Газета Спорт-Экспресс № 1 (3088) от 4 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4

4 января 2003

4 января 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

Аркадий АНДРЕАСЯН

ЧУВСТВУЮ, ЧТО МОЕ МЕСТО В РОССИИ

К Аркадию Андреасяну в Армении относятся по-разному. Однако даже самые ярые недоброжелатели признают, что он - один из лучших тренеров страны. В памяти болельщиков с большим стажем Андреасян остался техничным и умным игроком. Став чемпионом и двукратным обладателем Кубка СССР в составе "Арарата", он затем много лет тренировал лучшую команду Армении, а в последние годы является и президентом клуба.

- Что вас привело в Москву? - спрашиваю Андреасяна.

- Здесь у меня много друзей, хотелось повидать их, немножко отдохнуть после трудного года. Ну и, конечно, воспользовавшись случаем, интересовался делами в российском футболе, поговорил с людьми, с которыми тесно сотрудничал в союзные годы.

- И к каким выводам пришли?

- Я постоянно слежу за чемпионатом России. С интересом изучил в вашей газете список тренеров российской премьер-лиги. Встретил там немало знакомых фамилий - Прокопенко, Романцев, Семин, Газзаев. Это люди одного со мной поколения. Рад, что они трудятся во благо своего футбола. Но заметил и фамилии молодых специалистов - Шалимова, Алейникова. Интересно, каких результатов добьются их команды.

- Возможно появление в этом списке вашей фамилии?

- Я всегда хотел поработать в России. Первое предложение возглавить один из московских клубов получил еще в 92-м. Однако предпочел уехать в Ливан, поскольку в российском футболе тогда все еще только начиналось и было очень много бытовых проблем. Признаюсь, сейчас жалею о том решении, хотя команда "Оменмен", которую я тренировал, выиграла Кубок Ливана, а я на Ближнем Востоке набрался ценного опыта. Звали в Россию и после моего возвращения в Ереван - последний раз звонили из Москвы год назад. Но у меня были моральные обязательства перед "Араратом". Это клуб моей жизни, и в трудные годы я не мог его бросить на произвол судьбы. Но после известных событий в армянском футболе у меня появились мысли перебраться в Россию. Да и у "Арарата" сейчас есть солидные спонсоры, и клуб без меня не пропадет. Так что готов рассмотреть предложения. Чувствую, что мое место - в России. Здесь футбол прогрессирует и условия для работы тренеров несравнимо лучше, чем в Армении.

- Что же произошло в Армении? Если не ошибаюсь, за неоднократные споры с судьями республиканская федерация объявила вас "персоной нон грата"?

- Да, по-моему, это единственный случай в мировой футбольной практике. К тому же немного анекдотичный. Летом, после принятия этого решения бывшим главой федерации Суреном Абрамяном, Министерство культуры и спорта страны признало все решения федерации за последний год недействительными из-за несоответствия ее устава законодательству. А новый глава федерации Рубен Айрапетян (кстати, бывший президент и фактически владелец "Пюника" - главного конкурента "Арарата" в чемпионате. - Прим. А.О.) якобы утвердил решение, принятое Абрамяном. На деле это привело к тому, что я во время матчей не могу находиться на скамейке запасных. Федерация не имеет права запретить мне тренировать и руководить клубом, поскольку он - частная структура, а федерация - общественная организация.

- Может быть, стоило подать на федерацию в суд?

- Я так и сделал, предъявив доказательства того, что противоправных действий по отношению к судьям не совершал. Но в конце концов иск отклонили. Собираюсь идти до конца - вплоть до европейской Комиссии по правам человека. Ведь я тренер и, как всякий гражданин, имею право на труд. К тому же из-за этих проблем я не мог нормально заниматься командой, и "Арарат" занял лишь пятое место.

- Как охарактеризуете сегодняшний уровень армянского футбола?

- Как очень низкий. И виноваты в этом в первую очередь руководители футбола. Возможно, они хорошие бизнесмены, но им не хватает профессионализма. Мне горько это говорить, но будущее армянского футбола отнюдь не светлое.

- Что нужно сделать, чтобы исправить положение?

- Во-первых, реорганизовать чемпионат. 12 команд - слишком много для Армении. Пять-шесть команд явно слабее остальных. В итоге получается, что за год сильные клубы проводят максимум восемь - десять по-настоящему ответственных матчей. Этого недостаточно для профессионального роста футболистов. Восемь клубов для такой маленькой страны, как наша, - оптимальное количество.

Во-вторых, необходимо всерьез заняться детско-юношеским футболом. Некоторые шаги в этом направлении были сделаны, но они оказались неэффективными. Кроме того, надо серьезно заниматься профессиональным образованием тренеров. Раньше мы ездили в Москву и Ленинград на повышение квалификации, получали категории, а сейчас кто хочет, тот и тренирует. Отсюда и отсутствие профессионального отношения к делу и у футболистов, и у тренеров. Сложно работать в таких условиях.

- Вернемся в союзные времена. Какие матчи вам больше запомнились?

- Финалы Кубка-73 и -75, матч открытия на стадионе "Раздан"... Но особняком стоят игры с "Баварией" в 1/4 финала Кубка чемпионов в марте 75-го. У соперника полсостава - чемпионы мира, а мы играли на равных и выиграли в Ереване - 1:0 (в Мюнхене "Арарат" проиграл 0:2. - Прим. А.О.).

- Вы забили единственный гол в том матче...

- Да, перепрыгнул Беккенбауэра и головой забил Майеру. Были шансы забить еще, но не получилось. Скорее всего, не хватило мотивации - ведь нам внушили, что вылететь от такой команды почетно. Да и готовились к тем играм в Сочи на отвратительных полях. В общем, сами себя недооценили. Но ощущения от тех игр испытали непередаваемые. Когда смотрю матчи Лиги чемпионов, чувствую атмосферу большого праздника. К этому должен стремиться каждый футбольный человек, и я надеюсь еще поучаствовать в этих праздниках

- В качестве тренера российского клуба?

- Почему бы и нет?

Арег ОГАНЕСЯН