Газета Спорт-Экспресс № 181 (2674) от 10 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

10 августа 2001

10 августа 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

Старт второго круга "Ростсельмаш" провалил - две ничьи при трех поражениях. Что же случилось с командой, которая до того набрала в 8 турах 18 очков? Ответ пытается найти президент клуба Виктор Усачев.

Виктор УСАЧЕВ: "ПАНИКИ НЕТ И НЕ БУДЕТ"

ФУНДАМЕНТ ОКАЗАЛСЯ НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ

- Для нас серия неудач клуба до недавнего времени тоже выглядела загадочной и необъяснимой, - говорит Усачев. - Но теперь мы пришли к определенным выводам. В команде состоялось собрание, которое помогло, что называется, расставить точки над i.

- Выводы можно огласить?

- Мы долгое время тщательно скрывали, что у нас половина игроков травмирована. Многие футболисты выходят на поле на обезболивающих уколах. Сейчас делать из этого большую тайну уже нет смысла - результаты и игра команды говорят сами за себя.

- Вы анализировали причины такого большого количества травм?

- Не хотел бы, чтобы мои слова были восприняты как упрек Сергею Балахнину, работавшему с командой пять месяцев. Но что скрывать: сборы "Ростсельмаш" провалил. Фундамент был заложен плохой - да не обидится на меня Балахнин.

- Но при чем тут провал на старте второго круга?

- Анатолий Байдачный, когда пришел, нагрузил команду. И игроки, если применить строительную терминологию, начали трещать и ломаться. Базы-то, которая помогла бы выдержать объем работы, предложенный новым тренером, не было. Я уверен: Байдачный, изрядно нагружающий футболистов даже сейчас, прав. Если команда хочет претендовать на серьезные места, побеждать постоянно, а не от случая к случаю, она и работать обязана соответствующим образом.

- Даже когда стало ясно, что от такой работы команда просто рассыпается?

- Надо искать золотую середину. Да, функционально игроки не выдерживают, мы вынуждены постоянно менять состав, причем сразу на трех-четырех позициях. Но это - явление временное, а трудности носят объективный характер. Паники в коллективе и вокруг него нет и не будет. Пусть тренеры работают и думают, что делать.

ПУСКАЙ У ТРЕНЕРА СЛОЖНЫЙ ХАРАКТЕР

- Иначе говоря: Байдачный, как жена Цезаря, вне подозрений, и кредит доверия ему по-прежнему велик?

- Да. Анатолий Николаевич будет работать, как работал и как считает нужным. Надеюсь, сердце у него уже прошло. Он смотрел за матчем с "Ротором" из ложи VIP - его же дисквалифицировали, на скамейке сидеть не имеет права. Потом ему стало плохо, и он уехал. Сейчас вроде бы чувствует себя лучше. В Новогорске, уверен, он приведет игроков в чувство. Кстати, решение, что команда будет готовиться к играм в Ростове, я считаю ошибочным. В этом тоже одна из причин наших сегодняшних неудач. Дома у "Ростсельмаша" нет нормальной базы. Плюс жара.

- Но, отправляя команду в Подмосковье, вы рискуете вызвать волну критики? В Дагестане, например, к факту переезда "Анжи" в Новогорск болельщики отнеслись крайне болезненно.

- Дагестан - одно, а Ростов - другое. Меня болельщики поймут. Для них важнее, чтобы команда побеждала. А где она будет ковать свой успех - дело тренеров и клуба.

- У Байдачного репутация сложного человека, не любящего и не умеющего проигрывать. Может, серия неудач сказалась на климате в команде и на ваших с тренером отношениях?

- Не сказалась. Она, быть может, на здоровье Анатолия Николаевича сказалась. Да, Байдачный - человек с непростым характером. Но он - личность, а главное - тренер, знающий предмет. Я долго его уговаривал принять "Ростсельмаш", он не раз отказывал. В итоге мы его все же получили, чем довольны. С ним можно поднять футбол Ростова на новую высоту. А с характером Байдачного мы как-нибудь разберемся. Важнее, чтобы тренер знал дело, пусть обладая сложным характером, а не наоборот.

- Байдачный и Балахнин работают бок о бок. Вообще остался в команде весь прежний штаб. Со стороны - странный союз, учитывая нормальные амбиции людей, которых отстраняют от работы.

- Вы сами говорите - со стороны. На деле - ничего странного. Балахнин жизнь посвятил "Сельмашу". Атмосфера в команде и тренерском штабе - творческая и вполне доброжелательная. Меня однажды Байдачный пригласил в общежитие команды. Мы неформально пообщались с тренерским штабом, причем не пять минут. Я имел возможность увидеть, как все происходит в тренерском коллективе изнутри. Застолье, знаете ли, во многом помогает разобраться. За ним долго оставаться наигранно веселым сложно. Байдачный умело использует сильные стороны помощников, что делает ему честь. Например, командировка нескольких игроков в Нижний - коллективное решение всего штаба. Да, отвечает главный тренер, но работают на результат все.

ОБЪЕДИНЕНИЕ СО СКА НЕВОЗМОЖНО

- У ростовского футбола богатейшая история. Как же вышло, что у главной команды города нет нормальной базы?

- "Ростсельмаш" долгое время был в тени СКА - команды, у которой хорошая база есть. Но и мы базу построим. Сейчас идет проектирование здания, полей. Мы посчитали оптимальным вариантом построить дом для команды почти в центре города - рядом со стадионом, в парке. Губернатор Владимир Чуб открыл зеленую улицу и поддерживает нас в этом деле.

- А не проще было объединиться со СКА?

- Не проще. По своей должности я занимаюсь не только "Ростсельмашем". В круг моих интересов входят все клубы области, СКА в том числе. Команда сейчас лидирует в своей зоне, намерена вернуться в первый дивизион. У нее своя яркая история, свой зритель, своя гордость. При этом история "Ростсельмаша" куда скромнее, чем у СКА, - глупо это оспаривать. Слияние двух городских клубов в один сейчас невозможно. Да, с точки зрения здравого смысла, консолидации средств, сил - это здорово. Но есть масса подводных камней. Как, к примеру, назвать команду? СКА и "РСМ" - марки, причем раскрученные. Терять такие звонкие имена глупо. Слить их в одну, двойную, - тоже не лучшее решение. Нет, пусть будет два коллектива. К тому же с военными объединяться всегда трудно.

- А какой будет политика руководства области в отношении к двум клубам?

- Поддерживать обе команды. Приоритет отдается тому, кто на данный момент сильнее, у кого выше достижения.

СОТРУДНИЧЕСТВО СО "СПАРТАКОМ" БЕСПЛАТНЫМ НЕ БУДЕТ

- Кстати, о достижениях. Зимой команду нацеливали на место в шестерке, потом речь шла о том, чтобы уцелеть в элите, затем в городе снова заговорили о высоких целях. А что теперь?

- Вылететь мы не боялись - у меня и мыслей таких не возникало. Задачу о месте в шестерке лучших никто не отменял. Безусловно, я реально смотрю на вещи - таблица чемпионата под рукой, на рабочем столе. Сегодня нам важно зацепиться за восьмерку лучших, которая пытается уйти в отрыв от второй восьмерки. Если мы на подножку, образно говоря, вскочим, будет неплохо. Очки ведь осенью считают. Пока у нас в планах погоня за "Сатурном", "Соколом", "Торпедо".

- За год клуб приобрел 17 футболистов - Близнюка, Шмарко, Микитина, Адамова, Морозова, Гетьмана, Кондратьева, Уразбахтина, Осинова, Кенкишвили, Хизанейшвили, Идриса, Йовича, Жданова, Крушчича, Тумиловича, Злыднева. Много - полтора состава. Вы довольны результатами селекции?

- Сложно сказать. Примерно в половине игроков мы не ошиблись. Это хорошо или плохо? Наверное, зависит от того, какие требования выдвигать, как оценивать... Кстати, в последний день мы заявили еще ганца Баба Адаму.

- Словом, пока Байдачный не может пожаловаться на начальство. Он ведь при назначении публично заявил, что останется в Ростове, пока клуб покупает, а не продает игроков. И пока вы отвергаете все варианты о продаже лидеров.

- Мы, повторю, намерены составить конкуренцию отнюдь не аутсайдерам. Поэтому не могло быть и речи о продаже лидеров сейчас. Но если зимой нам поступит предложение, которое устроит клуб и футболиста, оно, безусловно, будет рассмотрено. С Байдачным у нас договор - садимся, думаем, вместе решаем. Отпустим игрока, если будем видеть: замена найдется. В межсезонье это сделать проще, чем сейчас.

- Донором "Ростсельмаша" в последнее время стал "Спартак", откуда за два месяца к вам пришли 4 игрока, причем Хизанейшвили и Злыднев приехали прямиком из Москвы. Сотрудничество клубов стало возможным благодаря появлению в руководстве "Спартака" ростовчан - Александра Шикунова и Андрея Червиченко?

- Безусловно, появление Шикунова на ключевом посту в "Спартаке" дало толчок развитию наших связей. Они, правда, и прежде были, но активности, наверное, не хватало. Хочу лишь подчеркнуть: наше сотрудничество с чемпионами - не бесплатное. Ни нам, ни москвичам благотворительность не нужна. Добрые отношения со "Спартаком" строятся с позиции взаимовыгодного бизнеса.

- Ваш стадион назван "Спартаком" запасным для Лиги чемпионов. Чья это инициатива?

- Спартаковцев. Они позвонили нам, а мы такому варианту очень обрадовались. Это шанс для Ростова увидеть праздник большого футбола своими глазами.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ