Газета Спорт-Экспресс № 218 (3010) от 25 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

25 сентября 2002

25 сентября 2002 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 24-й тур

МНЕНИЕ Евгения ДЗИЧКОВСКОГО

ТЕАТР С ПУСТЫМ ГАРДЕРОБОМ

Семь матчей минувшего тура посетили 65 тысяч 300 болельщиков. В среднем - 9 тысяч 329 человек на игру. Бывало и больше, и меньше, но в целом для России нормально.

Знаете, чем наши болельщики отличаются от английских, испанских или итальянских, посещающих стадионы своих стран не тысячами, а десятками тысяч? Преданностью. Ведь в Европе на футбол ходят, как на праздник, а в России, как на войну. Там зритель на трибунах - желанный гость, его не просто приглашают - подманивают. Здесь же - отталкивают, отваживают от футбола.

Полмесяца назад, когда играли молодежные команды России и Ирландии, я подъехал к стадиону "Торпедо" не по Симоновской набережной, с которой, имея пропуск, можно попасть на внутреннюю парковку, а со стороны Автозаводской площади. "Кирпич" и милицейский пикет за полтора километра до входа на стадион, в общем-то, не удивили - и не такое доводилось видеть. В запасе оставалось еще минут 40, а потому, расспросив прапорщика, я принялся неспешно кружить по хитрым дорожным развязкам, поворотам, дворам и тупичкам в попытке приблизиться к заветному въезду.

Но всякий раз, когда казалось, что цель близка, на пути вырастала милицейская "девятка" или "семерка", и я слышал примерно следующее: "Вижу - пресса. Знаю - опаздываешь. Я бы тебя пустил, браток, но ты поедешь мимо начальства, а в этом случае и тебе, и мне кранты".

Через полчаса этой сизифовой езды стало ясно: парковка у стадиона - горизонт, которого не достичь никогда. Между тем сама Восточная улица была тиха и пустынна. Покой нарушали лишь жидкий ручеек болельщиков и карканье милицейских раций. Мест для стоянки - хоть ложкой ешь. Да и у самого стадиона, как выяснилось позже, было полно свободных автоячеек.

Запарковавшись в итоге в каком то грязном дворе, я бежал на стадион, где уже звучали национальные гимны, и думал: "Руководство сборной и РФС призывали болельщиков поддержать "молодежку". Для проформы, что ли? Ведь ясно же, что большинство захочет затем перебраться в Черкизово, на игру основных составов. Получается, нескольким тысячам человек предоставлен только один выбор - метро? И для кого предназначены огромные пустые пространства внутри и за пределами стадиона "Торпедо"?"

Допустим, блюстители порядка подстраховались на случай драк и автомобильных погромов (которых на Восточной не было и в помине). Но почему они сделали это за счет подавляющего большинства людей, у которых и в мыслях не было что-либо громить? И разве нельзя было заранее позвонить в РФС и билетные кассы, чтобы понять - матч молодежных сборных к категории повышенного риска не относится!

Мебельные, продовольственные и прочие гипермаркеты, заинтересованные в клиентах, уже давно соблазняют их бесплатными парковками. Что, нашим клубам и стадионам свои "клиенты" не нужны? А может, болельщики нужны руководству РФС, премьер-лиги или доблестной милиции? Я вас умоляю...

В минувший понедельник на Восточной улице, где встречались весьма дружественные с некоторых пор армейцы и автозаводцы, было то же самое - кордоны, пикеты, пустующие стоянки. Невозможно оставить машину и у "Динамо". Огромная проблема - запарковаться возле новенького "Локомотива". К Лужникам, когда играет не обремененное болельщиками "Торпедо", разрешают подъехать за деньги. Да и грешно было бы, владея лужниковскими просторами, не позволять даже такой малости.

Столь непродуманная политика приводит к тому, что от футбола отсекается самая массовая прослойка общества - средний класс. Люди не хотят ехать в переполненном вагоне метро или автобусе вместе с подвыпившими люмпен-фанатами. Не хотят беспокоиться по поводу своего автомобиля, брошенного в черкизовских закоулках или на аллеях Петровского парка, в то время как "мерседесы" с мигалками подвозят своих пассажиров чуть ли не к самой трибуне.

В России и так далеко не самый зрелищный футбол. Но даже неважный спектакль может привлечь куда больше зрителей, если на входе в театр не отнимают бинокли, а гардеробщицы принимают пальто не только у избранных.