Газета Спорт-Экспресс № 234 (3026) от 14 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

14 октября 2002

14 октября 2002 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

ЧЕ-2004. Отборочный турнир

СОПЕРНИКИ РОССИИ ГЛАЗАМИ НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ СПАРТАКОВЦА

Группа 10

АЛБАНИЯ - ШВЕЙЦАРИЯ - 1:1 (0:1)

Голы: М. Якин, 39 (0:1). Мурати, 87 (1:1).

Албания: Стракоша, Джумба, Факай, Чипи, Лала, Хаджи, Мурати, Хаси, К. Дуро (Сина, 88), Ф. Вата, Таре (Муртай, 71).

Швейцария: Штиль, Хаас, Маньин, Мюллер, М. Якин, Фогель, Кабаньяс (Канталуппи, 80), Викки, Фрай, Х. Якин (Селестини, 63), Шапюиза (Тюрр, 84),

Наказания: Мюллер, 12. Кабаньяс, 63. К. Дуро, 70. Канталуппу, 82. Штиль, 83 (предупреждения).

Судья: Эрчемир (Турция).

12 октября. Тирана. Стадион "Кемаль Стафа". 15 000 зрителей.

Борис ТОСУНЯН

из Тираны

В ДВУХ ШАГАХ ОТ СЕНСАЦИИ

- Не знаю, поздравлять вас или, наоборот, выразить сочувствие, - обратился я после матча к лучшему, на мой взгляд, игроку албанской сборной Фатмиру Вате. Он без колебаний ответил:

- Думаю, поздравлять. Ведь если вспомнить прошлое, так хорошо мы еще не играли. Конечно, я показал не все, на что был способен, но своей игрой все же доволен. Считаю, мы могли и одержать победу, что, признаться, нам удается редко. Но что-то помешало нам сотворить сенсацию. И это "что-то" - отчасти я сам. На 38-й минуте не заметил, что мяч отскочил ко мне от ноги нашего игрока, - подумал, что от соперника, а партнеры, увы, не подсказали. И от греха подальше старательно прикрыл корпусом мяч, дав ему уйти за линию ворот. А надо было, наоборот, выбивать к середине поля. В результате швейцарцы заработали угловой, после которого и открыли счет. Да, ошиблась наша защита, не вышел на перехват вратарь, но опасную ситуацию у своих ворот создал именно я. Неприятно. Спасибо Мурати за то, что вернул мне хорошее расположение духа. Хотя его гол со штрафного, конечно, отчасти счастливая случайность: будь швейцарский вратарь внимательнее, мог бы парировать мяч, посланный с солидной дистанции.

"Десятка" албанской сборной не зря корит себя за пропущенный мяч. На первых порах он и его товарищи выглядели предпочтительнее швейцарцев, поэтому гол в ворота хозяев показался нелогичным. Впрочем, у албанцев оставалась масса времени, чтобы исправить положение. Не исключено, что именно от досады за свою промашку и без того активный Вата превратился в самую заметную фигуру в команде. Без страха вступал в единоборства и, как правило, их выигрывал. Искал оригинальные ходы, пусть они ни к чему и не приводили. Был постоянно нацелен на ворота. Однажды даже эффектно ударил в падении через себя, но гостей выручил Штиль. Кажется, в Вате, подумал я в этот момент, заговорил нападающий, которого из него упорно делают в германском клубе.

- Да, в "Арминии" мне сейчас приходится выполнять роль второго форварда, - подтверждает Вата. - Там нет моей любимой позиции "под нападающим". В сборной же я выступаю на более привычном месте - в средней линии. Немецкий тренер говорит, что считает меня нападающим потому, что я не успеваю возвращаться в оборону. Но это, кстати, явление временное: я еще не до конца восстановился после недавней серьезной травмы.

РУССКИЕ - ПОЧТИ ЗЕМЛЯКИ

В путеводителе по Тиране я нашел упоминание о народной примете: "Если на улицах албанской столицы нет людей, если вам назначили свидание и не пришли, значит, на Qemal Stafa идет футбольный матч с греками". К игре со швейцарцами, насколько я понял, это наблюдение не относится - свободных мест на трибунах было немало. Что ж, это не балканское дерби. Кстати, россиянам на этом стадионе, видимо, сыграть не суждено: как рассказал мне все тот же Вата, матч с нашей сборной, скорее всего, состоится в городе Скодер, где построена новая суперсовременная арена. Она значительно больше столичной - 30 тысяч мест, - а россиян, как считает Вата, захотят увидеть больше болельщиков, чем швейцарцев: в нас, по его словам, албанцы видят братьев по бывшему соцлагерю, почти земляков. К тому же и газон в Скодере лучше, чем в столице.

- Тиранский стадион, - говорит Вата, - скоро станет историей. Во времена народных волнений его использовали в качестве вертолетной площадки: отсюда вывозили иностранных дипломатов и их семьи. В результате покрытие пришло в полную негодность, а на то, чтобы его заменить, не было денег. А вот на юге страны нашлись спонсоры, которые и новый стадион построили, и импортный газон привезли.

Любопытно, что швейцарским футболистам на моих глазах с этого поля тоже пришлось спасаться бегством - пусть и не на вертолетах. Накануне матча, едва они вышли на официальную тренировку, засверкали молнии, в небе загромыхало, и на наши головы обрушился мощный ливень. Занятие пришлось в срочном порядке прекратить. Если добавить, что во время полета из Цюриха в Тирану швейцарский самолет здорово поболтало в воздухе, станет ясно, что путешествие для гостей вышло малоприятным.

Албанцам к дорожным неудобствам не привыкать. В Волгоград они отправятся чартерным рейсом, но так сборная летает лишь в последнее время, когда у албанской федерации появились спонсоры. Прежде, как выразился Вата, была форменная катастрофа:

- Добирались на игры рейсовыми самолетами, с пересадками. Ну и выматывались же мы! Но в Волгограде у русских, думаю, все равно будет преимущество. В Грузии они отыграли только один тайм и устали меньше нас.

ЕСЛИ БЫ НЕ ТЕРРОРИСТЫ...

Между прочим, мой собеседник, оказывается, мог бы сейчас играть не в "Арминии", а в московском "Спартаке".

- В России тоже были смутные времена. Будь у вас спокойнее, глядишь, оказался бы я спартаковцем, - рассказывает Вата. - Москвичи предлагали мне контракт, но как раз тогда террористы стали взрывать дома в ваших городах, и я сказал, что ехать в Россию боюсь. Меня уговаривали, обещали даже выделить телохранителя, но разве он защитит от бомб?

Интересно, подумал, а как бы смотрелся Вата в красно-белой форме? Техника у него, во всяком случае, неплохая. И не только у него: недаром же его однофамилец, ветеран сборной Албании Руди Вата называет своих товарищей "балканскими бразильцами".

- Есть в албанских клубах и настоящие бразильцы, - продолжает Фатмир Вата. - Первый появился в наших краях лет восемь назад и получал гроши - 10 тысяч долларов за сезон. Но теперь в албанском чемпионате играют уже несколько латиноамериканцев, и зарабатывают они побольше. Но мое поколение училось все же не у них, а у советских мастеров. Детство я провел в футбольном интернате под руководством тренеров, воспитанных на советском футболе и прошедших практику у вас в стране. Вместе со мной там учились и некоторые другие игроки нынешней сборной Албании. А вы разве не заметили хотя бы по матчу со швейцарцами, что мой стиль очень напоминает российский? Я бы сказал, что играл сегодня "а-ля Бесчастных". Вспомните, сколько раз принимал мяч спиной к воротам, разворачивался и шел в атаку. И штрафных ударов заработал - не сосчитать. Впрочем, установку я получил от итальянского тренера Доссены, и особенно он просил меня во что бы то ни стало добыть пенальти. К сожалению, этого сделать не удалось.

УСТАНОВКА ИТАЛЬЯНЦА: ИГРАТЬ В ПОЛНУЮ СИЛУ

Вата говорит, что дорожит местом в сборной, но, если появится достойный преемник, готов без разговоров уступить ему дорогу:

- В Швейцарии в клубе "Янг Бойз" играет один очень способный косовский албанец. Доссена мечтает его заполучить, но мешает то, что у игрока югославское гражданство. Если удастся оформить ему наш паспорт и он сможет превзойти меня в борьбе за место в основе, буду только рад. Устал я мотаться по свету - возраст не тот. Хотелось бы иметь кого-то, кому можно сдать дела. Посмотрите, вышел на замену Таре необстрелянный Муртай - а как много успел сделать. И сам мог не раз забить, и партнерам ассистировал часто.

На меня Муртай тоже произвел впечатление. Уверен: будь он на поле с первых минут встречи, албанцы могли бы и победить. А вот с ушедшим на отдых Таре творилось что-то неладное - мазал из, казалось бы, верных ситуаций. Чего стоит хотя бы эпизод на первых минутах второго тайма, когда Таре не попал по мячу, когда до ворот было рукой подать и ему никто не мешал. К тому же долговязый нападающий не выиграл практически ни одной воздушной дуэли, а в тех редких случаях, когда ему это удавалось, не знал, как распорядиться мячом. Местные болельщики восприняли его уход с явным облегчением, а довольно высокая оценка, выставленная форварду местной газетой, вызывает удивление. Думаю, в Волгограде Таре в стартовом составе уже не будет. Правда, Вата со мной не согласился, считая, что Доссена, поставив с первых минут именно Таре, поступил правильно: "Мне легко находить в толпе у ворот его голову, чтобы направлять ему фланговые передачи".

- Перед матчем в лагере швейцарцев зашел спор: одни футболисты уверяли, что албанцы уйдут в глухую оборону, другие, наоборот, считали, что вы сразу пойдете вперед. В чем на самом деле состояла установка?

- Тренер дал нам указание действовать на контратаках. Его мы и старались выполнить. Надо сказать, что Доссена как тренер нам очень подходит. Во-первых, нет проблем с общением: мы все владеем итальянским. Во-вторых, он старается привить нам то, о чем мы прежде мало задумывались, - игровую дисциплину. Недавно мы в товарищеском матче обыграли косовских албанцев - а Доссена на нас разозлился: посчитал, что команда могла выиграть с более крупным счетом, но полностью не выложилась. Меня там, правда, не было, но я могу понять ребят, которым не хотелось слишком сильно огорчать и без того бедствующих друзей. Доссене же до наших взаимоотношений дела нет: он требует, чтобы мы в любом матче играли в полную силу.

Мы уже собирались разойтись по гостиницам, когда Вата решил познакомить меня с одним весьма уважаемым в стране человеком. Зовут его Джемал Вогли, он бывший вратарь тиранского "Динамо", "Партизани" и национальной сборной. Вогли в Албании - легенда. Потому что однажды играл против Льва Яшина, а на следующий день великий советский вратарь разрешил албанцу присутствовать на своей тренировке. Вата уже, наверное, видел сны, а старик все не отпускал меня, вспоминая о встречах с Яшиным. А под конец беседы признался: "Нынешняя албанская сборная на много голов выше той, которую довелось представлять мне".

Вот какие оценки газета Sporti Shqitar выставила игрокам сборной Албании после этого матча: Стракоша - 6,5, Джумба - 7,0, Факай - 6,0, Сина - б/о, Чипи - 6,5, Лала - 6,5, Хаджи - 6,0, Мурати - 7,5, Хаси - 7,0, К. Дуро - 6,5, Ф. Вата - 6,0, Таре - 6,5, Муртай - 6,0.