Газета Спорт-Экспресс № 46 (3133) от 1 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 23

2 марта 2003

2 марта 2003 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ВЗГЛЯД Ольги ЛИНДЕ

КОМУ НУЖНЫ ГОНКИ МАРИОНЕТОК?

В "Формуле-1" на минувшей неделе произошло историческое событие. Президент Международной автофедерации Макс Мосли вспомнил, что всепланетную славу и исключительный финансовый успех королеве автоспорта принесли не технические изыски инженерных гениев и не сверхсовременные электронные заморочки, а гонщики. Обычные в общем-то люди, но в отличие от нас, обывателей, готовые идти на смертельный риск. Кажется, трехкратному чемпиону мира Джекки Стюарту принадлежит немного патетическая, но тем не менее справедливая фраза: "Выходя на старт, я каждый раз навсегда прощаюсь с друзьями и близкими".

Конечно, сейчас все далеко не так драматично - в современных гонках даже травмы достаточно редки, однако это ровным счетом ничего не меняет. Ведь и в сегодняшней сверхтехнологичной "Формуле-1" в центре внимания не машина, а человек.

Но почему, спрашивается, об этом вдруг заговорил Мосли? Да потому, что "Большие призы" угодили в кризис, и, как из него выбраться, пока не очень понятно. А о "человеческом факторе" президент FIA вспомнил, защищаясь от довольно агрессивных нападок со стороны "бунтовщиков" - "Макларена" и "Уильямса", которые недовольны изменениями в правилах (инициатором этих изменений стал именно Мосли) и даже решили подать судебный иск на FIA в международный коммерческий суд.

Новые правила - это попытка максимально ограничить вмешательство команды и компьютеров в управление автомобилем и вернуть машину в распоряжение пилота. То есть снова сделать конкретного человека (гонщика), а не группу людей (команду) ключевым фактором в победе или поражении. И вот это-то, скорее всего, и не нравится Рону Деннису и Фрэнку Уильямсу.

У обоих, напомню, богатый опыт управления командами, где законодателями мод были пилоты. Гонщики экстра-класса - и личности космического масштаба. Ники Лауда, Ален Прост и Айртон Сенна - у Денниса, Алан Джонс, Карлос Рейтеманн, Нельсон Пике и Найджел Мэнселл - у Уильямса. Ирония судьбы: именно на годы, когда за рулем британских болидов сидели эти парни, и пришлась пора наивысшей славы и наивысшего успеха и "Макларена", и "Уильямса". Только вот слава и успех дались дорогой ценой: думаю, даже тем фанатам, чей опыт общения с "Формулой-1" ограничен "эпохой Шумахера", знакомы истории яростного братоубийственного противостояния Сенны и Проста, Рейтеманна и Джонса, Мэнселла и Пике. Ни Деннис, ни Уильямс не были тогда хозяевами положения - и именно поэтому так дорожат теперь возможностью полностью контролировать ситуацию в командах, подчинив гонщиков - и технически, и юридически - своей власти. А новый регламент хотя бы частично выводит их из-под этой абсолютной власти.

По чести сказать, "Формула-1" превратилась в довольно нудное зрелище именно потому, что основное влияние на исход борьбы в ней получили команды. Так и слышу возражения: мол, в футболе, хоккее, баскетболе и т.д. на поле выходят КОМАНДЫ, а зрелище от этого скучным не становится - и публика валом валит на трибуны. Все верно. Но даже те, кто из года в год яростно и страстно болеет за "Спартак", ЦСКА, "Динамо", "Милан", "Нью-Йорк Рейнджерс" или "Чикаго Буллз", идя на трибуны, все равно держал и держит в уме не некую безликую массу людей, а конкретных Старшинова и братьев Майоровых, Фирсова, Харламова, Петрова и Михайлова, Блохина, Протасова, Тихонова, Буре, Роналдо, Майкла Джордана, Мэджика Джонсона или Ларри Берда. Даже итальянские фанаты "Феррари", во всеуслышание заявляющие, что им-де все равно, кто сидит за рулем алого болида, лишь бы он всегда финишировал первым, и сейчас хранят верность Жилю Вильневу...

И кто знает, может быть, именно в сезоне-2003 многочисленная армия поклонников Михаэля Шумахера получит уникальную возможность узнать своего кумира по-настоящему. Может быть, немецкий суперас, освобожденный от сверхопеки вспомогательной электроники и влияния команды на ход его гонки, окажется вовсе не таким роботоподобным, каким предстает сейчас. Может быть, и он, получив самостоятельность, наконец-то узнает настоящую цену настоящим победам - а вместе с ним и мы узнаем настоящую цену настоящему Шумахеру.