Газета Спорт-Экспресс № 87 (2879) от 19 апреля 2002 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

19 апреля 2002

19 апреля 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2002. Товарищеский матч. ФРАНЦИЯ - РОССИЯ - 0:0

МНЕНИЕ Игоря РАБИНЕРА

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВРАТАРЯ

"Творить чудеса - одна из обязанностей вратаря. Но сотворить чудо может только тот, в кого верят".

Это цитата из книги Рината Дасаева, которую когда-то запоем прочитал казанский подросток по имени Руслан. В 82-м старший тренер сборной СССР Константин Бесков ни на секунду не усомнился в Дасаеве, проводившем не лучший сезон, - и на чемпионате мира в Испании голкипер заставил Льва Яшина сиять от гордости за нашу вратарскую школу. Фото беседующих Яшина и Дасаева обошло всю мировую печать...

Два десятка лет спустя на месте Бескова оказался Романцев, а на месте Дасаева - Нигматуллин. Интересно, вспомнил ли главный тренер сборной России о событиях 20-летней давности, поставив на запасного голкипера "Вероны", или просто доверился интуиции? Подбадривал ли Руслана эпизод из книги своего кумира детства или он верил только в себя?

"Команда начинается с вратаря" - так называлась одна из книг Дасаева, и после матча на "Стад де Франс" возникло ощущение: настоящая сборная России-2002 началась в среду с Руслана Нигматуллина.

Как львы защищались Онопко и Никифоров, Смертин и Сенников - но, уверен, ощути они панику на последнем рубеже, занервничали бы и не уберегли ворота от атак чемпионов мира и Европы. Как уверен теперь и в другом: раз Нигматуллин справился с давлением переполненного парижского 80-тысячника в матче, воссоздавшем атмосферу и накал мирового первенства, к ЧМ-2002 он готов. В этом ощущается справедливость судьбы: кто, если не он, своими подвигами в Цюрихе и Белграде проложил сборной дорогу в Корею и Японию?

Покривил бы душой, если бы сказал, что не сомневался в Нигматуллине до матча в Сен-Дени. Да и кто из нас мог загодя утверждать, что голкипер безболезненно переносит мучения на веронской скамейке? Не скрою, что посчитал отъезд голкипера на Апеннины несколько эгоистичным и недоумевал, почему нельзя было его отложить в интересах сборной всего-то на полгода. Мысль о том, что в случае разгрома на "Стад де Франс" команда окажется без основного вратаря (от услуг Овчинникова руководство сборной отказалось), не давала покоя вплоть до начала матча. Как же иногда приятно ошибаться!

"Доверие для вратаря - одна из главных составляющих успеха, и я благодарен руководству сборной. Доверие окрыляет - и у меня сейчас в мыслях нет ходить с опущенной головой, ждать, что все будут подходить и подбадривать. Я повзрослел, стал опытнее и научился не делать трагедии из временных трудностей. По-прежнему уверен в себе и знаю, что неурядицы скоро закончатся", - говорил мне Нигматуллин за день до матча с Эстонией. Хотелось ему поверить, но не получалось...

Однако Романцев верил. Как верил год назад в Бесчастных, исключенного из заявки "Расинга", и тот забил в Белграде победный гол.

А ведь когда-то Романцев исключил Нигматуллина из заявки "Спартака" на Лигу чемпионов-97/98, заменив молодым Епифановым. Без сожалений отдал "Локомотиву". Вызвав в сборную на трагическую игру с Украиной, на пресс-конференции заявил, что во время тренировок тот был на голову ниже Филимонова.

Вчера вдруг подумалось: если уж Нигматуллин нашел в себе силы переломить отношение Романцева, то отбить удар в упор Анри на последних минутах матча Франция - Россия для него - сущий пустяк...