Газета Спорт-Экспресс № 244 (3036) от 25 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

25 октября 2002

25 октября 2002 | Волейбол - Россия

ВОЛЕЙБОЛ

Геннадий ШИПУЛИН:
"ПОСЛЕ НАШИХ ПОБЕД УМЕНЬШАЕТСЯ ЧИСЛО ПРЕСТУПЛЕНИЙ И УВЕЛИЧИВАЮТСЯ НАДОИ МОЛОКА"

Незадолго до вылета в Аргентину на чемпионат мира-2002 Геннадий Шипулин уже посещал редакцию "СЭ". Тогда главный тренер волейбольной сборной России, впервые победившей в розыгрыше Мировой лиги, решил воздержаться от обстоятельного разговора. "О чем можно говорить, когда на носу главное соревнование года?" - удивлялся Шипулин, пообещав ответить на все вопросы после возвращения на родину. И сдержал слово, побывав у нас в минувшую среду.

В СПОРТЕ НУЖНО БЫТЬ ДИКТАТОРОМ

- Сегодня вы - главный тренер команды - лидера мирового рейтинга ФИВБ. Пять лет назад, когда вы возглавили нашу сборную, Россия могла об этом только мечтать. Что заставило вас взвалить на себя столь тяжелый груз? Неужели были уверены в успехе?

- Всю жизнь я всегда и везде старался добиваться максимального результата. К тому моменту уже прошел длинный путь от рабочего до тренера клуба, созданного своими же руками. Безусловно, мог продолжать заниматься только "Белогорьем", но, как и любой профессионал, хотел поднять личную планку еще выше. А уверенность в том, что и на уровне сборной можно многого добиться, была. Для этого стоило только посмотреть на нашу волейбольную молодежь. Как говорил великий Анатолий Тарасов, главное для тренера - суметь разглядеть талант спортсмена в начале его карьеры. И хотя не считаю себя великим тренером, с этой задачей, думаю, справился. В 1997 году мало кто верил, что с такими игроками, как Сергей Тетюхин или Вадим Хамутцких, можно решать самые большие задачи. Тем более что годом раньше еще один выдающийся тренер - Вячеслав Платонов признал: в лице Хамутцких Россия получила связующего на две Олимпиады.

- Но ведь и в начале 90-х Россия не была обижена талантами. Однако проваливала один турнир за другим...

- ...Я не камикадзе и, конечно же, перед тем как принять сборную, взвесил все "за" и "против". Отобрав круг возможных кандидатов, разослал всем игрокам и тренерам своеобразные анкеты, в которых изложил свое видение главной команды страны. К счастью, нашел у большинства из них понимание. И хотя Платонов предостерегал, что самое тяжелое ждет меня впереди, я поверил, что через несколько лет с этим "материалом" можно добиться самых высоких результатов. Таким образом, мы начали формировать новую команду, создавать новый тренерский штаб и шаг за шагом претворять свои стремления в жизнь.

- За эти годы вы совершили много ошибок?

- Конечно же, я беру на себя ответственность за неудачу на чемпионате мира-98, когда из тактических соображений мы уступили сборной Югославии в первом же матче группового турнира, чего делать было ни в коем случае нельзя. Вспоминается и Олимпиада-2000, когда, пойдя на поводу у своих помощников, мы повезли в Сидней неготового к турниру Валерия Юрюшева вместо Дмитрия Фомина, который мог бы помочь команде. Вообще за свою карьеру я много раз убеждался, что в спорте нужно быть диктатором, а игры в демократию ни к чему хорошему не приведут. Ведь отвечает за все и всегда только главный тренер.

ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ - АТМОСФЕРА В КОМАНДЕ

- Многие считают, что по сравнению с другими командами подготовка сборной России к ЧМ-2002 также была далека от идеала.

- Скажу одно. Нам надо более скрупулезно подходить к планированию, учитывая в начале сезона все нюансы: от выбора класса гостиниц до расписания авиарейсов. Так уж получилось, что за этот год мы трижды побывали в Латинской Америке, из-за чего неоднократно возникали не только технические, но физиологические, психологические проблемы с подготовкой, которые можно было спрогнозировать с самого начала. К примеру, не должно возникать ситуации, когда сборная, минуя конечный пункт в Ресифи, 4 часа летит в Сан-Паулу, а затем, после опять-таки четырехчасового ожидания, отправляется в назначенное место. И это накануне старта финального турнира Мировой лиги! Да и про особенности климатических условий не Аргентины, а именно Буэнос-Айреса мы ничего не знали, почему и оказались в своеобразной "яме" в первые дни чемпионата мира. А кто мог предположить, что в канун решающих встреч в аргентинской столице из-за накладок организаторов нам придется ездить на тренировки на такси через весь многомиллионный город? Возможно, нужно было иначе спланировать отдых ребят в перерыве между Мировой лигой и чемпионатом мира. Не распускать их вовсе, а, например, организовать выезд с женами и детьми в Подмосковье. Но это все из области предположений, главное - сделать из ошибок правильные выводы. И, думаю, наша федерация, с которой у меня установились прекрасные отношения, обязательно в этом поможет.

- В этом году вы дважды выводили сборную на пик формы. Может быть, ради чемпионата мира стоило пожертвовать одним из турниров?

- Мы часто рассуждаем об этом, но никогда не бываем довольны и вторым местом. Кстати, для меня серебро мирового чемпионата - не тот результат, на который я рассчитывал. Даже сейчас нередко просыпаюсь и прокручиваю в голове перипетии финального поединка с бразильцами, анализирую допущенные ошибки, мысленно пытаюсь их исправить.

- А что вы могли бы назвать главным своим достижением за время руководства сборной?

- Атмосферу, созданную в команде. То, что в отличие от итальянцев, кубинцев или тех же голландцев смогли значительно обновить состав, добиваясь при этом результата. Шутка ли сказать - только за этот год в сборной по-настоящему заиграли Кулешов, Абрамов, Егорчев. А ведь относительно перспектив Абрамова сомнения сохранялись еще весной, когда он даже в своем клубе не показывал игру, достойную волейболиста сборной. Понюхали пороха Тарас Хтей, Саша Косарев. И этот процесс не закончен. В следующем году придется искать замену Руслану Олихверу, место которого может занять уже опытный, но долго не выступавший из-за травмы Леша Казаков. Вновь будем просматривать связующего Романа Архипова, диагонального Максима Терешина. Придется как-то решать и проблему либеро - Евгений Митьков принял решение сменить игровое амплуа и выступать за сборную больше не будет.

Еще одним своим достижением могу назвать созданную для сборной материальную базу. Сегодня тренировочный комплекс, созданный в Белгороде, отвечает всем мировым стандартам. А с этого года делами "Локомотива-Белогорье" и сборной стал еще заниматься попечительский совет, который возглавил полпред президента в Центральном округе Георгий Полтавченко. Надеюсь, что на следующий год нам удастся наконец найти для сборной солидного спонсора и разговоры о том, что Шипулин, дескать, не выплачивает игрокам положенные премиальные, прекратятся. В общем, если все будет идти по плану, я надеюсь, через два года мы сможем замахнуться на главную цель - золото на Олимпиаде в Афинах.

- Если не сможете победить в Греции, останетесь в сборной?

- Однозначно - нет.

РЕЗЕРВ НА БЛИЖАЙШИЕ 10 ЛЕТ ЕСТЬ

- Поговорим о чемпионате России. Насколько известно, вы и в "Локомотиве" принялись за грандиозное омоложение состава.

- Мой клуб - базовый для сборной, и, следовательно, процессы, происходящие в нем, должны быть аналогичными тем, что происходят в главной команде страны. Действительно, в этом сезоне в клуб были привлечены молодые игроки из других подразделений системы "Локомотив-Белогорье". Благо сейчас в Белгороде создана отлаженная схема подготовки новых кадров, своеобразная пирамида, каждый год поставляющая отечественному волейболу новых и новых игроков. Недавно я подсчитал, что 19 волейболистов "Локомотива" были вызваны в различные сборные страны. На юношеских играх стран СНГ и Балтии принимали участие 6 наших воспитанников. Мы также выиграли чемпионаты России среди игроков 1985, 1986 и 1987 годов рождения. В общем, на ближайшие лет десять качественный резерв "Локомотиву" и, следовательно, российскому волейболу обеспечен. Остается только правильно им распорядиться. Вообще считаю, что президент любого российского клуба должен с закрытыми глазами ежегодно выделять до 7 процентов бюджета на детско-юношеский спорт. Иначе мы никогда не догоним в своем развитии страны вроде Италии.

- Вы надеетесь, что наш чемпионат когда-нибудь сможет конкурировать с итальянской лигой?

- А он уже сейчас имеет для этого все возможности. У нас одна из самых мощных федераций, достаточно большое количество успешно функционирующих команд, да и интересом со стороны болельщиков волейбол в России не обделен. Тем удивительнее, что телевидение и пресса уделяют этому виду спорта так мало внимания. Ведь та же Италия еще лет 15 назад не была волейбольной державой, но смогла, в том числе и с помощью СМИ, сделать огромный шаг вперед. А что творилось в футбольной Аргентине во время волейбольного чемпионата мира?!

ЧЕМПИОНАТ БЕЗ ПЛЕЙ-ОФФ - ГРОМАДНЫЙ ШАГ НАЗАД

- Почему, на ваш взгляд, на фоне огромного притока легионеров в других видах спорта, волейбольный чемпионат России их наличием похвастать не может?

- Думаю, что в ближайшее время ситуация изменится. Помимо Белгорода серьезные деньги в волейбол стали вкладывать в Одинцове, Ярославле, Екатеринбурге, Москве. Знаю, что всерьез намереваются создать суперклуб и в Санкт-Петербурге. Поэтому уверен, что очень скоро за российскими игроками, возвращающимися из-за границы, в Россию последуют и настоящие легионеры. Например, "Локомотив" уже приобрел на позицию либеро игрока сборной Аргентины Пабло Меану, трансфер которого 23 октября пришел в офис клуба. Думаю, что уже после ноябрьских праздников он проведет свою дебютную игру в чемпионате России.

- Сейчас в России популярна идея привлечения иностранных специалистов. В волейболе она имеет право на существование?

- А почему бы и нет! Главное - не паспорт тренера, а его профессиональные качества. Кстати, я уже обращался за помощью к итальянскому специалисту Серджо Будзате, который помог наладить в сборной статистическую работу. А разве кто-нибудь будет против, если российский клуб возглавит, к примеру, Хулио Веласко? Он, по имеющейся у меня информации, после завершения контракта со сборной Чехии получил приглашение возглавить национальную команду Югославии. Уверяю вас, что в России Веласко смогли бы предложить условия, соизмеримые с югославскими и чешскими.

- В этом году чемпионат России будет проводиться без стадии плей-офф. Как вы можете оценить такое нововведение?

- Образно выражаясь, такой системой проведения чемпионата мы совершаем 10 шагов назад. Я, как и секретарь Всероссийской федерации волейбола Владимир Паткин, голосовал против такого решения, однако почему-то наша инициатива не вызвала должного понимания. Ну зачем заново изобретать велосипед, ставя в неудобное положение всех членов лиги? Также не могу понять решения проводить финал Кубка России фактически во время чемпионата мира, лишая команды (особенно "Локомотив") выставить на турнир оптимальные составы. Считаю, что в любом календаре всегда можно найти свободную неделю - например, приурочить Кубок к рождественским каникулам, когда многие клубы и так выезжают на контрольные игры за границу. За право проведения финального турнира Кубка нужно объявлять конкурс: если хотят видеть большой волейбол в Сургуте или, скажем, Астрахани и готовы за это заплатить, не надо лишать их этой возможности. На 100 процентов уверен, что с будущего сезона нужно пересмотреть систему розыгрыша российских соревнований и приблизить ее, например, к итальянской лиге, не меняющей свой формат на протяжении долгих лет.

У НАС МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ И НА ВОЛЕЙБОЛЕ

- Насколько известно, в этом году вы хотите выиграть Лигу чемпионов и на все гостевые матчи намереваетесь летать на собственном самолете. Так ли это?

- Да, самолет у клуба есть давно, но сейчас мы договорились приобрести почти новый Як-42, что позволит нам летать на матчи Лиги в Европу. Вообще с самого первого года работы в клубе я понял, что без должной инфраструктуры будущего у команды нет. На первых этапах - да и сегодня - мне помог наш губернатор Евгений Савченко, а затем уже сама марка "Белогорья" стала помогать добиваться успеха в бизнесе сначала в Белгороде, потом - во всей России. Сегодня "Локомотив-Белогорье" - не только команда мастеров, интернат, но и гостиница, ресторан, который вошел бы в первую пятерку и в Москве, мебельная фабрика, пищевой комбинат. А сейчас создали еще и транспортную компанию. Таким образом, мы показали, что с помощью грамотного маркетинга на спорте можно зарабатывать и в России.

- Может, скоро выпустите свои акции?

- Не исключаю и выход на фондовый рынок, хотя пока у нас в этом необходимости нет. Сейчас я стараюсь организовать быт спортсменам и обеспечить им достойную жизнь после окончания карьеры. Многие из них уже сейчас пытаются вкладывать деньги в ликвидные акции, различные инвестиционные проекты, то есть не тратят, а приумножают собственные доходы. Например, Егорчев открыл собственный магазин. И я очень рад за него.

- А сколько человек находится сейчас у вас в подчинении?

- Около 700. На комбинате - 200, на фабрике - 120, в гостинице - 70. В общем, клуб стал неотъемлемой экономической частью Белгорода. Наша марка используется в рекламных кампаниях многих промышленных предприятий. Ходить на матчи "Локомотива" стало престижно. В городе даже начали шутить, что после наших побед уменьшается число преступлений и увеличиваются надои молока.

- А если вам будет предложено выдвинуться на пост губернатора области, согласитесь?

- Я достаточно популярный человек, но эта профессия не для меня. Хотя в политике нахожусь у же давно - во время выборов президента был доверенным лицом Владимира Владимировича Путина. Добавлю также, что и российский футбол спасать не собираюсь, а то недавно в одной из телепередач мне предложили последовать примеру Веласко, который, как известно, работал менеджером в итальянских футбольных клубах "Лацио" и "Интер".

Записал Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ