Газета Спорт-Экспресс № 165 (2658) от 23 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

23 июля 2001

23 июля 2001 | Парус

ПАРУСНЫЙ СПОРТ

СЛУХИ О СМЕРТИ ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ

КАК ПРОЙТИ БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Сколько судов за историю мореплавания пропало в зловещем Бермудском треугольнике, точно не знает никто. До недавнего времени многим казалось, что в нем в полном составе сгинул и наш парусный спорт. К счастью, это не совсем так. Хотел написать "совсем не так", но настолько врать в спортивной журналистике не принято.

СКОЛЬКО У НАС ЯХТСМЕНОВ?

Точного ответа на этот вопрос не знает никто. Пользуясь информацией, полученной от друзей-яхтсменов, могу привести некоторые цифры. В 1946 году в СССР было зарегистрировано 4000 яхтсменов. Пик пришелся на 1972-й - 32 000, потом был некоторый спад, а сейчас Федерация парусного спорта считает, что занимаются этой дисциплиной примерно 22 000 человек. На самом деле яхтсменов гораздо больше. И объясняется это просто.

Не так давно известный среди российских парусников Анатолий Кондаков вновь, после почти восьмидесяти лет забвения, запустил в обращение термин "яхтинг". И тут требуется небольшой исторический экскурс. Вообще-то само слово "яхта" не русское, как и большинство морских терминов, - они у нас староголландские, завезенные Петром Первым и с тех времен "обрусевшие". Но прижились, как, к примеру, слово "футбол". Под термином "яхтинг", как и в начале прошлого века, подразумевается любая деятельность на море, осуществляемая на лодке под парусами. Таким образом, любой, занимающийся яхтингом, - яхтсмен. И многие из них в федерацию не вступают, задавая тривиальный вопрос: а что мне это даст?

Платить членские взносы просто так никто не хочет. Конечно, приятно получать вестник "Яхтинг в России", но этого маловато. Еще положен значок, очень красивый - рублей сто настоящий яхтсмен за него бы выложил. Но, согласитесь, этого все-таки мало. Правда, сейчас на старт любой регаты, внесенной в календарь федерации, допускают всех желающих - разумеется, при наличии у рулевого классификационного билета и уплаты стартового взноса. Но в зачет идут результаты только экипажей, состоящих из членов ФПС. А каждому хочется знать свое место по сумме нескольких гонок, хочется привезти в клуб официальную бумагу, дома похвастать, не говоря уже об упоительной возможности зимним вечером, разглядывая протокол, вздохнуть: эх, протяни мы тогда галс метров на пятьдесят дальше и поймай тот заход ветра... Так что многие платят членские взносы именно ради этого.

Другой момент, вызывающий недоверие к федерации. Бытует мнение, что занимается она только олимпийскими классами - другие ее не интересуют. Да, так действительно было до недавнего времени. Причина - противостояние с Западом: нам нужно было "догнать и перегнать" прежде всего США, все было подчинено именно этой цели, и наше государство поддерживало в первую очередь олимпийские классы. В Америке, впрочем, происходило то же самое. Там ведь парусный спорт традиционно куда более развит, чем в России, но олимпийские классы отнюдь не популярны. Поэтому правительство давало дотации на их развитие, и это, плюс возможность завоевать олимпийскую славу, привлекало спортсменов.

Теперь никому ничего доказывать не надо, спортивные успехи вызывают законное чувство гордости без примеси политической демагогии относительно преимуществ той или иной системы. Мир парусов настолько велик, что олимпийский яхтинг - лишь часть его, не более. Я ни в коем случае не призываю забыть об олимпийцах. Просто надо воспринимать мир таким, какой он есть. А не переделывать - это мы уже проходили в прошлом веке.

МИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

Олимпийские классы теряют популярность не только в России, но и во всем мире. Численность вымпелов постоянно сокращается, и на это есть объективные причины. Во-первых, не настолько привлекательны маленькие, неудобные лодки, требующие специальной подготовки. Во-вторых, они дороги и капризны в содержании. В-третьих, о чемпионатах мира или Европы большинство спортивных изданий сообщают в разделе "статистика", по телевидению их не показывают и вообще вспоминают о них только во время Олимпийских игр, когда каждый обладатель медали попадает в центр внимания прессы.

Всеобщий же интерес привлекают большие лодки и большие гонки. А виновато в этом... телевидение. Старт кругосветки или "Фастнета" транслируют крупнейшие телекомпании мира, нагоняя в стартовую зону и катера, и вертолеты, и даже дирижабли. Количество аккредитованных журналистов во много раз превышает число участников. Это событие непременно входит и в новостные выпуски. Более того, уже и на лодках устанавливают миниатюрные видеокамеры и передающие антенны, так что с помощью спутниковой связи трансляции идут прямо из центра Атлантики или Тихого океана. Спонсоры потирают руки, подсчитывая статистику телепоказов и с удовлетворением отмечают, на сколько процентов увеличилась продажа пива "Уитбред" или "Стейнлагер".

Большие компании охотно дают большие деньги на большие лодки, которые участвуют в больших гонках. У нас, пожалуй, только нефтяные и газовые гиганты могли бы заявить о себе на весь мир, да и то не с целью увеличения сбыта продукции, а скорее, ради имиджа, что для солидной фирмы тоже важно.

КАК ХОККЕЙ В ГДР

Можем ли мы участвовать в чемпионатах мира и Олимпийских играх? Конечно. Нужно только подобрать способных молодых людей и девушек, регулярно закупать для них современную материальную часть, дать возможность тренироваться круглый год, платить стипендию, которая обеспечит нормальное существование, отправлять на традиционные регаты, чемпионаты мира или Европы. Кстати, во времена Спорткомитета СССР однажды подсчитали, какой вид спорта самый затратный. Подозревали, парусный, а оказалось - тяжелая атлетика. Так что расходы не так уж и велики.

Сколько нужно экипажей? В каждом классе по три. Кто-то скажет: в чем вопрос? А в том, что раз в два года надо будет закупать по три новые лодки в каждом классе, ежегодно - по три комплекта парусов, не считая прочего снаряжения, содержания тренеров и технического персонала, транспорта для перевозки лодок.

Словом, вариант развития хоккея с шайбой в бывшей ГДР, где были всего две команды - "Динамо" (Берлин) и "Динамо" (Вайсвассер). Играли они друг с другом весь сезон - в общей сложности около тридцати матчей. Но сборная-то регулярно выступала в чемпионатах мира и временами даже одерживала сенсационные победы. Массовости не было, зато был результат. Так почему бы нет?

"Бэушные" лодки и паруса можно передавать в яхт-клубы, чтобы на них практиковались мальчишки и девчонки. Не надо думать, что это моя выдумка. Так было и в прошлом - гонщикам сборной доставалась лучшая матчасть, а то, что им было негоже, отдавалось в клубы. Просто в минувшем десятилетии дела в материальном плане шли настолько плохо, что система рухнула. Бедолаги гонщики ринулись искать себе спонсоров. Кому-то, как, например, Георгию Шайдуко, повезло - его взяла под крыло фирма "Гутаспорт". Заодно получили возможность попытаться стать олимпийцами и его подшефные - экипаж Андрея Кирилюка на "Торнадо". Впрочем, они сейчас гоняются во всех регатах, на чем угодно. Мастерству это не вредит.

- Надежд на Госкомспорт мало, - признался мне Шайдуко. - А вообще-то я собираюсь сесть на "Звездник", который вернулся в олимпийскую программу после того, как из нее выкинули "Солинг". Но надо сначала закупить "Звездник", потом его освоить, начать выступать на регатах, чтобы получить олимпийскую лицензию...

- Мы во всех классах можем претендовать на участие в Олимпиаде?

- Думаю, нет. Но есть шансы у ребят и девушек на "470", на "Лазере", на катамаране, да и в "Европе" что-то проклевывается на горизонте.

Другой, свежий пример удачного спонсорства: на недавней Балтийской регате в классе "470" первенствовала лодка "Флагман" (экипаж - Александр Гетун и Анатолий Ковешников из Владивостока). Можно порадоваться за ребят и поздравить спонсора, давшего лодке имя, с правильным выбором - такие ведь и на Олимпиаде могут "выстрелить". Правда, спонсору придется набраться терпения: Игры в Афинах состоятся через три года.

Без спонсора яхтсмену сегодня никак нельзя - и есть будет нечего, и ходить не на чем. Беда ведь еще и в том, что наша промышленность спортивным судостроительством не занимается, и покупать лодки приходится за рубежом. Собирался знаменитый Виктор Языков строить корпус в России, благо есть у нас и технологии, и уникальное оборудование. Так, только в Москве есть печь, где можно изготовить из углепластика двадцатиметровый корпус. Казалось бы, получай заказы со всего света. Но Языкову заломили такую цену, что оказалось - дешевле все сделать в Италии. А промышленники жалуются, что заказов нет...

КЛАСС "БЕКАС"

В 1993 году мой давний товарищ по работе в ТАСС Игорь Макурин, когда мы встретились в Нью-Йорке, убедил меня поговорить с американцем, которому наша федерация парусного спорта никак не отвечала на письма. Бертон Итон оказался брокером с Уолл-Стрит, предлагавшим начать развивать в России класс "Снайп". Я по инерции поинтересовался, есть ли у этого класса перспективы стать олимпийским. Почтенный джентльмен замахал руками: "Ни в коем случае! Мы не хотим, чтобы нас включили в олимпийскую программу, чтобы наши лодки начали строить из углепластика, как гоночные машины, чтобы у нас начались гонки по принципу "победа любой ценой".

Итон и его друзья полагали, что найдут в России единомышленников - людей, желающих просто получать удовольствие от паруса. И нашли! Я привез домой их материалы и чертежи, наши ребята съездили в Америку, причем американцы, зная наше тугое положение, и приглашения прислали, и приняли, как гостей. Ребята погонялись на предоставленных хозяевами лодках и показали неплохой результат. Теперь успешно развивают этот класс в России под названием "Бекас", не обращаясь ни в какие спорткомитеты за деньгами. Оказывается, можно чем-то заниматься просто ради удовольствия...

В 80-е годы я как-то разговорился с голландцем Вимом ван Аккером - президентом международной ассоциации буеров класса DN. Заикнулся о том, что буера могли бы претендовать на место в программе зимних Олимпийских игр. Реакция была однозначной: ни в коем случае! Не хотим, сказал голландец, чтобы хороший вид спорта превратился в "битву". А ведь буеристы хорошего класса есть и у нас в России: выигрывали чемпионаты мира и Европы, сами мастерят лезвия коньков, добывая какую-то особенную сталь. И при этом знают, что никто и никогда их не наградит, в отличие от коллег из олимпийских видов. Словом, романтики в чистом виде.

Интересно, как относится к такому подходу президент Международной федерации парусного спорта канадец Пол Хендерсон? "Я их прекрасно понимаю, - сказал он мне. - Дело в том, что участие в Олимпиаде требует нацеленности на победу, особого отношения к соперникам, когда каждого считаешь чуть ли не врагом. Какая уж тут радость общения... А вот соревнования в неолимпийских классах скорее похожи на семейные встречи".

В Москве во время недавней сессии МОК мы встретились еще с одним известным яхтсменом - бывшим королем Греции Константином. Я попросил его поделиться самым ярким воспоминанием от олимпийской регаты 1960 года в Неаполитанском заливе, когда он стал чемпионом в классе "Дракон".

- Мы подошли к пирсу, - рассказал Константин, - я сошел на берег и двинулся туда, где стояли мои родные и друзья. И вдруг почувствовал, что кто-то дергает меня за рукав. Оглянулся и увидел парня из русской лодки. Он поздравил меня с победой - пожал руку и показал большой палец. Поговорить мы не могли, поскольку не знали языка друг друга, но этот искренний порыв мне больше всего и запомнился.

КУДА ИДЕМ?

Моряки не говорят "плывем" - "плавает цветок в проруби". Яхта идет. Сейчас, после минувших полутора десятков лет, когда, по сути дела, все мы "плавали", парусный флот России начал выправлять курс.

Нет, этот период не был совсем уж потерянным: наши гонщики выступали на различных регатах, добивались путевок на Олимпиаду. Но в яхт-клубах повсюду закрывались детские школы, новые лодки, и снаряжение не закупались, флот еле держался на плаву. Чтобы мальчишка или девчонка стали гонщиками, требуется заниматься парусом лет пятнадцать, а на высоком уровне удается продержаться лет шесть. Вот и считайте, на сколько лет мы отстали от самих себя. Но уже появились обнадеживающие моменты - в том же "Труде", "Воднике" на подмосковном Клязьминском водохранилище возобновили работу детские школы, начали проводиться регаты для юных яхтсменов. Все больше пап и мам собирается на берегу Останкинского пруда, когда там гоняется ребятня...

Недавно мы говорили с бывшим главным тренером сборной СССР Юрием Пильчиным, при котором наша эскадра добилась своего самого большого успеха на олимпийской регате-76.

- На Западе кое до чего, что было нашим ноу-хау, уже дошли, но кое-какое "секретное оружие" у нас осталось, - сказал он. - Если найдется кто-то, готовый заняться делом всерьез, передам все свои конспекты...

Наиболее бурное развитие переживает сейчас крейсерский флот. Регаты проходят во многих городах и собирают все больше вымпелов. Призы учреждают самые разные организации - начиная с банков и кончая ресторанами. Под Москвой на Пироговском водохранилище все популярнее становится, например, регата "95 градусов". Название у нее не от спирта - он, как известно, должен быть 96-градусным, а от ресторана на сваях, вбитых именно под углом 95 градусов. Всеволод Ханчин, который в свое время организовал концерт Владимира Высоцкого в Самаре, за что имел неприятности, проводит "Регату Высоцкого": они вместе с великим бардом несколько раз ходили под парусами по Волге. С каждым годом число участников растет.

А таганрогские фестивали паруса уже гремят на всю страну: многие отпуска подгадывают, чтобы приехать в этот приазовский город. Конечно, Таганрог не Плимут и не Хобарт, но все начинается с первого шага, так отчего нам не гордиться тем, что имеем? Гордиться можно и тем, что наши яхтсмены-крейсеристы уже имеют хорошие достижения в походах и крупных гонках - вспомните о кругосветной гонке Виктора Языкова, о "Фастнете" катамарана "Иван", о походе Николая Литау, о путешествиях Федора Конюхова.

Совсем недавно в подмосковный яхт-клуб "Водник" приезжали Пол Хендерсон и член МОК, участник шести Олимпийских регат финн Петер Талльберг. Довольно долго говорили об олимпийской программе, а потом обернулись на гавань, увидели впечатляющее число крейсеров - и согласились, что надо смотреть на проблемы шире...

И еще о Бермудском треугольнике. История мореплавания знает немало случаев, когда судам удавалось миновать этот мистический район и продолжать поход. Российскому парусному флоту, похоже, это тоже удалось. Семь футов ему под килем!

Всеволод КУКУШКИН