Газета Спорт-Экспресс № 40 (3127) от 21 февраля 2003 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

21 февраля 2003

21 февраля 2003 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА

СЕРИАЛ "ТРЕНЕРЫ"

Юрий ГОЛЫШАК

Василий ТИХОНОВ

Я - ДРУГОЙ ТИХОНОВ

Подготовился я основательно. Листки с вопросами сына Тихонова, старшего тренера ЦСКА, должны были смутить - но почему-то не смутили. Уточнил только Василий Викторович, сколько будем говорить. Час, два?

Смущаться пришлось вашему корреспонденту. Наши тренеры больше сорока минут перед диктофоном выдерживают редко. По большим праздникам.

А листки сами собой отложились в сторонку. Не понадобились.

Разговор клеился.

РИГА

- А ведь вас, Василий Викторович, страна как тренера не знает. Исключительно как "сына Тихонова"...

- Так и есть. Я в 90-м уехал в Финляндию и долго-долго там работал. Пока не перебрался в НХЛ. Откуда меня знать Москве? Наверное, только в этом году и узнали, что у Виктора Васильевича сын тренирует.

- Уезжали еще при советской власти?

- Большую часть жизни я провел в Латвии. Как отец в 68-м принял рижское "Динамо", мы с мамой тоже переехали из Москвы - я там играл за "Динамо", там окончил институт физкультуры и там же в 85-м начал тренировать сам. Пять лет отвечал за юниоров рижского "Динамо". Успехи громадные - и серебро выигрывали, и бронзу в союзном чемпионате. Рига такого никогда не видела.

- И пошли предложения?

- Что интересно - из-за границы. Из Америки, Швейцарии, Финляндии... В тот год мне предложили стать вторым тренером в "Динамо". А Рига считалась побратимом Пори, каждый год команды встречались. Тут же финны насели: "Надо поднимать хоккей в Пори, начиная с юниоров, - приезжайте!" Отец уезжать, помню, не советовал: "Юниоры - одна психология. Поработай в "Динамо" с мужиками, узнаешь, что это такое. Уехать успеешь". Но финны все же уговорили подписать контракт на год, поднять в их портовом городе с богатыми хоккейными традициями юниорскую команду - а там видно будет.

- Потом поняли, что прав был Виктор Васильевич?

- С одной стороны, прав. А с другой - не так часто в жизни какой-то клуб хочет именно тебя видеть тренером. Приезжали, уговаривали, приглашали нас с женой туда, их не интересовало, чей я сын. Только тренерский дар.

ПОРИ

- Поехал один, без семьи. Не зная к тому моменту ни одного языка. Два месяца, как котенок в луже. Выплывет? Утонет? А финский - нет в мире сложнее языка. Разве что китайская грамота.

- Стали учить?

- А что делать? Учил - и через пять месяцев уже говорил. Пусть плохо, зато сам. У молодежной команды задача была одна - занять третье место с конца. В восьмерку лучших попасть даже не рассчитывали. Всю работу им перестроил и наткнулся на сопротивление. И ребят, и родителей - не привыкли к нагрузкам! Чтобы финн тогда со штангой работал - и представить нельзя... Это сейчас в порядке вещей.

- И на какие места вышли?

- На первое. И болельщиков на матчах наш дворец не вмещал. А пресса какая была! При этом главная команда, взрослая, все проигрывала - на предпоследнем месте шла. Через два месяца президентский совет поставил меня главным тренером. Упирался, говорил, что мне 32 года, а многим игрокам за 35. Но руководство выслушало молча, а потом только один аргумент привело. Мол, если сейчас команду не примешь, то вылетим - на следующий год принимать нечего будет! Ладно, согласился. А юниоры, узнав об этом, взбунтовались в кабинете президента: "Если Тихонов нас оставит, прекратим тренировки!" Пришлось до конца сезона две команды тянуть...

- Заиграл ваш клуб?

- Заиграл. А тут "Йокерит" Борис Майоров принял, так что мы первопроходцами были. Через год приехали Юрзинов и Богданов. Советские тренеры финский хоккей и подняли. С нуля.

- Долго в Финляндии работали?

- Предложили контракт на два года продлить - согласился. Отработал с "Пори" три сезона.

- Большие команды из Хельсинки не звали?

- В финской лиге было 12 клубов - так 7 из них одновременно меня приглашали! Но в один прекрасный день приземлился самолет. Частный. Прилетели вице-президент и генеральный менеджер "Сан-Хосе": "Хотели бы вас видеть в своем клубе". Ответил, что у меня еще год действует финский контракт. "Когда отпуск? Приезжайте к нам, берите жену с детьми, посмотрите!" И я полетел - в июне 92-го...

САН-ХОСЕ

- В составе делегации от "Сан-Хосе" смотрел драфт 92-го года. Месяц в городе гостил - договорились, что через год насовсем переберусь. В то утро, когда рейс на Финляндию ждал, открыл в аэропорту USA Today. А там жирным шрифтом: генеральный менеджер "Сан-Хосе" Джек Феррейра, который меня приглашал, уволен!

- И подумали, что контракт накрылся?

- Конечно. А как же? Я был в шаге от НХЛ - и все рухнуло! Ладно, решил, буду работать в Финляндии, как и работал. Тихо и спокойно. А когда размышлял, стоит дальше тянуть "Пори" или выбрать клуб сильнее, раздался звонок. Новый генеральный менеджер "Шаркс" Дин Ломбарди интересовался: "Ты новый договор с финнами не подписывал? Мы в тебе по-прежнему заинтересованы, ждем". А я к тому времени чуть не заключил контракт с "Таппарой", лучшим клубом Финляндии!

- И вы бросились в аэропорт?

- Да. И "Сан-Хосе" сразу же предложил мне на подпись соглашение. В марте. С условием - не афишировать, пока не уволят прежних тренеров. Это было уму непостижимо, чтобы европейский тренер работал в НХЛ! До меня один-единственный был, финн Алпо Сухонен, а через год приехали Зинэтула Билялетдинов в "Виннипег" и Слава Ленер в "Калгари". Нынешний тренер чешской сборной. Четыре человека! Мой контракт был первым. И я начал платить налоги в Америке. 93-й год. Клуб попал в точку, когда создавал команду в этом месте, Сан-Хосе. Вот "Анахайм" промахнулся - создали в пригороде Лос-Анджелеса, избалованного города... Народ не идет. Прогорают. А Сан-Хосе - город компьютеров, больше, чем Сан-Франциско. Люди богатые - и ни одной серьезной команды. Ни баскетбола, ни бейсбола, ни хоккея. Вложили в строительство дворца 140 миллионов долларов и получили колоссальную поддержку в городе. Кстати, бывшего мэра сделали вице-президентом "Шаркс". Оказались в нужный момент в нужном месте.

- На какой срок был контракт?

- Я человек осторожный - хотел, как в Финляндии, на год подписать. Услышал в ответ: "На год мы не заинтересованы, только три года".

- Цифры не назовете?

- Нет. Знаю, что в Финляндии и Швейцарии я был самым высокооплачиваемым тренером...

- Торговаться умеете?

- Да, если тебя в Америке хотят, тебе заплатят! Вопрос - насколько заинтересованы. Европейцев тогда не брали вообще! Ты, во-первых, должен свободно владеть языком...

- Когда овладели?

- Через два года. Спокойно давал интервью на телевидении, не вспоминая слова. Потом и в Швейцарии, и в Финляндии работал на английском. У меня никогда не было учителей - все учил сам! Каждый день записывал 10 новых слов, постоянно эту бумажку доставал... Когда выучил слов 500 - 600 - заговорил. Старался дома телевизор не выключать, а в машине радио. Думаю до сих пор на английском, даже фразу строю. В Америке положено постоянно общаться. С игроками, журналистами, руководством. У многих наших судьба на Западе почему не сложилась? Ленивые. Не учили язык. Наши люди некоммуникабельные, а там принято говорить постоянно и на любую тему. Атмосфера в раздевалке непринужденная .

- Сколько отработали в "Сан-Хосе"?

- Три года. С самого начала уговор был - если три года нормально работаю, становлюсь главным тренером в фарм-клубе. За 100 лет истории НХЛ ни один европеец не становился главным тренером! USA Today меня в 95-м первопроходцем назвала. Еще год по договору должен был работать вторым тренером, но генеральный менеджер вызвал: "Хотим усилить клуб, поздравляем - будешь новым главным тренером". Тогда первая команда "Сан-Хосе" два года подряд попадала в плей-офф - на всю Америку шум навели, когда "Детройт" обыграли! А что было до 93-го? Команда существовала два года, играла в Сан-Франциско, потому что в Сан-Хосе только каток строили, и закончила сезон с 11 победами. В 82-х матчах. Ужасный результат.

ФАРМ-КЛУБ

- Фарм-клуб назывался "Канзас-Сити Блейдс". Интернациональная хоккейная лига. Удачно отыграли сезон и вернули меня в "Сан-Хосе", главную команду. Одновременно вторым тренером и человеком, контролирующим фарм-клуб. Интернациональная лига тогда сделала большую глупость - попыталась конкурировать с НХЛ. Перекупать стареющих звезд. Сами надорвались, и стали команды НХЛ свои фарм-клубы отзывать в новую лигу. Американскую. Турнир дублеров в чистом виде. Никакой прежней независимости, полный контроль со стороны НХЛ.

- И что случилось с "Канзасом"?

- "Сан-Хосе" расторг с ним контракт - создал новую команду в штате Кентукки. Эмблема интересная - лошадь с клюшкой на коньках... Самое известное место скачек в Америке. Целыми днями в самолете - то фарм-клубу помогаешь, то в главной команде. В конце концов устал. Начальству сказал: или я в "Сан-Хосе" работаю, или в фарм-клубе. Оставили меня в "Шаркс" вторым тренером.

РЕМОНТ ПРОВАЛА

- После двух удачных лет - провал! В сезоне-95/96 уволили Кевина Константина, главного тренера, команда не попала в плей-офф, и началась "чистка". Выгнали всех: помощников, президента, вице-президента, массажистов, врачей, сменили половину состава...

- Вас-то оставили?

- Меня оставили. Дали новый контракт на подпись, начал было торговаться - генеральный менеджер косо посмотрел: "Тебе и еще одному человеку продлили контракт. Всех остальных - увольняют". Я сразу подписал. Понял, какое уважение ко мне проявили. И сегодня настолько хорошее отношение в Сан-Хосе, что всегда могу туда вернуться. Там работают отличные люди. Которые прекрасно знают Василия Тихонова.

- Тогда почему приехали в Россию?

- Я работал в Америке до 99-го года. Шесть лет. В какой-то момент определился с мечтой - работать в НХЛ главным тренером. Прекрасно понимая, что никогда им не стану, - европейцу не дадут. Дали Глинке, дали Суханену. Убрали и того, и другого. С Суханеном поступили по-человечески, сказали, что у него проблемы с сердцем, поэтому "не может тренировать". Хотя сейчас тренирует. Его репутацию пощадили, а с Глинкой как обошлись, знаете?

- Как?

- Плохо! "Не знает языка, тренер так себе..." Хотя он отличный тренер! Но на тебе всегда будет клеймо европейца. Если генеральный менеджер возьмет европейца - его голова на плахе. Не будет успеха - уволят и его, и тренера. Но тренер-то работу найдет, а менеджер может годами ее искать... Я устал быть помощником. Перерос. Но там скорее назначили бы главным тренером только закончившего играть хоккеиста, чем русского. Мой сосед в Сан-Хосе, дружим семьями, Тони Гранато - отличный парень, порядочный. Ему пробили череп - мог не выжить, а он даже в хоккей вернулся с металлической пластиной в голове. Подвиг! Потом уже на моих глазах ему шайба сломала челюсть, закрыли ему это место шиной, и я помогал индивидуально тренироваться. С командой Тони не мог, сразу задыхался - ел-то через трубочку... Как мечтал вернуться!

- Вы работали с травмированными?

- Да, а еще с бойцами. Тем же Максорли... Они тоже хотят забивать. Учил технике, показывал, как перед воротами шайбу принимать. Если в игре что-то получалось, на следующий день раз сто благодарили. Так вот, возвращаясь к Тони, он говорил: "Василий, когда станешь главным тренером, возьми меня помощником!" - "Скорее ты здесь, в Канаде, станешь главным тренером - вот меня и возьмешь помощником". Вроде шутили, а недавно на финском сборе узнал, что Гранато стал помощником у Хартли в "Колорадо". Того вскоре убрали, а моего друга Тони назначили главным тренером! На следующий день - звонок: "Не готов приехать?"

- Молодец какой.

- Да. В Америке это принято - и массовые увольнения, и приход "своей команды". Везде расставить своих людей! Если я когда-то стану в НХЛ главным тренером, уже знаю, кого возьму. И знаю, кто хочет видеть меня правой рукой.

- У Виктора Васильевича большой авторитет в Америке?

- Не большой - огромный! До сих пор спрашивают, почему не приезжает? Не хочет? Объясняю, что отец патриот. С большой буквы. И никуда он не поедет, ни за какие деньги. А мог уехать куда угодно.

АГЕНТУРА

- Сам объявил: хочу вернуться в Европу и работать главным. Скорее в Финляндию - лучше местного хоккея в Европе не было. Мне предложили - съезди на месяц, посмотри, а перед плей-офф возвращайся в "Шаркс". Съездил, договорился, что приму команду из города Раума с теми же проблемами, что были когда-то у "Пори" и "Сан-Хосе". Три года город не видел плей-офф.

- Плохая команда?

- Шла на предпоследнем месте. Матч за матчем проигрывала. "Принимай клуб сейчас, а то вылетим!" - "Вы в своем уме? У меня контракт с июля, а сейчас что? Февраль! Меня в Сан-Хосе ждут!" Ладно, сказали, как хочешь. Возвращайся в июле, но примешь уже команду первой лиги... Пришлось впрячься. Указал, что поменять, - из восьми оставшихся матчей половину выиграли. Остались. И на плей-офф в "Сан-Хосе" я тоже успел. Потом перебрался в Финляндию окончательно, стали контактировать с отцом - ЦСКА постоянно к нам в Раума приезжал. У меня тогда идея родилась, которая прошла бы, работай я в сильной команде вроде "Йокерита".

- Что за идея?

- Несколько клубов могут объединиться - например, ЦСКА, финский клуб, шведский, швейцарский... Система обмена - и идеями, и игроками, и тренерами юношей.

- Потом вы переехали в Швейцарию.

- Да. Дочери 17 лет, нужна была школа с английским языком. Определил ее в бернскую школу для детей дипломатов шикарную! А я работал со слабой командой, и закончилось все конфликтом. "Вы годами не выходите в плей-офф, надо перестраивать клубную систему!"

- "А зачем? У нас ребята и так неплохо живут". Уровень хоккея на порядок ниже финского. Впрочем, тоже интересный опыт. А дочка там школу окончила, сейчас в Сан-Хосе доучивается в университете. Вице-президент "Шаркс" Грэг Джемисон узнал, что дочь остается в Америке: "Ты не волнуйся, работай в Европе - о твоей семье мы всегда позаботимся. Ты член нашей организации". Сейчас дочка отвечает в "Сан-Хосе" за работу с журналистами и телевидением. Это тоже уважение к моему труду. Ответная реакция. Я сейчас очень переживаю: клуб нацеливался на полуфинал Кубка Стэнли, а в итоге может не попасть в плей-офф. Летом съезжу, все узнаю. Тренер, Саттер, лет пять отлично работал, из известнейшей семьи - шесть братьев, и все здорово играли. Сейчас его из "Шаркс" уволили - тут же нашел работу в "Калгари".

- А вы-то как доехали до ЦСКА?

- Перед контрактом в Швейцарии у меня было 11 предложений. Четыре из Финляндии, два шведских, три немецких, два швейцарских... Сейчас примерно 10 вариантов. До России дойду - просто рассказываю, как у меня поставлено дело. На меня работают несколько адвокатов. Есть два представителя, притом что все переговоры веду сам. Один занимается Финляндией и Швецией, живет в Стокгольме. Другой - Германией, Швейцарией и Австрией. Живет в Швейцарии. Плюс у меня швейцарский адвокат, который "закрывает" все дела, которые возникают по судам. Еще два представителя, работающие по Америке, один по контрактам, другой по налогам. Группа из пяти человек.

Я очень осторожный человек, со всеми договор - никакого месячного жалованья, но всякая работа оплачивается. Если захочу контракт в какой-то стране, мне не надо обзванивать клубы - через представителей все знают, что Тихонов свободен. Как я попал второй раз в Финляндию? Агент начал переговоры, мне позвонили журналисты из Турку: "В самом деле, хочешь приехать? Можно об этом написать?" - "Пожалуйста". Наутро газеты с первой полосой: "Тихонов возвращается. В какой клуб?" Через два часа - то же по телевидению. И сразу пять команд вышли на моего агента! Тогда понял - работой по всему миру я лет на десять обеспечен. Проблем не будет. Но отец приглашал, приглашал: "Приезжай, помоги". Мы никогда не работали вместе!

- Когда почувствовали, что Виктор Васильевич вас воспринимает всерьез как тренера?

- Наверное, когда начали играть друг против друга. В 91-му него еще были Буре, Зубов, и он мой клуб из Пори обыгрывал. А последние результаты - поровну. Расходились миром. Позвал: "Здесь поднимается хоккей, появились люди, которые в нем заинтересованы" .

- "Надо осваивать рынок"?

- Нет-нет, говорил только об интересе к хоккею. Он хотел со мной поработать, я хотел с ним - взаимный интерес. Сначала я приехал, когда команда выходила в суперлигу. А потом оформилось решение работать вместе.

- У Виктора Васильевича привычка - на ночь рядом на столик класть тетрадь и карандаш. Если во сне мысль придет - записать, не забыть.

- Я совершенно другой человек и тренер! Я тренер западного направления - тем интереснее наш союз. Его опыт, моя западная практика. Кто-то из наших ребят готовит себя к НХЛ, а мне взгляда хватит, чтобы сказать, попадет он туда или нет. Я видел изнутри все требования. Для ребят мое пребывание в ЦСКА - огромный плюс.

- Что из тренерских методов отца совершенно для себя не принимаете?

- Конечно, есть моменты несогласия! Если все гладко - значит, что-то неправильно. Это как команда перед началом сезона. Если одни победы - что-то не то. Или сплошные поражения - то же самое. Споры у нас постоянные. Поэтому ЦСКА играет, как никто не ждал, - красиво!

- Фотографии до Америки доходили, как Тихонова во дворец не пускали?

- Америку это не интересовало. Ее даже чемпионат мира не интересует. Мы стали наверстывать в общении, когда я в Европу перебрался.

РЕШАТЬ БУДУ В МАЕ

- Ваш прогноз: когда не выдержите и уедете обратно за океан?

- Лучше спросите, когда моя жена не выдержит и уедет назад? Женщинам, которые жили там, освоили язык, вот им тяжело входить в российскую жизнь. У меня цель одна - помочь Виктору Васильевичу. Мы хотим создать мощную организацию. Я профессиональный тренер, которого нанимают. И у которого контракт. В мае он заканчивается - дальше буду думать. Пока не решил. Предложений много - от НХЛ до Европы.

- Чувствуете, что к вам в России готовы прислушиваться?

- Да! Есть люди, которые хотят учиться. Я пришел и начал работу с раздевалки. Чтобы была такая же, как в НХЛ. Спросите игроков: как выглядела раздевалка у ЦСКА год назад и какая она сейчас?

- Готовы были столкнуться с особенностями русского характера?

- Конечно - и столкнулся! Расхлябанность и лень. Много талантливых ребят, которые не хотят становиться профессионалами. Которым хватает того, что есть. Мы поставили велотренажеры, как в НХЛ, - приходите, занимайтесь! Поначалу никто не приходил. В зале было пусто. Сейчас, правда, что-то меняется. Мне хочется помочь ребятам стать миллионерами. Это реально. Мой-то дом в Сан-Хосе, я его купил в 95-м. Отличный дом, с бассейном, у жены японский сад - приходит садовник, специально привезли из Японии 50-летние сосны. Дивное место с водопадами. Если научиться работать - будет все...