Газета Спорт-Экспресс № 247 (2740) от 26 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

26 октября 2001

26 октября 2001 | Футбол - Чемпионат мира

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЧМ-2002

СБОРНАЯ УЗБЕКИСТАНА

До последнего времени у игроков сборной России оставался шанс встретить в Японии и Корее хорошо знакомых им соотечественников, не входящих в состав наше команды. Речь о четверке российских футболистов, выступающих за сборную Узбекистана. Но она остановилась в шаге от ЧМ-2002.

РАХИМИЧ И КАРЯКА ОТКАЗАЛИСЬ

Идея эта не нова. Нигериец Олисадебе, к примеру, защищает цвета сборной Польши, ганец Асамоа и бразилец Паулу Ринк - Германии, украинец Каряка - России. Вот и в Узбекистане решили пойти тем же путем.

Вообще-то об укреплении главной команды страны футболистами из России заговорили еще в конце прошлого года, накануне Азиатских игр. Речь, в частности, шла о Кутарбе и Парцикяне, но что-то сорвалось. Сборная тот турнир с треском провалила. После поражений от Японии - 1:8 и Саудовской Аравии - 0:5 прежнее руководство было отправлено в отставку, а у руля команды встал известный российский тренер Владимир Сальков.

- Из узбекских игроков я хорошо знал только легионеров - Шацких, Касымова, Ирисметова, Лущана, Акопянца, Ширшова, - говорит Владимир Максимович. - Возможности же местных ребят были для меня загадкой. Зимой на сборах и в контрольных матчах просмотрел в деле около 60 лучших футболистов, играющих в чемпионате Узбекистана. И, признаться, был обескуражен. У большинства из них уровень оказался ниже, чем в первом российском дивизионе! В различных сборных Советского Союза и России, клубах высшей лиги я всегда работал с высококлассными мастерами. А тут людям приходилось объяснять элементарные вещи! Одно слово - ремесленники...

Так что подмога со стороны в такой ситуации была весьма кстати. Что для этого требовалось? Согласие футболиста, не заигранного за какую-нибудь сборную, а также клуба, которому он принадлежит. Последнее-то обстоятельство и стало для Салькова камнем преткновения. Его блокнот пестрел фамилиями потенциальных новичков, готовых принять узбекское гражданство, однако заполучить их оказалось делом нелегким. А виной всему абсолютная нестыковка календарей чемпионата России и отборочных матчей первенства мира в Азии. В разгар сезона расставаться с ведущими игроками на полтора-два месяца - кто же из тренеров на такое пойдет по собственной воле?!

- Я прекрасно все понимаю и обиды ни на кого не держу, - рассуждает Сальков. - По себе знаю, что потеря даже одного игрока не проходит бесследно для любой команды. Коллеги откровенно говорили: "Максимыч, помогу с удовольствием. Но только не в ущерб клубу". А ведь в Узбекистан готовы были приехать немало хороших футболистов из России. Некоторые даже сами мне звонили. В российской сборной бешеная конкуренция, и пробиться туда сложно. А сыграть на чемпионате мира мечтает каждый.

- На кого, если не секрет, вы рассчитывали?

- Была договоренность с Казаковым из "Уралана", Сафроновым из "Факела", торпедовцем Вязьмикиным. В начале года общался с президентом "Торпедо" Алешиным по поводу Литвинова и Даева, на которого в то время еще не обратил внимание Романцев. С такими опытными бойцами сборная, конечно, стала бы намного сильнее. Однако тренеры никого не отпустили. Аверьянов, например, сказал: "Без Сафронова мы вылетим в первый дивизион". Похожая история с Павловым: "Как только оформим выход наверх - сразу пришлю Казакова. А пока - извините". И так везде...

- А финансовый стимул присутствовал?

- Деньги интересовали всех в последнюю очередь. Главное - стремление попасть на чемпионат мира. Разумеется, у каждого футболиста сборной есть контракт, в котором оговорены условия оплаты. Но премиальные меньше, чем в российских клубах. Тут и сравнивать нечего.

- В вопросах комплектования вы имели карт-бланш или все-таки вас просили не приглашать в сборную слишком много "варягов", не имеющих узбекских корней?

- В этом смысле проблем не было. Все мои просьбы и пожелания федерация старалась выполнять. Подобная практика существует во многих странах.

- Она, к слову, повлияла как-то на ваше решение возглавить сборную Узбекистана?

- Ничуть. Перед этим я два года занимал в РФС должность директора спортивного департамента. А прежде где только не работал! Но никогда не был главным тренером национальной сборной. Потому и отправился в Узбекистан.

- А кто-нибудь из футболистов, которых вы хотели бы видеть в своей сборной, отвечал отказом?

- Лишь Рахимич и Каряка. С боснийцем беседовал вскоре после его перехода в ЦСКА. Он сказал, что ему нужно завоевывать место в составе, и он не хочет отвлекаться. А с Карякой в Болгарии, где мы и "Крылья" зимой проводили сбор, я трижды вступал в переговоры. Но он был непреклонен. Ждал, что его позовут в украинскую сборную. О российской же еще и не помышлял.

- Интересно, какой была ваша реакция на отказ Каряки? Все же тогда он был мало известен широкой публике.

- Я огорчился, потому что несколько раз видел Каряку в игре, и он оставил весьма приятное впечатление. Отличную рекомендацию дал ему и Касымов, который, кстати, также пытался уговорить Андрея. Тщетно. В мае, когда "Крылья" проводили в Москве матч со "Спартаком", я вновь приехал потолковать с Карякой. Но оказалось, что меня уже опередил Гершкович...

РОССИЙСКИЙ КВАРТЕТ

В итоге первыми российскими ласточками на узбекской земле стали хавбек Владимир Маминов и защитник Олег Пашинин из столичного "Локомотива". Хотя и они на предложение Салькова согласились лишь со второго раза.

- Предсезонка была в разгаре, мы и так с "Локомотивом" со сборов не вылезали, а ехать на них еще и с Узбекистаном, откровенно говоря, не испытывали ни малейшего желания, - объясняет Маминов. - Имелись и другие неудобства - пришлось бы много игр пропустить в клубе, да и надолго уезжать из дома не хотелось. Но чуть позже все-таки дали добро. Посчитали, что плюсов будет больше. В "Локомотиве" мы на поле выходили не часто, а в сборной Узбекистана и игровую практику можно было получить, а то, глядишь, и на чемпионате мира выступить.

На первом этапе отборочного турнира ЧМ-2002 Маминов с Пашининым играли постоянно. Затем "Локомотив" отдал Пашинина в аренду японскому "Санфречче Хиросима". В контракте было оговорено, что Узбекистан не будет настаивать на вызове игрока в сборную. А Маминов тем временем наконец-то сумел закрепиться в основе "Локо". У команды началась горячая пора в первенстве и Лиге чемпионов. И "выцыганить" у Семина ценного хавбека удалось лишь на одну игру - в Китае. Да и то, говорят, благодаря вмешательству министра путей сообщения и покровителя "Локо" Николая Аксененко.

Зато со второго этапа в сборной Узбекистана дебютировали еще двое наших соотечественников - вратарь "Крыльев" Алексей Поляков, а следом и полузащитник "Анжи" Руслан Агаларов, который, впрочем, провел всего один матч - в Ташкенте с ОАЭ.

- Мы на Агаларова давно положили глаз, но его приезд стал возможен только благодаря неожиданному переносу встречи Кубка УЕФА "Анжи" - "Рейнджерс", - вновь берет слово Сальков. - Президент дагестанского клуба Шихсаидов и главный тренер Маркаров пошли нам навстречу и разрешили Руслану сыграть за сборную. Но сразу после матча он вернулся в "Анжи". Что касается Полякова, то пригласить его мне посоветовал Касымов. С вратарями у нас была прямо беда. Некогда основной голкипер сборной Бугало получил травму и прочно осел на скамейке запасных в "Алании". Его дублер Сафонов в "Шиннике" тоже сидит в запасе, у третьего кандидата, Белякова, нелады с режимом. А мнению Касымова я доверяю. В "Крыльях" с Поляковым они вместе тренируются, а удар у Джалола один из лучших в стране. Кому, как не ему, оценить уровень мастерства вратаря? Он сказал мне, что Поляков ничуть не хуже Лавренцова, который в этом сезоне играет в "рамке" самарцев.

Узбекские газеты, кстати, цитировали слова Касымова, заявившего в интервью, что, будь его воля, в основу "Крылышек" он ставил бы Полякова. "Но Алексей относительно недавно пришел в команду, и тренеры, как мне кажется, до конца еще не разглядели вратаря. Что ж, тем лучше для нашей сборной", - добавил капитан узбекской дружины.

Кроме российских игроков сборная Узбекистана в этом году прописала у себя и малоизвестных болгар Георгиева с Деонисиевым. Оба в своих клубах давно пылятся на лавке, и уровень их, понятно, был невысок. Надолго в сборной они не задержались. Тем более что болельщики, быстро раскусив болгар и огласив вердикт: "Свои не хуже!" - не слишком-то их жаловали.

Чего нельзя сказать о наших ребятах. Нет, к чему скрывать, поначалу Ташкент встретил их настороженно. Кое-кто ворчал: "Ну зачем нам в сборной люди, не имеющие никакого отношения к стране?" Однако все разговоры прекратились после стартового матча с Тайванем, в котором хозяева победили - 7:0, а Маминов забил потрясающий по красоте гол в падении через себя.

МАМИНОВ НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЕТ

Длинноволосый полузащитник "Локо" мгновенно очаровал Узбекистан. По популярности конкурировать с ним может, пожалуй, только Касымов - лучший узбекский футболист всех времен, как полагают многие. Заполучить автограф Маминова считал своим долгом едва ли не каждый болельщик, приходивший на стадион. Журналы публиковали постеры с его изображением. А когда "Локомотив" перестал отпускать игрока, чаще всего главному тренеру сборной задавали один вопрос: "А приедет ли Маминов?" Сальков поведал, что все - от мальчишек до чиновников - затерзали его просьбами: "Ну сделайте хоть что-нибудь, чтобы Володя сыграл за нас!"

При этом пускали шпильки в адрес "Локомотива": "Маминов был не нужен, пока не сыграл за сборную Узбекистана. А теперь поняли, что это сильный футболист и ему нет замены".

- Смена обстановки, безусловно, пошла мне на пользу - и в игровом, и в психологическом плане, - говорит Маминов. - Надо было встряхнуться. Обычно в такой ситуации меняют клуб, а я просто на время уехал в сборную. Хорошо, что все вышло именно так. Сборная помогла мне почувствовать себя увереннее.

- Вы легко в ней адаптировались?

- Полторы недели на сборе в Руйте вполне хватило, чтобы с партнерами начали понимать друг друга. Народ-то там бывалый, почти весь в чемпионате России представлен.

- Волновались перед боевым крещением?

- Еще как! Боялся, вдруг публика меня не примет. Настрой на матч с Тайванем был сумасшедший! Особенно когда увидел переполненный 50-тысячный стадион. После первого тайма мы уже вели - 4:0, и все стало ясно. В перерыве тренеры что-то говорили о тактике и стратегии, но, не в обиду им будет сказано, я думал о каких-то глобальных вещах. О том, что мы оправдали надежды и подарили радость болельщикам.

- Вы сильно переживали, что из-за занятости в клубе не смогли потом присоединиться к сборной в решающих матчах?

- Конечно. Меня в то время частенько спрашивали: "А где вам больше хочется играть?" Что тут скажешь... И клуб, и сборная решали самые серьезные задачи. Но с "Локомотивом" мы столько лет грезили о Лиге чемпионов! И, наверное, правильно, что я остался в родном клубе. Это был мой долг. В Узбекистане знали о таком развитии событий, поэтому претензий ни у кого не было.

- Вырвались вы лишь на матч в Китае.

- Да я даже потренироваться в сборной не успел. Фактически прямо с самолета вышел на поле. Было очень тяжело. Я делал все, что в моих силах, но, увы, часто невпопад. Даешь, скажем, как в "Локомотиве", пас в зону, знаешь, что там должен быть игрок, а его почему-то нет. Или, наоборот, бежишь куда-то, ждешь передачу, а мяч летит совсем в другую сторону... Плюс "мой" игрок со стандарта нам гол забил. Я очень расстроился. Это был мой самый неудачный матч за сборную.

- Но не последний?

- Разумеется, нет. Буду и дальше играть за Узбекистан. Лишь бы поменьше было накладок с расписанием матчей клуба и сборной... Печально, что не попали на чемпионат мира, но впереди Азиатские игры. Тоже весьма престижный турнир.

- А говорят, с такой игрой, как в нынешнем сезоне, вы вполне могли бы оказаться и в сборной России.

- Теперь это все пустые разговоры. Я игрок сборной Узбекистана - и точка. Может, где-то в глубине души и обидно, но я ни о чем не жалею. Когда принимал это предложение, у меня не было ни единого шанса сыграть за сборную России.

- Ну и как, чувствуете уже себя на второй родине своим?

- Раньше я никогда не был в Узбекистане. Но нам устроили экскурсию по Ташкенту, мы побывали в нескольких музеях. Узнал много интересного. Конечно, чтобы проникнуться историей и культурой этой страны, там нужно долго прожить. Но в футбольном смысле я почувствовал себя узбеком.

ДАРВОЗАБОН РЕСПУБЛИКИ

К 27 годам жизнь не шибко баловала Алексея Полякова. Играл в родной белгородской области за команду "Химик". Принадлежала она заводу, выпускавшему стиральные порошки "Астра" и "Фея", знакомые, наверное, всем хозяйкам бывшего Союза. До обеда Поляков обычно грузил порошок в вагоны, а вечером шел на тренировку. Позже очутился в белгородском "Салюте", а уже оттуда Семин позвал его в "Локомотив", где он так и остался в тени Овчинникова и Нигматуллина. За пять лет в "Локо" Поляков провел всего два ничего уже не решавших матча. В этом году он перебрался в "Крылья", однако и там пока пребывает на вторых ролях. И вдруг - первый номер сборной Узбекистана!

- Как-то на базе в Самаре Касымов спросил у меня, не хочу ли я играть за сборную Узбекистана, - рассказывает Поляков. - Решил, что это шутка, но Джалол говорил совершенно серьезно. И я не размышлял ни секунды. Даже не поинтересовался, какая будет зарплата. В "Крыльях" никто не препятствовал. Напротив, поддержали и пожелали удачи. Для меня это словно подарок судьбы. Я ведь так хочу играть!

Дебютировал Поляков в выездном матче с Эмиратами. При жаре 45 градусов гости быстро выдохлись и были разгромлены - 4:1. Но единственный, к кому у тренеров не нашлось претензий, - Поляков. "Если бы не он, мы могли бы проиграть еще крупнее. Сколько раз он нас выручал!" - заметил Сальков. Впрочем, у самого вратаря на этот счет иное мнение:

- Да, что-то я отбил, но все равно четыре мяча - перебор. По правде говоря, думал, что это мой первый и последний матч за сборную. А после возвращения в Узбекистан все скажут: "Кого мы взяли - кучу голов пропустил!" А еще было страшно неудобно перед Касымовым. Но в следующей игре в Ташкенте забитые битком трибуны встретили меня на удивление тепло, даже скандировали мою фамилию. И от сердца сразу отлегло.

- Не робели играть при столь солидной аудитории?

- Чуть-чуть нервничал, но вскоре привык. Такая поддержка дорогого стоит!

- Освоились в Узбекистане быстро?

- Да, мне тут все нравится. Однажды Касымов пригласил к знакомым покушать плов в 5 утра. Это в Узбекистане, оказывается, такая традиция, когда у кого-то день рождения или свадьба. Собираются все родственники и друзья. Но съесть огромную тарелку плова в такую рань - о, это было посложнее любой двухразовой тренировки! (Смеется.) Целый день потом ничего есть не мог - только чай пил...

- По-узбекски много слов успели выучить?

- Два. "Рахмат" - это "спасибо". А "дарвозабон" - вратарь. Но в команде все говорят по-русски. Если честно, так комфортно, как сейчас в узбекской сборной, я не чувствовал себя еще ни в одной команде. Надеюсь, теперь наконец-то закончится черная полоса. Мне ведь в феврале уже 28 будет, а я пока нигде толком не играл. Пересидел, наверное, в "Локомотиве". Но стараюсь не отчаиваться. У каждого своя дорога. Вон, Уваров и Черчесов тоже долго своего шанса ждали...

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

- Вы довольны игрой российских футболистов? - спросил я у Салькова.

- Безусловно. Мы не ошиблись в этих ребятах. Они настоящие профессионалы и очень порядочные люди. И это моментально расположило к ним и узбекских футболистов, и болельщиков. Маминов вообще стал у них любимцем! Он и Пашинин обрели в сборной уверенность в своих силах, что помогло им по-новому раскрыться в клубе. Маминову не хватает лишь игровой наглости. Такой, допустим, как у Дроздова, который действует по принципу: "Свой - не свой, а на пути не стой!" А Поляков голкипер очень талантливый, но недооцененный. Реакция у него не хуже, чем у Нигматуллина, и по потенциалу, уверен, он даст фору половине вратарей высшего дивизиона России!

...Жаль, конечно, что такая компания не попала в Японию и Корею. А после поражения от Омана, поставившего крест на чаяниях сборной там сыграть, Владимир Сальков подал в отставку. Но жизнь на этом не заканчивается. И в Узбекистане по-прежнему уверены, что гвардейцы из России еще принесут сборной немало пользы...

Александр КРУЖКОВ

Ташкент - Москва