Газета Спорт-Экспресс № 41 (3128) от 22 февраля 2003 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

22 февраля 2003

22 февраля 2003 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ВЗГЛЯД Ольги ЛИНДЕ

"ФОРМУЛА-1" НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ СПОРТОМ?

Ровно две недели остается до старта очередного, 54-го по счету, чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". Чем меньше времени отделяют нас от первого в сезоне2003 старта на автодроме в Альберт-парке Мельбурна, тем острее встает вопрос: а чего, собственно, ждать от приближающегося сезона?

Вопрос отнюдь не праздный. Ведь расстались мы с "Большими призами" в обстановке далеко не комфортной. Тотальное преимущество "Феррари" и то, как Скудерия им пользовалась, отвратили от "Формулы-1" очень большую часть телеаудитории (о чем свидетельствуют данные множества исследований). И это поставило некогда суперпопулярное зрелище на грань кризиса, ведь основные доходы "Большим призам" приносили именно отчисления от телетрансляций.

Вот почему в межсезонье Международная автофедерация предприняла несколько, прямо скажем, судорожных шагов: в регламент "Гран-при" внесены изменения, о которых "СЭ" рассказывал уже не раз. Вопрос теперь в том, как перемены скажутся не только на интриге чемпионата, но и на обстановке вокруг него.

В начале этой недели две ведущие конюшни, "Макларен" и "Уильямс", подали в коммерческий суд Лозанны иск против FIA, в котором инкриминируют федерации и ее президенту нарушение так называемого Договора согласия. По мнению английских топ-команд, поправки, внесенные в регламент, могут негативно сказаться на безопасности пилотов, а ведь именно безопасность была в свое время поставлена во главу угла.

На самом деле эти опасения не лишены оснований. Согласно новым правилам, теперь механики команд, по сути, не будут иметь доступа к машинам между последней квалификацией и гонкой: под пристальным присмотром технического делегата FIA им разрешено проводить лишь жестко ограниченные действия, направленные в основном на косметическое обслуживание автомобилей. При этом теоретически никто не застрахован от того, что незамеченным окажется какое-то серьезное повреждение, которое сыграет фатальную роль в гонке...

Правда, с моей точки зрения, "Макларен" и "Уильямс", приводя безопасность как основную причину судебного иска, откровенно лицемерят. По-настоящему их беспокоит вынужденная необходимость сокращать бюджет, а ведь чем меньше денег требуется на нужды команд, тем меньше их оседает на счетах их владельцев. "Формула-1" уже давно перестала быть спортом, а стала бизнесом - это ни для кого не секрет. Вот почему попытки FIA, пускай и достаточно неуклюжие, вновь придать "Большим призам" статус спортивного зрелища встречают глухое сопротивление.

При этом действия британцев не вносят мира в растревоженный паддок. Например, босс БАРа Дэвид Ричардс считает, что иск против FIA со стороны ведущих конюшен сейчас "Формуле-1" нужен меньше всего.

И все-таки: чего ждать от сезона вообще и его стартовой гонки в частности? Рискну предположить, что первый этап 54-го чемпионата мира окажется и самым интересным - по той простой причине, что новый формат "Гран-при" (две часовые квалификации с одним летучим кругом, запрет на углубленное техобслуживание машин между квалификацией и гонкой, запрет на дозаправку в этом промежутке, необходимость использовать на первых кругах гонки старую резину и так далее) будет опробован впервые - и уже одно это внесет элемент неожиданности.

Признаюсь: мечтаю о том, чтобы из Австралии победителем уехал кто угодно, кроме... "Феррари", побеждавшей здесь последние четыре года. Очень, знаете ли, хочется разнообразия, поскольку очень уж угнетает тот факт, что в последних 20 гонках 16 раз побеждала Скудерия, дважды - "Уильямс" и "Макларен"...

Но, если честно, строить иллюзии, что новый регламент вдохнет в формулическую интригу новую жизнь, не стоит. Мои коллеги, журналисты, присутствовавшие в Маранелло на презентации нового болида "Феррари" F2003-GA, вернулись оттуда в шоке от увиденного. Прошлогодняя модель, по мнению специалистов, была настолько близка к совершенству, насколько это вообще возможно. Тем не менее технический директор Скудерии Росс Браун открыто заявляет, что новый болид имеет самое большое на его памяти преимущество над предшественником.

Если Браун говорит правду, то перспективы "Формулы-1" - самые мрачные. В Маранелло не скрывают, что в сезоне-2003 намерены выиграть больше, чем в прошлом. Напомню, что в 2002-м на счету "Феррари" было 15 побед. А в нынешнем чемпионате всего-то 16 гонок...