Газета Спорт-Экспресс № 20 (2812) от 28 января 2002 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

28 января 2002

28 января 2002 | Конькобежный спорт

КОНЬКИ

КАК ОБОГНАТЬ АВТОМОБИЛЬ НА ТРАКТОРЕ?

Перед российской конькобежной сборной, отправляющейся в Солт-Лейк-Сити, поставлена задача: завоевать три медали разного достоинства. По сравнению с былыми результатами наших скороходов на Олимпиадах задача весьма скромная. Но и ее решить будет непросто. О проблемах, с которыми сталкивается сборная и конькобежный спорт России в целом, корреспондент "СЭ" побеседовал с главным тренером нашей команды Валерием Муратовым и одним из лучших российских спринтеров Дмитрием Дорофеевым.

- Какие результаты нужно показать в Солт-Лейк-Сити, чтобы завоевать медали?

Валерий Муратов: Победители покажут время на уровне мировых рекордов.

Дмитрий Дорофеев: В Солт-Лейк-Сити будет очень быстрый лед. Недавно на Кубке мира я установил там личный рекорд на "пятисотке" - 35,19, и это был лишь восьмой результат. Победители - лидеры мирового спринта - промчались приблизительно на 0,4 секунды быстрее. Честно говоря, на таком классном льду мы соревноваться не привыкли. Проблема у нас при пробегании второго поворота... Первые триста метров мы ни в чем никому не уступаем, но потом соперники, набрав высокую скорость, вираж преодолевают техничнее. И не только потому, что, например, канадец Уотерспун или японец Шимицу чаще бегают на быстрых катках. Дело в том, что многие лучшие спринтеры мира пришли в коньки из шорт-трека и, если так можно сказать, лучше чувствуют повороты. Мы же виражей немного побаиваемся. Чуть запоздал с отталкиванием, чуть нога уехала и потерял 0,2 - 0,3 секунды. А в спринте это целая вечность: сразу человек пятнадцать вперед пропускаешь.

- На что рассчитываете в Солт-Лейк-Сити?

В.М.: Федерация утвердила план, согласно которому российские конькобежцы должны завоевать три медали - золотую, серебряную и бронзовую. Очень сложная задача, но последние выступления наших лидеров обнадеживают. Надежды возлагаем на Журову, Кайкан, Барышеву, Саютина, Шепеля, Клевченю, Кибалко, Дорофеева, Лобкова.

Д.Д.: Шансы на медаль есть всегда. Будем делать все возможное, чтобы ее завоевать.

- Олимпиада - особое соревнование. Там не всегда побеждают объективно сильнейшие, иногда счастье улыбается тем, кто в данный момент удачливее, кто устойчивее в психологическом отношении.

В.М.: Трактору автомобиль не обогнать. Чтобы победить, надо обладать определенным уровнем. Если конькобежец когда-нибудь, пусть даже не на основных соревнованиях, пробегал "пятисотку" за 34,5 секунды, то шанс на Олимпиаде у него есть. Если он к такому результату даже не приближался, то вряд ли сможет на что-то рассчитывать. То же самое и в стайерских дисциплинах. Как может в Солт-Лейк-Сити на дистанции 5000 метров победить конькобежец, который ранее уступал соперникам 15-20 секунд? Чудес на свете не бывает.

Д.Д.: У нас, увы, такого запаса скорости, как у Уотерспуна или Шимицу, нет. Но будем стараться подойти к стартам в лучшем состоянии. Важно еще в себя верить.

- Сейчас россияне радуются, когда на дистанциях Кубка мира попадают в шестерку. Раньше шестое место считалось провалом...

В.М.: Надо вернуться от воспоминаний к реальности. Увы, ситуация в коньках сегодня не та, что прежде. Я хорошо знаком с уровнем развития конькобежного спорта у нас в стране и за рубежом, динамикой роста результатов сильнейших спортсменов. Объективно оценивая все это, могу сказать, что шестые места на Кубке мира меня сегодня очень устраивают.

Д.Д.: Когда в СССР появился высокогорный каток Медео, у нас были Гришин, Муратов, Куликов и многие другие. Они первыми познали, что такое быстрый лед, и бегали "пятисотку" чуть ли не на две секунды быстрее конкурентов. Как бы себя ни чувствовали наши лидеры, они выходили на лед, зная, что бегут быстрее соперников. Уже это давало им огромное психологическое преимущество. Сейчас же наступила эра "реактивных" крытых катков, которых в России, увы, нет. Поэтому-то инициатива сегодня у тех, кто регулярно тренируется и выступает под крышей.

- Сейчас в сборной России один тренер. Когда-то были специалисты, которые отдельно трудились с мужчинами и женщинами, стайерами и спринтерами...

В.М.: Хорошо бы, конечно, иметь хотя бы одного помощника. Выхожу из положения, вызывая в сборную личных тренеров конькобежцев. К сожалению, это далеко не всегда приводит к положительным результатам: наставники уделяют внимание только своим воспитанникам, а дать им, как правило, ничего нового не могут. Разве что в психологическом плане поддерживают ребят... Ну а времена, когда в сборной работали группами, давно прошли. Раньше у нас была масса сильных конькобежцев, которые остро конкурировали между собой. Это позволяло, кстати, без особых проблем переживать и смену поколений. Помню, ушел Хлебников - пришел Железовский... Сегодня же у нас настолько мало классных скороходов, что мы порой не можем даже укомплектовать команду для участия в Кубке мира. И с каждым годом ситуация все хуже. Сегодня просто не с кем создавать отдельные группы. Возьмите, например, женщин... По существу, команда отсутствует. Если не считать отдельных всплесков Барышевой или Якшиной, многоборок просто нет.

Д.Д.: В спринте осталось всего несколько человек, молодых ребят на подходе нет. Если у нас не появятся новые катки, то после Олимпиады сборную вообще набирать будет не из кого. Мы сейчас объединились с многоборцами, вместе провели летнюю подготовку. Фактически до первого этапа Кубка мира работаем в одной компании. Муратов разрывается... Но тренеров у нас все меньше и меньше: зарплата маленькая, перспектив нет. Мой коломенский тренер Алексей Борисов получает в месяц около двух тысяч рублей. Разве за эти деньги можно, например, выехать на международные соревнования? Правда, Борисов - энтузиаст, он работает сегодня с детьми.

В.М.: Все закономерно: для того, чтобы вернуть славные традиции нашего вида спорта, в стране не делается почти ничего. Никак не можем выбраться из того развала, в котором оказались. Обратите внимание: костяк сборной составляют спортсмены, которые сформировались еще во времена СССР. Ни одной дорожки с искусственным льдом у нас не осталось. При этом климат на большей части европейской территории страны стал мягче, и на естественный лед рассчитывать можно далеко не всегда. Где это видано, чтобы в Москве или Санкт-Петербурге зимой вообще не было льда? Не говорю уже о том, что не хватает спортивных баз с необходимыми тренажерами, закрылись многие детские школы... Когда-то наши умельцы делали станки для заточки коньков. Сегодня их в России уже не производят. Не выпускаются знаменитые ленинградские "ножи", которыми раньше интересовались во всем мире. Была когда-то целая индустрия, производившая детские коньки, ботинки, форму, но сегодня никто всего этого выпускать не хочет. Вот и приходится закупать инвентарь в Канаде, Норвегии, Голландии...

Никогда не забуду, как в 62-м на московском чемпионате мира, который выиграл Виктор Косичкин, на трибунах Лужников каждый день собиралось по 100 тысяч зрителей! Помню, однажды в 69-м решил потренироваться в Лужниках на дорожке для массового катания. Прихожу - а там толпа, тысячи конькобежцев-любителей! И так было везде. Сегодня о конькобежном буме остается только мечтать. Дорожек для массового катания почти нет. И энтузиастов все меньше. Вот сейчас празднуется 30-летний юбилей коломенской ДЮСШ. А появилась она благодаря тому, что по инициативе известного в городе человека Бориса Ивановича Шавырина там соорудили искусственную дорожку. И на лед сразу вышла вся Коломна...

Если взять сибирские города - Омск, Новосибирск, Томск, - там, конечно, на мягкий климат не пожалуешься. Но возникает другая проблема: слишком холодно, и мало кто согласен мерзнуть на катке. Тем более что возле льда, как правило, нет ни теплых раздевалок, ни буфетов. Люди-то тоже изменились: сегодня им нужен хотя бы минимальный комфорт. Вот ребята и не спешат идти в коньки.

Д.Д.: Я, когда начинал заниматься коньками, еще застал в Коломне искусственную дорожку. Увы, с 93-го она прекратила свое существование. Лед заливают, но надо ждать мороза. Трубы заржавели, компрессоры не работают, денег на ремонт и покупку оборудования не хватает.

Большую часть карьеры я в России катался на очень плохом льду. "Разбегался" только тогда, когда попал в сборную, где наконец-то мне были обеспечены нормальные условия. Но безденежье все равно сказывается... На быстрый лед выехали только в нынешнем, олимпийском сезоне: более двух месяцев тренировались в Калгари. До этого в течение трех лет ездили в Берлин, другие города, где есть обыкновенные конькобежные дорожки. Проводить же сборы в Калгари или в Солт-Лейк-Сити дорого, к тому же из-за проблем с акклиматизацией там нужно находиться как минимум полтора месяца...

- В каком направлении будет в ближайшем будущем развиваться конькобежный спорт? За счет чего скороходы смогут бегать еще быстрее?

В.М.: Конечно, еще совершеннее станет методика подготовки. Все больше будет крытых высокогорных катков - и в Европе, и на других континентах. Уже сегодня хозяева быстрых крытых катков делают все, чтобы привлечь к себе национальные команды. Голландцы, норвежцы месяцами сидят в Калгари и Солт-Лейк-Сити.

Большая исследовательская работа ведется с водой: ищут способы сделать получаемый из нее лед более скользким. При подготовке льда используется хоккейный опыт, применяются самые современные заливочные машины. При строительстве крытых катков рассчитывают даже направления воздушных потоков - в общем, делается все, чтобы создать конькобежцам лучшие условия. Совершенствуется и инвентарь: появляются идеально обтекаемые комбинезоны, новые ботинки, лезвия со специальными загибами, позволяющими быстрее преодолевать повороты. Дело поставлено серьезно: что даже в американских космических центрах работают над сталью для коньков.

Мы, к сожалению, в технологической гонке отстаем: подавляющее число наших скороходов бегает на ширпотребе голландской фирмы "Викинг".

Главные же надежды российских конькобежцев связаны с планами строительства в стране крытых катков. Недавно президент Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванта пообещал мэру Москвы, что чемпионат мира 2004 года пройдет в российской столице. Юрий Лужков, в свою очередь, заверил, что к тому времени в Крылатском будет возведен крытый конькобежный стадион. Если уж мэр не построит нам дорожку, вряд ли ее вообще соорудят: знаю, с какими проблемами сталкиваются сейчас в Нижнем Новгороде и Коломне, где тоже хотят получить искусственный лед.

Уверен, в этом году вновь заработает Медео, на реконструкцию которого Назарбаев выделил деньги. Там, кстати, планируют провести Азиатские игры. В последний раз эти соревнования проходили в Монголии. Японцы и корейцы рассказывали невероятные вещи: лед там залили чуть ли не в поле, бегать приходилось в сильнейший мороз... Понятно, что никто не хочет повторения этой истории. Так что в воссоздании на Медео конькобежного центра заинтересованы многие. И мы туда, как раньше, приезжали бы с удовольствием.

Д.Д.: Конечно, от инвентаря многое зависит. Помню, несколько лет назад получили мы от "Викинга" ужасные коньки гнулись, ломались. Нынешним же летом я сделал коньки в Канаде по индивидуальному заказу у Скота ван Хорна - 20-летнего голландца, который обслуживает многих ведущих конькобежцев. Заплатил из своего кармана 600 долларов. Наша федерация обещает возместить мне расходы...

Ефим ШАИНСКИЙ

Берлин

СССР - РОССИЯ: ВСЕ МЕДАЛИ

1956. Кортина д'Ампеццо.4 золотые (500 м: Евгений Гришин; 1500 м: Е.Гришин и Юрий Михайлов; 5000 м: Борис Шилков), 1 серебряная (Рафаил Грач, 500 м), 2 бронзовые (Олег Гончаренко, 5000 и 10 000 м).

1960. Скво-Вэлли. 6 золотых (500 м 1500 м муж: Е.Гришин; 5000 м: Виктор Косичкин; 1000 м жен: Клара Гусева; 1500 и 3000 м: Лидия Скобликова), 3 серебряные (10 000 м: В.Косичкин; 500 м жен: Наталья Донченко; 3000 м: Валентина Стенина), 3 бронзовые (500 м муж: Р.Грач; 1500 м муж: Борис Стенин; 1000 м жен: Тамара Рылова).

1964. Инсбрук.5 золотых (1500 м муж: Антс Антсон; 500, 1000, 1500 и 3000 м жен: Л.Скобликова), 5 серебряных (500 м муж: Е.Гришин и Владимир Орлов; 500 и 1000 м жен: Ирина Егорова; 3000 м - В.Стенина), 2 бронзовые (500 м жен: Татьяна Сидорова; 1500 м жен: Берта Колокольцева).

1968. Гренобль.1 золотая (Людмила Титова, 500 м жен), 1 серебряная (Л.Титова, 1000 м жен).

1972. Саппоро.1 серебряная (Вера Краснова, 500 м жен), 2 бронзовые (500 м муж: Валерий Муратов; 500 м жен: Л.Титова).

1976. Инсбрук.4 золотые (500 м муж: Евгений Куликов; 1000 м 3000 м: Т.Аверина; 1500 м жен: Галина Степанская), 2 серебряные (500 м муж: В.Муратов; 1500 м муж: Юрий Кондаков), 3 бронзовые (1000 м муж: В.Муратов; 500 м жен: Татьяна Аверина; 1500 м жен: Т.Аверина).

1980. Лейк-Плэсид.1 золотая (Н.Петрусева, 1000 м жен), 1 серебряная (Е.Куликов, 500 м муж), 2 бронзовые (1000 м муж: Владимир Лобанов; 500 м жен: Наталья Петрусева).

1984. Сараево.2 золотые (500 м муж: Сергей Фокичев; 10 000 м: Игорь Малков), 3 серебряные (1000 и 1500 м муж: Сергей Хлебников; 5000 м: И.Малков), 4 бронзовые (1500 м муж: Олег Божьев; 1000 и 1500 м жен: Н.Петрусева; 500 м жен: Наталья Шиве).

1988. Калгари.1 золотая (Николай Гуляев, 1000 м муж), 1 бронзовая (Игорь Железовский, 1000 м муж).

1992. Альбервилль. Без медалей.

1994. Лиллехаммер.2 золотые (500 м муж: Александр Голубев; 3000 м: Светлана Бажанова), 2 серебряные (500 м муж: Сергей Клевченя; 1500 м жен: Светлана Федоткина), 1 бронзовая (С.Клевченя, 1000 м муж).

1998. Нагано. Без медалей.

ВСЕГО: 26 золотых, 19 серебряных, 20 бронзовых