Газета Спорт-Экспресс № 223 (3015) от 1 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 20

1 октября 2002

1 октября 2002 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

53-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Шестнадцатый этап. ГРАН-ПРИ США

"МЕРТВОГО ГИТА" НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Восхитительно-скандальным оказался финиш предпоследнего "Большого приза" сезона-2002. На полотне знаменитой "старой кирпичницы" в Индианаполисе 5-кратный чемпион мира Михаэль Шумахер и его напарник по "Феррари" Рубенс Баррикелло пытались сделать так называемый "мертвый гит", то есть одновременно пересечь линию финиша, но вместо этого получились четвертая в сезоне победа Баррикелло и восьмой дубль Скудерии.

В истории "Формулы-1" как чемпионата мира "мертвых гитов" не было ни разу. А вот в истории "Формулы-1" как вида спорта - был. Один-единственный. Случилось это в 1967 году на Сицилии, на финише "Гран-при Сиракуз", не входившего в программу мирового первенства. Авторами этого уникального достижения стали пилоты "Феррари" Майк Паркс и Людовико Скорфиотти, опередившие ближайшего конкурента Джо Сифферта на "Мазерати" на 2 круга.

Строго говоря, и микроскопические 0,011, разделившие Баррикелло и Шумахера в Индианаполисе, рекордом тоже не являются. В 1971 году на "Гран-при Италии" Питер Джетин опередил Ронни Петерсона на 0,01. Правда, в то время результат регистрировался с точностью до сотых долей секунды, а не до тысячных, как сейчас. А во времена Сиракуз и вовсе ограничивались десятыми.

Вообще-то трагикомический финиш "Гран-при США" был чуть ли не единственным сколь-нибудь зрелищным эпизодом предпоследнего этапа триумфального сезона Скудерии. Второй - вернее, первый, поскольку он пришелся на второй круг гонки, взрыв зрительского интереса обеспечили напарники по "Уильямсу" Хуан Пабло Монтойя и Ральф Шумахер.

- На входе в первый поворот Ральф ошибся и пошел по очень широкой траектории, - скажет позже Монтойя. - Я решил воспользоваться шансом и обогнать его, для чего зашел на внутренний радиус виража, оставив Ральфу, на мой взгляд, достаточно простора для маневра. И вдруг почувствовал удар. Глянул в зеркала заднего вида - и увидел "Уильямс" Ральфа с оборванным задним антикрылом. Думаю, его развернуло, поэтому он меня и ударил.

Если колумбиец вежливо не стал перекладывать всю вину за нелепое столкновение на напарника, то Шумахер-младший церемониться не стал. Впрочем, вскоре он поостыл и заявил, что прежде, чем делать какие-то выводы, ему необходимо посмотреть видеозапись случившегося: "Главное не в том, кто виноват, а в том, чтобы подобного впредь больше не было!" Однако вряд ли гонщики легко отделаются: технический директор "Уильямса" Патрик Хед был просто в ярости и пообещал проштрафившимся пилотам не только словесную выволочку, но и серьезные финансовые санкции.

После столкновения Шумахер-младший был вынужден побывать в боксах, после чего замкнул пелотон. Монтойя отвалился на 7-е место. Окончательно же американскую гонку "Уильямса" разрушила еще более дурацкая ошибка Монтойи, который из неведомо каких соображений заехал на пит-стоп на 10 (!) кругов раньше, чем было запланировано.

В авангарде же никаким зрелищем не пахло. Шумахер-старший, Баррикелло и Култхард как захватили три первых места на старте, так и финишировали на них. Лишь на последних секундах гонки Шумахеру вдруг пришла в голову идея "мертвого гита", и он притормозил, подпуская к себе напарника. Однако против немца были не только скорости, на которых шли машины, но и сверхсовременная система хронометража, сама по себе исключающая возможность "мертвого гита".

После финиша, когда выяснилось, что ничьей не получилось, Шумахер прокомментировал ситуацию двумя разными способами. Согласно первому варианту, действительно была попытка парного финиша. Согласно второму, Шумахер благородно решил вернуть напарнику австрийский должок. Если помните, в Шпильберге Баррикелло отдал победу партнеру, подчинившись команде из боксов.

- Подобный финиш не был спланирован заранее, - сказал Шумахер. - Мы попытались пересечь линию одновременно, но ошиблись (всего на 7 см. - "СЭ"). Считаю, что Рубенс заслужил победу в этой гонке. На протяжении сезона он многим жертвовал ради меня, и, полагаю, пришло время платить по счетам.

- Мы и в самом деле не собирались делать ничего подобного, это был порыв, - сказал, в свою очередь, Баррикелло. - В гонке мы оба наслаждались тем, что поддерживали темп друг друга и не отставали. США - совершенно особенное для меня место, поэтому эта победа дорогого стоит. Хочу искренне поблагодарить за нее Михаэля, а команде сказать спасибо за поддержку, которую она мне оказывала на протяжении сезона.

Победный спич Скудерии дополнил спортивный директор Жан Тодт, заявивший, что "счастье, которое продемонстрировали на подиуме наши гонщики и Паоло Мартинелли (глава департамента, создающего моторы. - "СЭ"), является доказательством той гармонии, которая царит в команде".

Остается добавить, что в 16 прошедших гонках "Феррари" одержала 14 побед, 8 раз сделала дубль, в воскресенье стала первой в истории "Гран-при" командой, преодолевшей рубеж 200 очков после 16 этапов, и обеспечила Баррикелло титул вице-чемпиона мира.

Ольга ЛИНДЕ