Газета Спорт-Экспресс № 143 (3230) от 4 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

4 июля 2003

4 июля 2003 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

Дмитрий КОНЫШЕВ

ОДНАЖДЫ Я ЕХАЛ С СИГАРОЙ В РУКЕ

13 лет назад он вписал свое имя в историю, первым из наших велогонщиков одержав победу на этапе легендарной "Большой петли". А не так давно огорошил признанием: "Вообще-то не люблю я "Тур де Франс".

- Интересно почему? - спросил я у Дмитрия Конышева в минувшее воскресенье в Уфе на банкете, посвященном завершению чемпионата России среди профессионалов.

- Я имел в виду не столько саму гонку, сколько Францию, вернее французов. Слишком много, на мой взгляд, в них апломба и высокомерия. Они считают, что у них в стране все самое вкусное, самое лучшее, самое интересное. Даже американцы в этом смысле попроще... Поэтому на родине "Большой петли" стараюсь бывать как можно реже. А уж отдыхать туда не поеду ни за какие деньги.

- Слышал, что многие гонщики недолюбливают "Тур де Франс" из-за буйного нрава зрителей, которые постоянно мешают спортсменам во время гонки и нередко выбегают на дорогу?

- Это действительно так. Въезжаешь в любой французский город - и широкая 8-метровая трасса сужается до двух-трех метров. Отсюда - частые завалы, потеря темпа, что, разумеется, дико раздражает. Но дело тут не в безалаберности организаторов, а в колоссальном интересе публики к "Тур де Франс". Невозможно ведь перекрыть все две тысячи с лишним километров пути!

- Вам приходилось из-за этого страдать?

- Да, однажды какой-то "чайник" высунул голову, чтобы сфотографировать лидера, и даже не счел нужным посмотреть назад. А тут я лечу на всех парах. Зацепил его плечом - и рухнул на асфальт за 300 метров до конца, когда шел в "тройке"... Так обидно было! Кое-как дотянул до финиша, однако на следующий день травма все-таки вынудила меня сойти.

- А свой дебют в "Тур де Франс" помните?

- Еще бы! 90-й год. Первая советская профессиональная команда "Альфа-Люм". Трудно передать чувства, которые испытывал я в тот момент. Для нас, гонщиков из СССР, это была несбыточная мечта. "Тур де Франс" у нас по телевидению не показывали, лишь иногда мелькали фрагменты в новостях. Глядели на профи - без шлемов, покоряющих горы на высоте 2500 метров, - и мурашки бежали по коже. Казалось, все это происходит на другой планете.

- В душе надеялись тогда одержать хотя бы одну победу на этапе?

- Да что вы, и не помышлял! Но на каком-то из заключительных этапов, когда все уже порядком были измотаны, я провел перед горами быструю атаку. В отрыв ушел вместе с Иоханом Брюнелем, который нынче спортивным директором в "Ю. Эс. Постал" работает. Так и докатили вдвоем до финиша, где на последних метрах я Брюнеля опередил. Благо, к разряду спринтеров он не принадлежал.

- Сколько же всего у вас побед на этапах "Тура"?

- Пять. Одну из них мне присудили после того, как бельгийца Людо Дирксенса дисквалифицировали за допинг. В той гонке я занял второе место. Причем выиграть-то мог и без всякой помощи со стороны. В лидерах мы шли вчетвером, потом Дирксенс решил поднажать, а я подумал: "Пусть чуть-чуть отъедет, все равно догоним". Однако бельгиец был неудержим. У него, кстати, любопытная судьба. Карьеру профессионального велогонщика он начал только в 30 лет, а до этого трудился механиком на металлургическом заводе.

- Какая из пяти побед "Большой петли" вам дороже всех?

- Пожалуй, та, что была одержана в 91-м в Париже, на Елисейских Полях, где гонка по традиции финиширует. Обычно на таких этапах побеждали прирожденные спринтеры, типа Джамолидина Абдужапарова или Олафа Людвига. Но Абду упал, а немца на финише я чудом обошел сантиметров на пятнадцать. Честно говоря, сам не ожидал от себя такой прыти.

- А какой "Тур де Франс" последних двух десятилетий получился, с вашей точки зрения, самым интригующим?

- В 89-м. Оставался последний этап - "разделка". Француз Лоран Финьон лидировал, но американец Грег Лемонд на глазах изумленных парижан в метрах от финишной черты вырвал у него победу. И в гонке, и в общем зачете! Французы не пережили такого потрясения, и уже со следующего года "разделки" перестали быть финальными этапами, а победители "Тура" становились известны задолго до финиша.

- В чем главное отличие "Тур де Франс" от других супермногодневок - "Джиро д'Италия" и "Вуэльты"?

- "Тур" гораздо зрелищнее. Гонщики там стремятся уехать в отрыв любой ценой - что в горах, что на равнине. И, как ни странно, часто получается. В "Тур де Франс" почему-то даже самые искушенные гонщики далеко не всегда могут настигнуть смельчака. А, допустим, в "Джиро" почти любой отрыв ликвидируют. В этом году на итальянской велогонке из 22 этапов лишь один или два раза кому-то удавалось в одиночестве пересечь черту. Да и то это случалось, когда некоторые спринтеры, не вписавшись в лимит на горных этапах, уже сошли с дистанции. Что же касается "Вуэльты", то это нечто среднее между "Туром" и "Джиро".

- А разница в гонорарах - велика?

- Да, цена победы на этапе "Тура" раза в два больше. Но дело не только в призовых. Достаточно выиграть хотя бы один этап "Большой петли" - и выгодный контракт на следующий год тебе почти обеспечен.

- Как полагаете, наши гонщики начнут когда-нибудь выигрывать "Тур де Франс"?

- Рано или поздно этот день настанет. Одаренных ребят у нас хватает. Выигрывал же Паша Тонков "Джиро", что тоже сначала казалось нереальной целью. Вот и в "Type", думаю, успех кого-то из наших не за горами. Например, Александра Винокурова.

- Но он выступает за Казахстан...

- Ну и что? Все равно он наш. За границей мы для всех русские, какие бы страны не представляли - Украину, Казахстан или Прибалтику...

- Кто, по-вашему, фаворит нынешнего "Тура"?

- Разумеется, Лэнс Армстронг. Помешать ему может разве что травма. Американец очень силен. В "разделке" его не догонишь, в горах - тоже. Вдобавок у него мощная команда. Ну и как с такой глыбой бороться?

- А у того же Винокурова есть в этом году шанс?

- Едва ли. Для него будет успехом попадание в "пятерку". Чтобы побеждать в горах, Винокурову еще надо немного "подсушиться".

- О каком эпизоде из своей почти доброй дюжины стартов в "Тур де Франс" вы вспоминаете с улыбкой?

- Как-то перед началом последнего этапа фотограф протянул мне роскошную сигару. Так я с ней километров 30 и проехал, пока она не потухла.

- И вы курили?!

- Не-е-е. Во-первых, не имею такой привычки. А во-вторых, если хоть раз затянуться - боюсь, добраться до финиша было бы непросто. Так что сигару я держал в руке, которая потом дня два пахла табаком... Понимаете, финальный этап в "Тур де Франс" всегда был своего рода шоу. Гонщики менялись велосипедами, причем высокие пересаживались в седла тех, кто маленького роста. Выглядело это комично. Пелотон катил в мире и согласии, никто не атаковал - за исключением последних километров: на улицах Парижа борьба велась уже всерьез. А до этого все болтали друг с другом, кто-то останавливался побеседовать со зрителями. Не случайно все это так и называлось - "этап дружбы"...

Жаль, что эта традиция, похоже, безвозвратно утеряна. Нынче на последнем этапе "Тура" страсти кипят от старта до финиша. Велоспорт сильно изменился.

- И не в лучшую сторону?

- К сожалению... Прежде в велоспорт в основном вкладывали деньги из любви к нему. Теперь - исключительно ради собственной выгоды. В этом вся беда. Не скрою, с ностальгией вспоминаю эпоху Лемонда, Финьона, Индурайна, Буньо, Кьяпуччи. Эх, было время... Эти люди превращали гонки в спектакль. Какая была импровизация!

Сейчас такого нет. На первый план выходят прагматизм, холодный расчет, компьютерные технологии. К тому же появились люди, которые пару гонок проедут так, словно у них вместо велосипеда мотоцикл, а затем как сквозь землю проваливаются... Мне не по душе современный велоспорт. Слишком много у него болячек, о которых все прекрасно знают.

- Дмитрий, с каждым годом, наверное, вам все чаще задают этот вопрос и тем не менее: долго еще планируете выступать?

- Все от самочувствия и здоровья будет зависеть. Но после Олимпиады в Афинах, думаю, точно уйду на покой.

Александр КРУЖКОВ

Уфа - Москва