Газета Спорт-Экспресс № 26 (2818) от 4 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

4 февраля 2002

4 февраля 2002 | Бобслей

БОБСЛЕЙ

РУССКИЙ ХАРАКТЕР
НА АМЕРИКАНСКИХ ГОРКАХ

Этот вид спорта появился в нашей стране 22 года назад. Сейчас им занимаются десятка три профессионалов. На Олимпиаде-2002 они намерены сделать то, что россиянам еще не удавалось, - выиграть медали.

Главный тренер сборной России по бобслею Олег Сухорученко категорически не согласен с тем, что бобслей может быть скучен:

- Беда современного поколения наших болельщиков в том, что они никогда его вживую не видели. На самом деле это интересный спорт. Динамичный. Чемпионов от неудачников отделяет миг - десятая доля секунды.

Тренер порывается достать из папки листочки протоколов этапов Кубка мира. Наглядно, наверное, хочет показать, как сбереженные мгновения воплощаются в победные результаты. На полпути, однако, прекращает эту затею и принимается толковать о том, чего ненаметанным взглядом не углядеть.

- Вот представьте: старт. Четверка (или пара) крепких, отлично координированных парней (или девушек) полсотни метров бежит по льду, мягко и мощно разгоняя боб. Чуть неловкое движение - он начнет юзать, тогда прощай синхронность. Набрали ход - не зевай! Шипованной частью ботинка нужно точнехонько попасть на подножку шириной 25 - 30 см. И всей командой одним махом запрыгнуть внутрь. Пригнуться, голова к голове, все по струночке, затаив дыхание. Спуск - примерно полторы тысячи метров с пятнадцатью поворотами - длится минуту. Даже пилот, сидящий впереди, ориентируется интуитивно - так велика скорость, около 135 км/ч. О разгоняющих и говорить нечего. Они едут по трассе, которой не видят. А работать должны и телом, и головой. Боб входит в вираж - это доля секунды, - команда должна дружненько переложиться. Где-то надо срезать поворот, где-то, наоборот, отпустить, не нарушая свободного скольжения. Финиш. Выдох. Сработали плавно - показали хорошее время.

Правда, это впечатления, приходящие с опытом. А когда человек впервые заглядывает в боб, то неизменно восклицает: "Ой! А где же здесь сидеть?" Сидений действительно не предусмотрено. Внутри гладкая вогнутая поверхность. Только у пилота есть невысокая спинка. Поэтому ощущение такое, будто на картонке летишь по нескончаемому желобу. Жутко трясет. Амортизации никакой. Перегрузки сравнимы с космическими - до 4 g. Удовольствие одно - выиграть.

ЛЮБИМОЕ ДИТЯ ПАРТИИ

Факт удивительный, но достоверный: до 1980 года в такой спортивной державе, как СССР, о бобслее знали только понаслышке.

Право называться его первооткрывателями присвоили себе швейцарцы, хотя наверняка прогулки на многоместных салазках были в обиходе повсюду, где случается выпадать снегу и присутствует хоть мало-мальски холмистый ландшафт. Но именно граждане Швейцарии предъявили миру солидный документ. В нем засвидетельствованы дата первых соревнований и правила, по которым они проводились. Оказывается, в 1897 году жители Санкт-Морица объединились в клуб любителей бобслея и организовали показательные заезды экипажей из пяти человек, причем в середине обязательно сидела женщина.

На первых зимних Олимпийских играх в Шамони соревновались уже не на деревянных бобах, а на металлических - закрытых с трех сторон, обтекаемой формы, похожих на нынешние. Только седоков в них было четверо. И все - мужчины. В 1932 году в программе Игр появились и бобы-двойки.

На олимпийский пьедестал поочередно поднимались представители Швейцарии, США, снова США, еще раз Швейцарии, опять США. Потом появились сильные спортсмены в Великобритании, Италии, Австрии, Канаде, Западной Германии.

Но лишь когда гоняться по крутым ледяным коридорам наравне с мировыми лидерами наловчились ретивые пилоты ГДР, советское партийное начальство спохватилось. Как же так: соседи по соцлагерю завоевывают золотые награды, а нам такое не под силу, что ли? Последовал приказ: бобслею - быть! К новой дисциплине партийные и спортивные руководители относились щедро, как родители к позднему ребенку. В Сигулде возвели великолепную базу. Там же, в Латвии, на ВЭФе, начали создавать быстроходные бобы. В бобслеисты переквалифицировали преимущественно легкоатлетов, убеждая, что ждет их большое спортивное будущее.

Оно наступило довольно быстро - в 84-м. В Сараеве Жинтис Экманис и Владимир Александров завоевали первую олимпийскую медаль - бронзу в турнире бобов-двоек. Четыре года спустя в Калгари экипаж двойки - Янис Кипурс и Владимир Козлов - выиграл золото, и они же вместе с Гюнтисом Оссисом и Юрием Тоном заняли третье место на четверке.

Увлечение бобслеем распространилось по республикам, и на переломе 90-х на Спартакиаде пришлось даже вводить ограничение - не более 8 экипажей от региона.

ОСКОЛКИ

Вот-вот потесним иностранцев, предвкушали советские бобслеисты. Большая политика, будто каток по неокрепшему асфальту, проехалась по их далеко идущим планам. СССР рассыпался на осколки. Трасса и заводы остались во владении прибалтов. Финансирования лишились все. Наставники и ученики разбрелись кто куда. Олимпийский чемпион Кипурс отправился в Швейцарию, где по сей день трудится тренером в национальной команде. Янис Скрастыньш перебрался за океан и на зависть соперникам воспитал Тодда Хейза, лидера сезона-2001/02.

Валерий Лейченко и Олег Сухорученко осели в России. Первый возглавил федерацию бобслея. Второй - сборную.

Еще в 1986-м бобслеисты попробовали создать отечественный боб на заводе имени Антонова, надеясь, что космические технологии помогут догнать и перегнать конкурентов. Как же радовались, увидев ладно скроенный титаново-кевларовый снаряд, по всем правилам продутый в аэродинамической трубе, с небольшими, но необычайно увесистыми грузами, необходимыми для центровки! А вышли на трассу - сколько ни старались, раз за разом уступали лидерам целую секунду. Секунду! В бобслее, где одна десятая считается трамвайной остановкой.

Позднее обратились на Воронежский авиазавод. И вновь неудача. Коли так, решил Лейченко, надо руководствоваться народной мудростью: "Лучшее - враг хорошего". Нашли не без труда деньги и приобрели бобы серийного немецкого производства - две двойки по двадцать тысяч долларов каждая и две четверки - по двадцать пять. На них россияне выступают второй сезон.

СКАНДАЛ - ПРИВИЛЕГИЯ ИЗБРАННЫХ

Выступают, надо сказать, все лучше. Остались в прошлом смехотворные ошибки, которыми грешили на первых порах. В 1999 году на этапе Кубка мира Балберкин промахнулся мимо подножки и не попал в боб - дисквалификация. В 2000-м Макарчук сел в боб задом наперед - к финишу приплелись едва ли не последними. Произошел этот казус в Иглсе, на трассе, знакомой до мельчайших подробностей, но словно заколдованной для наших бобслеистов.

Началась полоса невезения еще в 83-м. На тренировочном спуске перевернулся советский экипаж. В таких случаях спортсмены стараются укрыться под бобом. Несчастному Карлсону сделать это не удалось. Он напоролся на трубу для полива трассы и погиб.

В декабре 2001-го - очередное происшествие в Иглсе. На этапе Кубка мира неожиданно затребовали на экспертизу боб, который пилотирует Евгений Попов. И обнаружили, что радиус пятки конька чуть меньше разрешенных правилами 6 мм. Мелочь? Конечно. Поверхность-то не опорная, ее сокращение преимуществ на трассе не дает. Но специалисты, комментируя этот скандал, припоминают, как пару лет назад в Винтенберге тоже на кубковых соревнованиях был аннулирован победный результат немца Кристофа Лангена. Проверка снаряда в лаборатории показала, что передняя ось отличается от установленных регламентом стандартов. Так что наказание Попова - событие показательное. Соперники с ним, значит, стали считаться. И не без оснований: в 2000-м россияне выиграли Кубок Европы, в 2001-м - летнее мировое первенство. В рейтинге национальных команд Россия на пятой позиции. В зачете Кубка мира нынешнего сезона оба мужских экипажа держатся в первой двадцатке.

РАЗГОВОР С ПОЛОЗЬЯМИ

Сухорученко наконец извлекает из папки ценные документы.

- Регулярно выступающих экипажей у нас столько же, сколько в наличии бобов: у мужчин - два, у женщин - один. Первый мужской экипаж пилотирует Попов. Второй - Александр Зубков. У них много общего. Оба пришли из санного спорта. Оба талантливы, честолюбивы. И тот, и другой - пилоты современные, то есть во время старта работающие на равных с разгоняющими. А, например, чемпион мира француз Бруно Менжен или олимпийский чемпион итальянец Гюнтер Хубер физической мощью не отличаются, потому при разбеге лишь помогают партнерам. Их основное дело - рулить. Порой из-за этого и проигрывают решающие мгновения.

- Но наши тоже частенько проигрывают.

- По неопытности. Зубкову всего 27 лет. Попову - 24. Для бобслея детский возраст. Сандис Прузис, с которым мы вместе гонялись еще в советской сборной, в свои 36 до сих пор выступает. (Уже после нашего разговора латыш был дисквалифицирован в связи с обнаруженным в его организме нандролоном и на Олимпиаду не попал. - Прим. Н.К.)

Тренер удовлетворенно оглядывает шеренги цифр.

- Попов более уравновешен и во второй попытке способен улучшить показанное ранее время. Зубков, наоборот, темпераментен и после первого заезда обычно перегорает. Нас, тренеров, радует, что они здорово соперничают друг с другом, отчего мастерство только растет.

- В олимпийском Нагано российские бобслеисты выступили без блеска: среди двоек лучший результат - 16-й, среди четверок - 19-й. В Солт-Лейк-Сити рассчитываете на большее?

- Задача - попасть в призеры. Но придется нелегко. Выиграть способен любой представитель первой десятки - американец Тодд Хейз, швейцарцы Мартин Аннен, Рето Гетши и Кристиан Райх, немцы Кристоф Ланген, Андре Ланге и Рене Шпис, канадцы Пьер Людерс и Яник Морин, вышеупомянутые Менжен и Хубер... Мы после Игр-98 обновили состав сборной. Сейчас в нее входят Попов, Зубков, Сергей Голубев, Алексей Андрынин, Петр Макарчук, Филипп Егоров, Алексей Селиверстов и Дмитрий Степушин. Еще два года назад от них приходилось слышать: ну как с асами из мировой элиты бороться? Постепенно такие разговоры прекратились. Но все равно тревожно. Олимпийский опыт имеют только Селиверстов и Попов.

- От олимпийского дебюта российских девушек, наверное, многого ожидать не следует?

- Для них достойный результат - войти в десятку. В зачете Кубка мира Виктория Токовая и Кристина Бадер занимают девятое место. Неплохо, если учесть, что Токовая, пилот, выступает второй сезон, а Бадер, разгоняющая, с бобслеем познакомилась в августе минувшего года. Но у нее отличные данные. И характер - ух! А знали бы вы, через что прошла Токовая! Приехала тренироваться в Сигулду, через неделю перевернулась и сломала ключицу. Ей сделали операцию, поставили пластину на шурупах. Спустя десять дней стартовала на Кубке мира. В ходе сезона перевернулась еще раз, в Германии. Погнула пластину. Но стабильно входила в двадцатку лучших. Перспективные, в общем, девушки.

- Кто в команде занимается технической подготовкой бобов к старту?

- Люфты обнаружить и устранить, в прочности соединения деталей удостовериться, смазать где надо - забота тренеров. Полозья по традиции готовят спортсмены. На каждый уходит по полтора-два часа (полозьев, или коньков, у боба четыре: передние - управляемые, задние - ведомые. - Прим. Н.К.). Первым делом избавляются от зазубрин, оставшихся после тренировок. Поэтому начинают полировать самой грубой шкуркой, "соточкой". А завершают процесс тоненькой, похожей на промокашку. Всего шкурок требуется около 20 номеров. Спортсмены, когда работают, гладят полозья, разговаривают с ними. Они же одушевленные, как и сам боб. С ними нужно связь найти...

МИСТЕР БОБ

- Регламентом олимпийский турнир отличается от этапов Кубка мира?

- На Кубке мира две попытки, и проводятся они в один день. На Олимпиаде и чемпионате мира - по четыре заезда, на них отводится два дня. Психологически придется перестраиваться.

- Трасса в Солт-Лейк-Сити российским бобслеистам знакома?

- Мы были на ней дважды. Каждый экипаж сделал примерно по 20 спусков. Мизерное количество по сравнению с американцами, которые занимаются на ней почти четыре года. Но кое-что понять все-таки удалось. Трасса интересная, прежде всего необычным сочетанием тех виражей, на которых едешь свободно, и тех, где надо рулить, то есть срезать повороты. Самый скоростной участок - наверху. К шестому виражу боб разгоняется до 135 км/ч. Далее следуют два длинных, практически горизонтальных участка, где малейшая неточность может значительно погасить скорость.

- Насколько безопасна трасса?

- Вспомнили о трагедии в Лейк-Плэсиде? Было дело. Тогда, на Олимпиаде-80, разбился американец Морган. Почти на финише экипаж перевернулся, и его голова попала между бобом и бортиком. С тех пор в техническом оснащении трасс многое изменилось. Бобы тоже стали надежнее после того, как в 1991 году ввели жесткий регламент. Вес двоек теперь не должен превышать 180, четверок - 230 кг. С экипажем снаряды весят соответственно не более 390 и 630 кг. Да, скорость стала ниже, зато тяжелых травм меньше. Боб Стори, президент Международной федерации бобслея, за этим следит строго. Его полное имя, кстати, Роберт. Но тех, с кем находится в дружеских отношениях, он просит: "Зовите меня Боб. Мистер Боб". Стори считает, что бобслей - перспективный спорт для России. В ближайшее время, надеемся, при его содействии трассу в Москве построим. А то пока тренируемся в Сигулде, соревнуемся на чужих стадионах, при чужих болельщиках.

- Традиционный вопрос: какие проблемы мешают предолимпийской подготовке?

- Никакие. Спортсмены здоровы, все идет по плану. Перед Играми проведем тренировочную неделю в Калгари. Там и поломаем голову, как лучше акклиматизироваться. Ведь Олимпийская деревня находится на высоте 1000 м над уровнем моря, а трасса - на 2300 м. Скорее всего, один экипаж поселим поближе к месту соревнований, на горе. Стартовать будем под занавес Олимпиады. 16 - 17 февраля пройдут соревнования двоек, 22 - 23-го - четверок. Постараемся на американских горках проявить русский характер.

Наталья КУНДРЮКОВА