Газета Спорт-Экспресс № 241 (2734) от 19 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

19 октября 2001

19 октября 2001 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. "БАВАРИЯ" - "СПАРТАК" - 5:1

ВЗГЛЯД ИЗ ГЕРМАНИИ

А РОБСОН ЛУЧЕЗАРНО УЛЫБАЛСЯ...

Ефим ШАИНСКИЙ

из Мюнхена

Дэвид Коперфилд за несколько дней до матча потряс Германию. Знаменитый маг заранее предугадал все выигрышные цифры популярной в стране лотереи. Не надо было быть Коперфилдом, чтобы перед игрой "Баварии" и "Спартака" сделать в тотализаторе ставку на победу мюнхенцев.

Само по себе поражение от нынешнего клубного чемпиона Европы, тем более на его поле, вещь не из ряда вон выходящая. Мадридский "Реал", например, в двух последних Лигах шесть раз сражался с "Баварией" и пять раз уступил. Но проиграть можно по-разному. Покидая в среду вечером "Олимпиаштадион", я лично испытывал чувство стыда.

Откровенно говоря, наш футбол в Германии, по существу, не знают. Когда я пытаюсь заговорить о нем с кем-нибудь из болельщиков, то обычно слышу, мягко говоря, ироничные высказывания, в которых фигурируют такие слова, как "мороз", "Сибирь", "водка" и "дафай-дафай!". Порой чувствую не слишком уважительное к себе, как к представителю российского издания, отношение и со стороны сотрудников пресс-служб некоторых клубов бундеслиги. Когда прошу об аккредитации на какой-нибудь матч, они дежурно улыбаются и наверняка про себя думают: "Ах, этот журналист из России, где в футбол играют в грязи или на снегу... Получит пропуск в последнюю очередь - если кто-нибудь из наших газетчиков не придет". Уверен, после того, что показал в среду "Спартак", уважения к российскому футболу уж точно не прибавится.

В Германии зрители охотно аплодируют всегда - даже не слишком умелому артисту или выскочке-оратору на людном перекрестке. Когда же какой-нибудь из футбольных клубов, предположим, третьей лиги, отдав все силы борьбе, уступает в кубковом матче сопернику рангом повыше, болельщики и вовсе стоя устраивают овации проигравшему. Поздним же вечером в среду после финального свистка на мюнхенском "Олимпиаштадионе" аплодисментов в адрес "Спартака" я не услышал. Даже добренький германский зритель не поощряет безволие, апатию, безразличие и безответственность, сквозившие в действиях большинства спартаковцев.

Меня, наблюдавшего за матчем через объектив фотоаппарата, например, возмутил Робсон. При счете 1:4 он с лучезарной улыбкой расхаживал по полю, явно заискивающе заглядывая в глаза соперников. О тактическом же "арсенале", предложенном москвичами, и говорить не хочется. Проходной двор в защите (четыре из пяти мячей влетели в ворота Левицкого после передач баварцев с правого фланга), никакой пробивной силы в атаке. Пытаясь сыграть, так сказать, по-современному, спартаковцы явно подзабыли свои фирменные "стеночки" и забегания (они хоть и не всегда приносили результат, но хотя бы радовали глаз), зато пока так и не научились эффективной игре в рациональной, жесткой, силовой манере. В общем, никогда еще "Спартак" не представал в Германии таким беспомощным и серым.

Помню, в феврале перед первой встречей соперников в Мюнхене в прошлом турнире Лиги все говорили о том, как трудно будет лишенным игровой практики спартаковцам противостоять уже выступавшей в национальном первенстве "Баварии". Многие наши специалисты еще сокрушались: мол, сыграли бы мюнхенцы с москвичами осенью, когда российский чемпионат на полном ходу... И вот октябрь, новая встреча с баварцами, и полный позор - 1:5. После нее февральское поражение в Мюнхене (0:1) просто греет душу. Дело, оказывается, не только в климатических условиях и игровой практике. Кстати, после зимних поединков с чемпионами Германии Романцев в сердцах кинул: "Бавария" - самый слабый из всех наших соперников в Лиге". Уже через несколько месяцев мюнхенцы выиграли главный европейский клубный трофей...

Жалко было в среду Титова. В феврале в Германии только и говорили о том, какой классный у спартаковцев диспетчер, а газеты пестрели информацией, что "Бавария", да и многие другие клубы, страстно желают его приобрести. Потом разговоры о Титове заметно поутихли, затем вообще прекратились. Трудно себе представить, что после 17 октября они когда-либо возобновятся...

Но еще более жаль было болельщиков, прибывших на игру из России и разместившихся в секторе за воротами. После первого и даже второго пропущенного голов группа поддержки все еще скандировала: "Спартак" - чемпион!" В концовке матча хор красно-белых уже затих. Ну а перед самым финальным свистком кто-то из болельщиков "Спартака" вдруг истошно заорал: "Дойчланд!".

После игры наши фаны не расходились и еще долго с потухшими глазами сидели на трибуне. Потом не спеша стали сворачивать развернутое задолго до игры большое красно-белое спартаковское полотнище. До следующего раза?