Меркс - не исключение.

Тем временем пришедший в себя после столь сильного шока Лэнс пустился в свой фирменный "танец" - поднявшись над седлом, заработал ногами, как поршнями, ускоряясь и уносясь от пелотона. Правда, он вновь чуть было не упал - неудачно пристегнул туфлю к педали. Но потом взял себя в руки и помчался вперед.

18.45

Похлопывая по спине Сильвена Шаванеля, Армстронг обходит его и возглавляет пелотон. Он идет к своей первой на этом "Type" победе на этапе.

ПОДЪЕМ НА НЕВИДИМУЮ ГОРУ

Вопрос Угрюмову:

- Что скажете теперь? Насколько благородно было в ситуации Армстронга бросать группу, которая благородно его ждала?

- Ну, это спорт! Сейчас все были в равных условиях. Ведь упал-то американец не по своей вине, а по глупости зрителя. А в равной борьбе Армстронг, даже после болевого шока и с разодранной после аварии рукой, все равно сильнее. Сами видите.

- Может, честнее было подождать Ульриха и вместе с ним пересечь линию финиша, отложив решение вопроса о победителе до разделки?

- Ни в коем случае. Повторю: это спорт.

- Как по-вашему, уже можно подводить итоги "Тур де Франс"? Имя победителя известно?

- Да что вы! А как же еще один горный этап? А разделка? В этом упражнении, напомню вам, Ульрих уже бил Армстронга. Нет, не верю, что интрига умерла. Отставание 1.07 для такого мастера раздельного старта, как Ульрих, вполне отыгрываемо. Хотя, что это мы о разделке заговорили. До нее еще доехать нужно. Через один горный этап.

- Ну а на шансах Винокурова одолеть Армстронга и Ульриха, наверное, пора поставить крест...

- Увы, думаю, казахстанскому гонщику нужно бороться за третье место. Но и это огромный успех.

Что ж, развязка близка, сюжетных линий на "Большой петле" осталось чуть меньше, они стали беднее, но, даже проиграв горный этап и 40 секунд извечному конкуренту, Ульрих тем не менее поднялся на другую, невидимую гору. Долги отданы, теперь можно подумать и о победе на "Тур де Франс".

Ровшан АСКЕРОВ

90-я супермногодневка "Тур де Франс"

15-й этап. 159,5 км. Баньере-де-Бигорр - Лус-Ардидан. 1. Армстронг (США, "Ю. Эс. Постал") - 4:29.26. 2. Майо (Испания, "Эускалтель") - отставание 0.40. 3. Ульрих (Германия, "Бьянки"). 4. Субелдия (Испания, "Эускалтель") - у обоих то же отставание. 5. Моро (Франция, "Креди Агриколь") - 0.43. 6. Бассо (Италия, "Фасса Бортоло") - 0.47. 7. Хэмилтон (США, CSC) - 1.10. 8. Винокуров (Казахстан, "Телеком") - 2.07... 12. МЕНЬШОВ (Россия, "Банесто") - 3.12... 26. Виранк (Франция, "Квик Степ") - 8.49... 48. БОЧАРОВ (Россия, "Превоянс") - 16.26... 83. Цабель( Германия, "Телеком") - 28.36... 85. ЕКИМОВ (Россия, "Ю. Эс. Постал")... 88. КАРПЕЦ - у всех то же оставание... 143. ПЕТРОВ (оба - Россия, "Банесто") - 34.44.

Общий зачет. 1. Армстронг - 65:36.23. 2. Ульрих - отставание 1.07. 3. Винокуров - 2.45. 4. Субелдия - 5.16. 5. Майо - 5.25. 6. Бассо - 8.08. 7. Хэмилтон - 9.02... 11. МЕНЬШОВ - 17.09... 14. Виранк - 22.00... 23. БОЧАРОВ - 45.34... 42. ПЕТРОВ - 1:33.25... 82. ЕКИМОВ - 2:21.09... 84. КАРПЕЦ - 2:23.58... 122. Цабель - 3:07.53.