Газета Спорт-Экспресс № 76 (3163) от 8 апреля 2003 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

8 апреля 2003

8 апреля 2003 | Бокс и ММА

БОКС

В ЯПОНИИ ЕСТЬ РУССКАЯ ШКОЛА ЧЕМПИОНОВ!

Cчитается, что переход из любителей в профессионалы для боксера труден, а для тренера практически невозможен, если только он не сделал это в самом начале карьеры. Александр Зимин, успешно работавший в сборной СССР, а потом вместе с большой группой тогда еще советских боксеров поехавший в Японию, это правило с блеском опроверг. В 1992 году его ученик Юрий Арбачаков стал первым нашим чемпионом мира среди профессионалов - в категории до 50,8 кг по версии WBC, а в следующем году другой подопечный Зимина - Орзубек Назаров из Киргизии завоевал чемпионский пояс по версии WBA в весе до 61,2 кг. Оба долго продержались на своих тронах. Арбачаков защитил титул 10 раз и уступил его только в 1997 году из-за хронической травмы руки, а Назаров - 6 раз и проиграл в 1998 году из-за тяжелейшей травмы глаза: множественный разрыв сетчатки.

Я встретился с Александром Зиминым в Санкт-Петербурге на пресс-конференции, посвященной крупному международному турниру, который состоится здесь 19 апреля.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ЯПОНИИ

- Как получилось, что вы поехали именно в Японию?

- Это было еще в советские времена. Госкомспорт подписал контракт с японцами. Наших ребят, которые уже закончили выступать на любительском ринге, пригласил в 1989 году в Японию попробовать свои силы на профессиональном ринге известный промоутер Канахира. Среди них были такие известные мастера, как Орзубек Назаров, олимпийский чемпион Вячеслав Яновский, абсолютный чемпион страны и победитель Кубка мира Вячеслав Яковлев, чемпион Европы и мира Юрий Арбачаков... Нам предстояло выяснить, смогут ли наши любители переквалифицироваться и работать в принципиально ином стиле. Ребята поняли ситуацию так, что они сами могут выбрать себе тренера. Я проработал в сборной 10 лет, и меня они хорошо знали. Когда они решили ехать в Японию, я был в Ленинграде, и вот как-то ночью мне позвонили Яновский и Яковлев: "Александр Васильевич, не хотели бы вы поехать с нами в Японию, чтобы готовить нас выступать на профессиональном ринге?" Я подумал: а почему бы и нет? Может, и сам чему-то новому научусь. Вот так мы туда и попали.

БАЗУ ДАЛА РАБОТА С ЯКОВЛЕВЫМ

- Назаров говорил мне, что до этого они практически ничего не знали о профессиональном боксе - видели лишь несколько раундов разных боев. Но боксеры-профессионалы из боксеров-любителей, как известно, получаются гораздо чаще, чем из любительских тренеров - тренеры профессионалов. А вы воспитали двух чемпионов мира среди профи...

- Мне довелось в свое время поработать с тяжеловесом Славой Яковлевым. В его подготовке были слабые стороны. В частности, мы стремились поставить ему более акцентированный и точный удар. А надо сказать, что тогда у нас было много хороших тяжей: Абаджян, Мирошниченко, Ягубкин... Конкурировать с ними было тяжело. У Славы же физическая подготовка, прямо скажем, хромала. Он не мог ни разу подтянуться, плохо стометровку бегал. Но когда через год мы приехали на сборы, его никто не узнал. Он 35 раз подтянулся на турнике, 100 метров пробежал за 12,8. И удар у него появился. Яковлев был скрытым левшой, мы придумали ему комбинацию с выходом на удар левой снизу, который он наносил с акцентом, и Слава нокаутировал известного тяжеловеса Орешкина атакой по печени. Потом он выиграл Кубок мира, в Америке на турнирах не отдал ни одного боя - побеждал всех, в том числе будущих известных профессионалов, на предолимпийском турнире в Сеуле стал лучшим. На Олимпиаду, правда, не попал, но это уже другая история. Вот работа с Яковлевым и помогла мне потом очень в профессиональном боксе.

ДЕНЬ И НОЧЬ

- Когда мы прилетели в Японию и посмотрели видеозаписи боев профессионалов, я сказал ребятам: "Сравните их с собой - это же день и ночь". У нас все были щупленькие и худенькие, а у тех - здоровенные мышцы, следствие сбалансированной физической подготовки. Били они здорово в каждом раунде до самого конца, у каждого были свои комбинации. Любители тоже проводят серии, но как бы разрозненно, а у профессионалов каждая завершается сильным акцентированным ударом, который и является целью. Там, если ты просто махал руками, тебя освистывают. Поэтому одной из главных задач было в кратчайший срок поставить всем удар, чтобы никто не говорил: вот, привезли любителей-попрыгунчиков, и они здесь скачут.

Тогда многие думали, что из советских любителей нельзя сделать настоящих профессионалов: мол, школа не та. А мы это представление полностью опровергли. Уже ко второму-третьему бою манера у наших явно изменилась. Они начали бить, противники - падать, а зал - аплодировать. Тот же Яновский стал атаковать с дистанции, в том числе по печени. Публике это понравилось. Решая проблемы качественного удара, скорости, выносливости, мы вышли принципиально на новый уровень. В итоге не проиграли ни одного боя, а противников привозили нам неслабых: американцев, чемпионов Мексики. И всего этого мы добились, позанимавшись всего полгода по новой программе. Ребятам это тоже понравилось. Каждому составили персональный план, и человек постоянно рос, поднимался со ступеньки на ступеньку. Благодаря этому появилась уверенность в своих силах, без которой на профессиональном ринге делать ничего.

Когда я смотрел на этих ребят, теперь уже сильных, держащих все удары, то еще более отчетливо понимал: с любительской подготовкой в профи делать нечего. И когда мы с Орзубеком Назаровым приехали в Южную Африку драться с чемпионом мира Тобеллой, который до того всех американцев положил, у нас была только одна мысль: "Мы его разорвем!" Орзубека энергия тогда просто переполняла.

В ЛЮБИТЕЛЯХ АРБАЧАКОВА И НА 3 РАУНДА НЕ ХВАТАЛО

- А с Юрой Арбачаковым как было? Ему ведь в любителях дыхалки не хватало на три раунда. А тут он легко работал десять. Другим человеком стал. И боксировать ему приходилось с сильнейшими профи - иначе смотреть на иностранца никто не пришел бы.

- Кто из ваших подопечных вам был ближе всего? Орзубек о вас говорил как об отце.

- В Японии мы впервые пробыли долго вдали от родины, и я всем ребятам был не только тренером. Жили мы очень дружно. Не могу сказать, кто из них был мне ближе. Каждый по-своему был прекрасным человеком и боксером. Любой мог стать чемпионом.

- Вы много говорили о Яковлеве. А почему у него не пошло?

- В Японии практически нет своих тяжеловесов, а постоянно приглашать их из Америки хозяевам, наверное, было дороговато. Поэтому они в конце концов решили сократить команду и сосредоточить все внимание на легких весах. А ведь выиграть у Яковлева было очень сложно. Он был скоростным, подвижным тяжем, быстро меняющим позицию. Жаль, что ему не повезло.

- Орзубек и Юрий много раз говорили мне о тяжести жизни в Японии. Орзубек, например, думал, что ему, как азиату, будет там легче, а на самом деле это ничуть не помогло. Я помню его слова: "Япония - это совсем другая Азия. Насколько мы горячие, настолько они холодные".

- Да что там говорить! Проблем было множество, в том числе и не связанных конкретно с Японией. Мы до этого работали в сборной СССР, условия были шикарные. А там попали в частный клуб. Отношения между людьми жесткие, деловые. Конечно, нам поначалу было тяжело. Но, помоему, нет худа без добра. Мы преодолевали трудности каждый день, это нас закаляло и физически, и психологически, помогало прогрессировать. Тут как с тренировочным мешком: чем сильнее по нему бьешь, тем резче он тебе отвечает.

Между прочим, Япония имеет репутацию страны, которая чужаков не принимает. А вот наших боксеров приняла. Залы просто сотрясались от рева и аплодисментов, когда выступали Арбачаков и Назаров. Это нужно было видеть. Мы показали японцам такой красивый бокс, какого они раньше не видели. Какую-то роль, конечно, сыграло и то, что Арбачаков внешне похож на японца, а у Орзубека вообще одно лицо с их суперпопулярным экс-чемпионом мира Гусикеном. Назарова даже поначалу называли Гусикеном, и, только когда Орзубек набрал обороты, он снова стал Назаровым.

ГЛАВНОЕ - НАЙТИ КЛЮЧ К ПОБЕДЕ

- Вы говорили, что у них были тяжелые соперники.

- У Арбачакова и Назарова не было ни одного похожего, проходного боя. Мы к каждому противнику находили свой ключ, к каждому готовились специально. У меня в Японии был боксер из местных, у которого вообще отсутствовала какая бы то ни было техника - работал на уровне 2-го разряда. А я сделал его чемпионом Японии, потому что понял, как этот парень может одолеть чемпиона страны. Раньше он проигрывал все время с нокдаунами, а победив первую перчатку Японии, ушел с ринга с чистым лицом.

- Вы продолжили работать с Орзубеком, когда он переехал во Францию?

- Я с ним был до его последнего боя. Орзубек меня вызывал, и японцы к нему отпускали, хотя, конечно, поездки эти не финансировали. Их оплачивали братья Акариесы - прекрасные люди, которые очень хорошо к нам относились. Так что не все промоутеры - акулы.

Вообще с Орзубеком было легко работать. В ринге он всегда слышал, что ему говорили, хорошо ориентировался по подсказкам. То есть сознание у него неизменно работало, в любой момент.

- А как сейчас дела у Назарова?

- Все нормально. Мы с ним регулярно созваниваемся. Он занимается бизнесом, но от бокса не отошел, помогает развитию этого вида спорта в Киргизии. Орзубек - настоящий мужчина, с хорошими сердцем и головой.

ЧЕМПИОН ЯПОНИИ - ЗА ОДИН ГОД

- Есть у вас сейчас кто-то из молодых, кто может повторить успех Арбачакова и Назарова?

- Есть, Александр Бахтин из Читы. Сначала это был чистый любитель, причем безударный. Год мне с ним пришлось очень серьезно работать. Он провел в Японии уже семь боев. Первые три выиграл, но публике не понравился: зал свистел. А из последних четырех поединков в трех победил нокаутом - дала себя знать наша совместная работа. После этого сразу попал в мировой рейтинг. Успех в последнем бою принес ему титул чемпиона Японии. И это все за один год! Могу сказать, что из того первого состава никто не рос с такой скоростью. В последнем бою противником Бахтина был Юджи Нукага, очень сильный боксер, который перед этим одержал 14 побед, из них 9 - нокаутом, при единственном поражении. Но Саша был очень уверен в себе, не дрогнул и в 7-м раунде его "приговорил".

УДАР МОЖНО ПОСТАВИТЬ ПРАКТИЧЕСКИ КАЖДОМУ

- Вы работали со многими боксерами, которые считались небьющими, и всем им поставили удар. Как вам это удалось?

- Я считаю, что если боксер хорошо подготовлен физически и имеет рациональную технику, то он будет бить. Что определяет удар? Точность, то есть хорошие техника и скорость. При наличии этих качеств при своевременно проведенном ударе противник обязательно будет в нокдауне. А если удар размазанный и человек не знает, куда он бьет, если нет конкретной цели - ничего не получится.

- Но ведь считается, что бьющий боксер или небьющий - это от Бога.

- Вы же сами знаете, как небьющий Яновский вдруг стал бить. Яковлев стал бить, Бахтин... А все считались небьющими. Яковлеву я хотел поставить удар, еще когда работал в сборной. Мне хотелось, чтобы он бил всем телом, а не одной рукой. Профессионалы ведь вкладывают в удар все туловище. Когда я начал работать так с Яковлевым в сборной, мне сразу сказали: "Ты что делаешь? Он же станет медленнее, будет тормозиться". А я тогда был молодым тренером и спорить с коллегами, обладающими большим авторитетом, не мог.

- А сейчас очень многие авторитетные специалисты говорят, что вы единственный наш тренер, который может эффективно работать с профессионалами...

- Дело в том, что я попал в экстремальную ситуацию. Ребята смотрели на меня с надеждой, а у меня времени на раздумья не было. Мне нужно было рождать идеи на ходу, и в результате я нашел оптимальные виды подготовки боксеров, в том числе для повышения их ударной мощи. Конечно, мне очень помог мой старый багаж, вспомнил все, чему меня учил Александр Николаевич Кудрин, наш известный тренер, и многие другие.

ИЗ РЕБЯТ ШАФЕРА МНОГИЕ НРАВЯТСЯ

- Вас наверняка об этом часто спрашивают: вы вернетесь в Россию?

- А как же? У меня контракт с японцами, который ежегодно продлевается. Кстати, я ведь там занимаюсь не только с нашими. Подготовил, например, нового чемпиона Японии Мотоки Сасаки в категории до 63,5 кг. Местные тренеры на нем крест поставили, а после занятий со мной он стал расти от одного боя к другому, последний же - за национальный титул - выиграл нокаутом. Его противник Тадаси Юба - левша, на 15 сантиметров выше, тренируется у американцев. С ним в Японии никто ничего сделать не мог, а Сасаки его "разорвал". Это было настоящей сенсацией.

- Вы во время этого своего приезда в Санкт-Петербург видели многих боксеров. Кто-то вам понравился?

- К сожалению, я уеду отсюда до 19 апреля, когда тут начнется очередной турнир, и я не посмотрю в деле ребят из питерской команды Игоря Шафера. А так, многие из них мне очень нравятся. Хорошие боксеры, нацеленные, висят на противнике, чувствуют его хорошо. Есть, конечно, и недостатки, но исправимые. В конечном счете в бою все решают скоростные атаки, неожиданные и повторные. Они выводят оппонента из равновесия. Это очень хорошо делали Арбачаков и Назаров. Их соперники не видели, откуда летят удары. Потому что они были быстрыми, как молния, и летели градом. Вот этому здешним ребятам и надо научиться.

ТАЙСОН В СВОЕ ВРЕМЯ БЫЛ ИНТЕРЕСНЕЕ ЛЬЮИСА

- В заключение хотел бы узнать ваше мнение о целом ряде боксеров. Давайте начнем с самых больших. Леннокс Льюис?

- Тайсон в расцвете сил выглядел поинтереснее Льюиса: это был стремительный боксер, который был готов все ломать, крушить. Желание выиграть было видно в каждом его движении. Потому он и завоевал такую популярность. Льюис вроде все делает правильно, но уж очень осторожен. Надо рисковать, показывать, что ты хочешь выиграть. А Леннокс чуть-чуть выиграет - и все, больше не прибавляет. Ему и этого хватит.

- А братья Кличко? (Разговор состоялся до поражения Владимира от Корри Сандерса. - А.Б.)

- К сожалению, я видел мало их боев. Но то, что удалось посмотреть, мне не слишком понравилось. Очень много розыгрыша, очень много подготовительной работы. Мало акцентированных, плотных ударов. Стоят и думают: ударить - не ударить... Так, по-моему, нельзя. Боксер должен быть как вихрь. А чрезмерная рациональность не годится. Необоснованное движение назад - это некрасиво. Дерется здоровый боксер с маленьким - и еще уходит назад. Я не признаю такой стиль.

- А как вам Рой Джонс?

- Что тут скажешь? Конечно, он мне нравится.

- Де Ла Хойа?

- Хороший боксер, нацеленный. Он ломает противника, не "налезая" на него, но вместе с тем не застаивается.

- Ну и, наконец, Костя Цзю?

- Родился в перчатках.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ

ВСЕ ЧЕМПИОНЫ МИРА СРЕДИ ПРОФЕССИОНАЛОВ
ИЗ РЕСПУБЛИК БЫВШЕГО СССР

Боксер

Страна

Категория

Годы

Версия

Юрий АРБАЧАКОВ

Россия

50,8 кг

1992 - 1997

WBC

Орзубек НАЗАРОВ

Киргизия

61,2 кг

1993 - 1998

WBA

Константин ЦЗЮ

Россия

63,5 кг

1995 - 1997

IBF

1999 - ...

WBC

2001 - ...

WBA

2001 - ...

IBF

Василий ЖИРОВ

Казахстан

86,2 кг

1999 - ...

IBF

Артур ГРИГОРЯН

Узбекистан

61,2 кг

1996 - ...

WBO

Юрий АЛЕКСАНДРОВ

Казахстан-Россия

59 кг

1999

WBO

Виталий КЛИЧКО

Украина

тяжелая

1999 - 2000

WBO

Владимир КЛИЧКО

Украина

тяжелая

2000 - 2003

WBO