Газета Спорт-Экспресс № 10 (2802) от 16 января 2002 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 14

16 января 2002

16 января 2002 | Остальные

ТУРНИРЧИК

Александр ЗИЛЬБЕРТ

ЗАГАДОЧНЫЙ ОМНИУМ

В стране нашей - велоспортивный бум. Не слыхали об этом? Я тоже. Только читал.

На прошлой неделе в нашей газете на информационной полосе приютилась крохотная заметка: на московскую шестидневку в Крылатском заявилось рекордное количество спортсменов - 265. И это в начале января, когда гоняться на треке вроде как не сезон! Среди участников, на секундочку, бронзовый призер чемпионата мира-99 Владимир Карпец, серебряный призер Олимпиады-96 Эдуард Грипун, олимпийская чемпионка-96 Зульфия Забирова, двукратная чемпионка мира Светлана Самохвалова, серебряный призер ЧМ-2001 Светлана Ивахоненкова, основные составы сборных Белоруссии, Казахстана, Литвы, Польши. Еще в тексте встречались загадочные слова вроде "спринтерского омниума".

В общем, понял, что мимо Крылатского в выходные мне не пройти не проехать.

Как репортеру спортивному стыдно признаться: на велотреке я раньше не бывал. Даже в Крылатском. Впрочем, друзья-приятели дорогу туда тоже не наизусть знают. В том числе, кстати, и спортивные репортеры. Да и жители, населяющие престижный район столицы, тоже не шибко преуспели, указывая мне путь. "Был здесь велодром, это да, - морщил лоб тучный обладатель шикарного джипа. - В Олимпиаду восьмидесятую. А сейчас - Бог его разберет".

Но на то она и существует, карта автомобильных дорог, чтобы помочь ретивому путнику добраться до спортсооружения. Объекта, замечу, изрядно пропахшего нафталином. Может, именно потому я переступил его порог с нескрываемым благоговением. И, чувствуя себя в велоспорте неотесанным новичком, принялся изучать вывешенные при входе "Правила поведения на треке".

Основные постулаты усвоил моментально. Понял, что "строго запрещается совместно тренироваться мужчинам и женщинам", а также "сидеть и лежать на легкоатлетических матах". Даже раздельно. Хотя в любом случае "тренеры и спортсмены несут полную ответственность за любой несчастный случай, произошедший вследствие нарушения настоящих требований".

Отягощенный новыми знаниями, двинулся было по ведущему на трек коридору. Но - замер. Остановила надпись, оповещавшая о запрете на вход "в неспортивной обуви и верхней одежде". Сменной обувки припасено не было, но раздевалку я пытался отыскать на совесть. Тщетно. Зато наткнулся на очередную табличку, направлявшую на трибуны велотрека - по-русски и по-французски: tribunes de piste. Сердце ностальгически сжалось: ведь указателями этими, поди, еще в 80-м пользовались. Сознание заполнили полные трибуны, шум, гам, улюлюканье, черно-белый "Рубин"... Ничего больше, потому как мне пять годков тогда было. К тому же к реальности моментально вернула сикось-накось приклеенная бумажка "Обувь-кожа", заменившая, по замыслу ее создателя, старинную вывеску "судейская комиссия".

Да и трибуны оказались голыми - не чета восьмидесятым. Число зрителей было не сопоставимо даже с количеством заявившихся спортсменов. Знать, кроме родственников и друзей участников, никого велосипедное действо не интересовало.

А представляло оно собой вот что. Потертый паркет трека семьдесят девятого года рождения с еле различимой зеленоватой надписью "Beck's" на боку бороздили стаи велосипедистов. Три электронных табло застыли в неготовности. Получить представление о происходящем можно было, лишь прислушиваясь к женскому голосу диктора, который, надо отдать должное, четко, внятно и своевременно повествовал о сменявших друг друга с калейдоскопической быстротой заездах. Такое, доложу, теперь нечасто встретишь. Однако, не имея понятия о том, что такое "скретч", "кейрин" и пресловутый "омниум", самому разобраться в соревновательных перипетиях было невозможно. В надежде добиться внятности, спустился вниз, в святая святых - трековую чашу, попутно углядев, что женщины и мужчины там тренируются совместно, множество людей щеголяют в верхней одежде без спортивной обуви, а матов и вовсе нет.

- Тебя че вчера не было? - сокрушалась женщина в белом халате, ни с того ни с сего ополчившаяся на вальяжного господина в спортивном костюме. - Падали, слышь, как подкошенные! Поляк один рухнул, так я ему во-о-т такой шприц вогнала! - рапортовала она с видимым удовольствием.

- На таком древнем покрытии травматизм-то, наверное, повышенный? - решил я поддержать беседу. Невпопад... Ответом было испуганное молчание. И лишь подоспевший Александр Гусятников, знаменитый гонщик, избранный в прошлом году президентом отечественной федерации велоспорта, развеял мои сомнения:

- Вы на наш трек не грешите! Нормальный он. Хороший даже. Отциклевать бы только - и как новый станет. А в общем, и так сколько желающих на нем прокатиться, видите? Потому как нужное дело организовали. Не сами, конечно, не сами придумали. У ГДР в свое время идею январских втягивающих состязаний позаимствовали. Зато теперь и поляки, и СНГ сюда прибывают. У них-то таких нет. Групповая шестидневка, знаете, как в сезон вкатываться помогает! Даже если не на результат ехать, а так, за компанию. И для спринтеров у нас тоже программа на славу выстроена. Почти все виды! Даже такие, как скретч - индивидуальная гонка на определенное расстояние - и кейрин, когда гонщиков на первых четырех кругах "разгоняет" идущий впереди велосипед с мотором. Ну и омниум - общий зачет по-нашему.

- Дело это, разумеется, затратное, - продолжал Гусятников, - аренда, оплата судейства и все такое. Зато у спортсменов русских фундамент заложим - всем на зависть. Так что не удивляйтесь минимальному зрительскому интересу: на тренировку кого заманишь? В конце января приходите - поинтереснее будет. С 16-го по 20-е чемпионат России у темповиков, а 27 - 30-го - у спринтеров. А еще лучше потерпите до начала марта. Весну откроем парной шестидневкой. В центре разминочного круга учредим ресторан, пивом станем угощать, эстраду поставим, артистов известных пригласим. Ну а главные артисты на треке соберутся - чемпионы мира, Олимпиады. Леманн, Фульст, Штохер, Берзин, может, подъедет. Эх!.. Развиваемся, в общем. Нижняя точка падения интереса к велоспорту, полагаю, пройдена. По нашим предварительным подсчетам, сейчас в государстве занимаются около 20 тысяч человек. Это на 5 тысяч больше, чем в одной отдельно взятой куйбышевской области в 80-е годы. Но в 2001 году наша сборная заняла второе место на чемпионате мира по трековым гонкам в Антверпене. Так что народ в велоспорт должен потянуться. Ведь наш вид - один из самых медалеемких. На Олимпиаде в Сиднее было разыграно 18 комплектов наград. Больше - только у пловцов и легкоатлетов. А кому не хочется на Играх засветиться?