Газета Спорт-Экспресс № 258 (2751) от 9 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

9 ноября 2001

9 ноября 2001 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

СБОРНЫЕ СССР/РОССИИ

1986. МЕКСИКА

Игорь БЕЛАНОВ

Известно доподлинно, что необычная, "чаплинская" походка Игоря Беланова (помните: вывернутые в разные стороны ступни, как у балетного танцовщика?) была предметом дружеских подначек киевских динамовцев. "Ну вот, развернул свои ракушки", - шутили партнеры на тренировках, когда нападающий получал мяч.

Пятнадцать лет назад игра Беланова представлялась наиболее точным, "дословным" переводом английского "forward". Однако дарованная ему матушкой-природой сумасшедшая скорость (30 метров за три с половиной секунды!) в сочетании с постоянной нацеленностью на ворота отнюдь не сразу сделали Беланова футбольной суперзвездой.

В Одессе, откуда он родом и где начинал играть, острословы-болельщики поначалу присвоили ему не самое лестное прозвище - Всадник без головы. Эдуард Малофеев, однажды в 85-м пригласивший Беланова в сборную СССР, в дальнейшем от его услуг отказался с еще более обидным вердиктом: "Трусоват..."

Но на финал чемпионата мира в Мексику в 86-м советскую команду повез не Малофеев, а Валерий Лобановский, и для Беланова это в корне меняло дело. Да и сама сборная оказалась тогда, по сути, синонимом киевского "Динамо", только-только успевшего искупаться в лучах европейской славы после победного майского финала Кубка кубков-85/86 во французском Лионе.

Соратники Беланова по киевскому "Динамо" тех лет поражались легкости и естественности, с которыми одессит вписался в игровые схемы Лобановского, гораздо более трудоемкие и эффективные, чем в "Черноморце", да и в любом другом нашем клубе. "Именно Лобановский открыл мне глаза на перспективы, научил не бояться трудностей", - скажет сам форвард годы спустя.

Главное, чему научил мэтр бывшего Всадника без головы, было умение управлять скоростью, целиком подчинить ее интересам команды. Производными от этой науки можно считать и необыкновенное голевое чутье, вдруг проклюнувшееся в Беланове, и щедрость, с которой он раздавал партнерам результативные передачи, и способность удобно открыться, предложить себя для продолжения или завершения атаки в любой игровой ситуации, и удивительную выносливость, благодаря которой не похожий вроде на атлета форвард оставался в тонусе все 90, а если нужно, и 120 минут.

На ЧМ-86 команда Лобановского играла с одним "чистым" форвардом, и им в главных матчах становился Беланов. Зато хавбеков у нас было пять, да еще каких! На позициях "под нападающими" - Александр Заваров и Павел Яковенко, опорного полузащитника играл минский динамовец Сергей Алейников, а на флангах атаку советской сборной поддерживали Иван Яремчук и Василий Рац. Разящую силу этого ударного кулака первой испытала сборная Венгрии, повергнутая в жестокий нокаут - 6:0! Между прочим, та памятная "теннисная баранка" навсегда осталась самой крупной победой советской сборной на чемпионатах мира.

Беланов был в этой встрече неподражаем. Уже за первые четыре минуты он своими пасами дал возможность Яковенко и Алейникову заработать пару суперпрестижных тогда часов "Сейко", полагавшихся авторам шести самых "быстрых" голов чемпионата, а в середине тайма ударом с 11-метровой отметки вынудил соперников к досрочной капитуляции. Среди восторженных оценок, которыми после матча пресса вознаградила игру Беланова, самой оригинальной мне представляется вот эта: "Ночной кошмар вратарей".

Перед игрой 1/8 финала с бельгийской командой - соперником квалифицированным, но по большому счету "беззвездным" - сборную СССР многие уже видели как минимум в полуфинале чемпионата. Увы... Шведский арбитр Фредрикссон оказался в том матче нашим злым гением - если хотите, историческим предшественником чеха Крондла и англичанина Полла.

За 120 минут, которые пришлось провести на поле в Леоне командам, неподражаемый Беланов сделал свой единственный в матчах такого ранга хет-трик. Но все усилия форварда перечеркнул судья, засчитав гол Кулеманса, забитый в ворота Дасаева из явного офсайда. 3:4 - и команда СССР, по потенциалу вполне сравнимая с нашей бронзовой сборной образца 1966 года, досрочно покинула чемпионат...

Однако и четырех матчей, сыгранных Белановым в Мексике, оказалось достаточно, чтобы киевлянин попал во все варианты символических "сборных мира", составленных журналистами и специалистами по итогам чемпионата-86. Уместно напомнить, кто оказался тогда среди его "партнеров": Марадона, Шумахер, Карека, Фернандес, Лаудруп... Подходящая компания!

Если для Марадоны ЧМ-86 стал мировым пиком, то для Беланова - стартовой площадкой для покорения европейской вершины признания. Осенью того же года на "Парк де Пренс" в отборочном матче ЧЕ-88 советской сборной при непосредственном участии Беланова (гол плюс голевая передача Рацу) в блестящем стиле были биты действующие чемпионы Европы французы - 2:0, после чего судьба "Золотого мяча" окончательно и бесповоротно решилась в пользу киевского форварда.

Яшин-63, Блохин-75, Беланов-86... Интересно, когда ждать продолжения?

Звездный сезон-86 оказался вершиной футбольной карьеры Беланова, ставшего два года спустя в составе советской сборной еще и вице-чемпионом Европы. Уйдя в 1989 году из киевского "Динамо", форвард провел четыре года в Германии, однако ни в "Боруссии" из Менхенгладбаха, ни во второразрядном "Айнтрахте" из Брауншвейга толком так и не заиграл. Попытка вернуться в одесский "Черноморец", предпринятая в середине 90-х годов, тоже успеха не имела. Последним профессиональным клубом Беланова был мариупольский "Металлург", где он работал начальником команды. Сейчас живет в Одессе, занимается бизнесом. Женат вторым браком, воспитывает сына Валерия, названного в честь Лобановского.

Юрий ЮРИС