Газета Спорт-Экспресс № 160 (2653) от 17 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

17 июля 2001

17 июля 2001 | Остальные

Авиаспорт, былая гордость и страсть страны, не только выжил и продолжает приносить России медали и кубки, о чем "СЭ" писал неделю назад. Он обогатился целым рядом дисциплин, которых во времена Чкалова существовать не могло в принципе. С медалями там пока не очень, но это ли главное?

ЛАКОМСТВО ДЛЯ КУЗНЕЧИКОВ

Интересное существо человек: сам придумывает всякие технические приспособления, облегчающие жизнь, и сам же ее старается как можно сильнее осложнить. Уж насколько комфортабельно и безопасно можно в наши дни передвигаться что по земле, что по воде, что по воздуху. Но людская фантазия от этого делается только неуемнее, изобретая все новые способы поднять в крови адреналин.

Начинается с забавы, с эксперимента, с погони за острыми ощущениями. Самолет или планер - весело, но еще веселее сигануть с горы, повиснув под дельтавидным крылом. Можно прыгать с парашютом - но отчего бы не приспособить его для полетов по горизонтали? А если моторчик приделать, как у Карлссона? И раз на доске катаются по волнам или снегу, то чем хуже воздух?

Потом возникает мысль посоревноваться с такими же, как ты. Потом оказывается, что таких, как ты, очень много, и это уже новый вид спорта - с чемпионатами, федерациями и медалями. Развиваются такие виды не так, как традиционные. Там все начиналось с организованной массовости - "Все в ОСОАВИАХИМ!" Здесь - с чистой самодеятельности. Там - с решения прикладных задач: из аэроклубов выходили будущие военные асы, из парашютных секций - десантники и диверсанты. Здесь - с удовольствия, не отягощенного заботой об укреплении обороноспособности Отечества.

А суть в общем-то одна - хотелось летать. И нормально, что теперь есть соревнования, где выступают и летчики в погонах, и по определению чуждые дисциплине экстремальщики. На недавних вторых Всемирных воздушных играх в Испании они были в одной команде, которую собирала Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), внучка того самого ОСОАВИАХИМа. Самодеятельность стала организованной, и это, наверное, неплохо. А заорганизованность вольным летунам все равно не грозит.

ВОЗДУХ НЕ ПУСТОЙ

"А ну, помогай! К земле, к земле прижимай!" Повинуясь команде, наваливаюсь на стойку дельтаплана, который подо мной вздрагивает и поводит крылом как живой - вот-вот улетит. С другой стороны оживший аппарат обуздывает его пилот Наташа Хамлова. Сидели, разговаривали - и на тебе, смерч! Маленький, но вредный: носится зигзагами, точно забавляясь, пытается сбросить с горы усеявшие ее дельтапланы. Поняв, что с нами не справиться, исчезает так же внезапно, как появился. Можно садиться и беседовать дальше - до следующего. Они тут часто хулиганят.

На голой каменистой вершине под безжалостным андалузским солнцем мы торчим уже часа два. Не позавидуешь дельтапланеристам: каждое утро грузятся на машины и трясутся из крохотного городка Альгодоналес по пыльному серпантину в горы. Забравшись на верхотуру, распаковываются, собирают аппараты - и сидят, поджариваются, ждут: будем летать, не будем? Если старта так и не дали, все в обратном порядке: разобрали, погрузили - поехали вниз. Многие, правда, все равно летят - не в зачет, а для себя.

- Тут каждый душу отдаст, только бы полетать, - говорит Наталья. - Но сегодня, похоже, стартуем. Вот так всегда: соревнования заканчиваются - погода начинается.

- Что значит начинается?

- Термики хорошие, вертикальные потоки то есть. Нашел подходящий - и быстро высоту набираешь. А в иные дни просто аквариум какой-то: крутятся все возле старта, наверх уйти не могут.

Далеко внизу по шоссе бегут букашки-машинки. Под нами парит орел, совсем близко на неожиданной высоте возникают ласточки. Воздух - совсем не пустота, он наполнен живой и неживой материей, и все, что в нем встречается, дельтапланеристу небезразлично.

- Ласточки - это хорошо, - просвещает меня Наталья. - Значит, там мошкара, а она сюда не сама поднялась, ее восходящим потоком принесло. За орлом тоже поглядывать надо, он нам помощник. Да чего только в воздухе не встретишь! И траву, и мусор всякий. Я вот раньше без очков летала, пока в глаз жука не получила...

ЦЕНА РЕКОРДА - ЖИЗНЬ

Ниже нас уже битый час бродит, не обращая внимания на исцарапанные колючками ноги, другая Наталья, Петрова. "Наташка, да брось ты его, ради Бога! - кричит ей сверху Хамлова. - Там же скалы, сорвешься! Я тебе такой же подарю, честное слово!" И мне: "Вот малахольная! Ведь первый день как на ноги встала!"

Наташа Петрова ищет GPS - главный навигационный прибор всех летунов. Потеряла она его три дня назад, когда в том самом аквариуме столкнулась с американцем Марком Малхолландом. Оба рухнули вниз. Наталья успела перед самой землей раскрыть парашют и отделалась ушибами и ссадинами. Американец сломал таз, ребра, проткнул легкое. Теперь он в больнице, а Наташу все поздравляют: в рубашке родилась. Она отвечает невеселой улыбкой: дельтаплан-то - в хлам, а он арендованный и стоит четыре с лишним тысячи долларов. Поди расплатись. Да и GPS жалко - две сотни.

- Мы аппараты обе напрокат брали - со своими сюда соваться нечего, - поясняет Хамлова. - Старенькие они у нас, а мы новые взяли, французские. Хотелось опять результат показать (на Играх-97 Наташа взяла серебро. - Прим. Б.Б.). Теперь уж ясно: не покажем...

- Почему?

- Разные причины - тактические ошибки, Наташка упала... Но главное - летаем мало. У нас средний налет - 50 - 70 часов в год. На Западе 130 - любительская норма, а у профи по 300 и больше. Ездят на все турниры, в Бразилию, в Австралию, круглый год. Куда нам! В каждой поездке копейки считаем, чтобы на следующую сэкономить. А дома сезон короткий.

Петрова из родного Новокузнецка переехала в Пятигорск - поближе к горам. Хамлова живет в Волгограде, где вместо гор - степь. Раньше ездила летать на Дон, там берег высокий. Потом муж, он же первый тренер, пересел на мотодельтаплан, и теперь летать можно дома - есть личный буксировщик.

- Научил на свою голову, вот и расплачивается, - смеется она. - Причем и в буквальном смысле слова. Он же и спонсор мой: деньги зарабатывает, а я трачу. Девчонки завидуют.

- Наташа, а рекорд высоты в дельтаплане есть?

- (После паузы.) Наверное. Только если и есть, то тех, кто его установил, нет уже.

- Почему?

- Летаем мы вообще-то до нижней кромки образования облаков. Выше опасно: попадешь в грозовое облако - там потоки, из которых не выбраться. Может выкинуть на 12 - 13 тысяч, где конец один - замерзнешь насмерть. Так погибли несколько человек в Италии, над озером Комо.

- И никаких шансов?

- Есть минимальный: отцепляться и падать. Но парашют у нас маленький, падение с такой высоты почти не затормозит. Один спасся. Остался калекой на всю жизнь.

Она замолчала, а я представил себе эту картину: высоко над облаками ветер швыряет неуправляемые дельтапланы, а под ними мотаются замерзшие трупы. И на раскаленной горе секундный холодок пробежал по телу.

БАРЫШНЯ И ДЕЛЬТАПЛАНЕРИСТ

Приятно любоваться тем, как легко рассекает воздух на головокружительной высоте человек под крылом дельтаплана или куполом параплана. Завидно. Но занимается-то он делом не только красивым и романтичным, но и очень опасным.

- Стоит, значит, парапланерист с барышней на обрыве. Она: "Милый, посмотри, какая красота!" Он смотрит - и бежит к краю, где прямо с обрыва его наизнанку и выворачивает.

Николай Шорохов, для которого соревнования в Испании - четвертый чемпионат мира и вторые Воздушные игры, знает, что говорит. Та же Наташа Хамлова после всех историй об опасностях, подстерегающих дельтапланеристов, неожиданно добавила: "Да что там у нас... Вот в параплане - там адреналин!"

Насчет того, чтобы наизнанку, это, конечно, фольклор. Но фантастическая красота Сьерры-Невады, где летали парапланеристы, никого из них в восторг не приводила. Шорохов и Александр Колодий, представлявшие Россию, честно признались, что предпочли бы что-нибудь похолмистее, без отвесных скал, узких ущелий, непредсказуемых воздушных потоков и завихрений, превращающих полет в кошмар. Рассказывая о полетах, не раз употребляли слово "выжить". Большей частью, конечно, в переносном смысле - удержаться на высоте, - но порой и в прямом.

- Сьерра-Невада - для сверхпрофессионалов, - говорит Шорохов. - Наш Домбай тоже не подарок, так что не привыкать. Но полетной практики у нас в этом сезоне почти не было. А чтобы хорошо летать, надо летать много, причем на соревнованиях. Сделал перерыв, скажем, в месяц - потом словно заново ходить учишься.

В Сьерра-Неваде с первых дней стало ясно: учиться ходить некогда - слишком дорого может обойтись наука. Уже на тренировках разбился австралийский пилот, с переломанным позвоночником три часа ждал вертолета. Падали еще многие, правда, уже без таких тяжелых травм. Наши, слава Богу, выбрались живыми и невредимыми.

- Травматизм здесь намного выше нормы?

- Норма - это когда травматизм равен нулю, - отвечает Колодий.

- Неужели бывает такое?

- Бывает. Если и люди, и соревнования подготовлены как надо, травм быть не должно.

Опасности в виде скал и капризов погоды предусмотреть в принципе можно. Но бывают и нештатные. Орел, например, нападет. Храбрая, согласитесь, птица: параплан ведь ему должен настоящим гигантом казаться. Но если залетел чужак в его зону, не посмотрит на размеры - вцепится в купол и рвет когтями. А есть угроза и вовсе смешная - кузнечики. Попадут в собранный на траве параплан и начинают грызть стропы. Вроде синтетика, невкусно - а грызут! Так что смешно только со стороны, а пилоту, если подточенная стропа в полете оборвется, не до смеха будет.

САМОЛЕТ НА ДАЧЕ

Снаряжение парапланериста, как и дельтаплан, не дешево - тысяч на пять долларов потянет. Живет параплан лет пять, если соревноваться - сезон, не больше. Кусается, но воображение не поражает. А вот самолет купить не хотите? Нет, серьезно. В наши дни это совсем не так сложно, даже если вы не миллионер. Новенькая двух- или четырехместная "Сессна" стоит тысяч 150 у.е. и по карману немногим. Но подержанную, в хорошем состоянии, можно взять тысяч за 20-25 - сопоставимо с иномаркой среднего класса.

- Едете в Германию или Штаты, - рассказывает обладатель "Сессны" Дмитрий Сухарев. - Выбираете, платите, оформляете - и домой. Хоть своим ходом.

- Так просто?

- Не совсем. Закона-то у нас никакого на этот счет нет. Ну кто же мог предположить, что в России частная авиация появится? Так что, если хочешь летать, самолет надо записать на клуб, федерацию, авиакомпанию - на юридическое лицо, словом. Нет, пока машина на земле - она твоя, но как только оторвалась - отвечает за нее юридическое лицо. В нашем случае - Федерация любителей авиации.

- А если я ее, к примеру, на даче держать хочу, а взлетать с соседнего пастбища?

- Это можно. Только пастбище придется сертифицировать в качестве аэродрома, разработать инструкцию по производству на нем полетов и обойти порядка 25 инстанций.

- Ладно, обошел, сунул там... Все, лечу куда хочу?

- Нет, не летите. Главного в России нет - так называемого неконтролируемого воздушного пространства. Во всем мире до 1000 метров летай кто хочешь и куда хочешь, кроме запретных зон. Самолет - как автомобиль. У нас же надо каждый раз разрешение запрашивать и лететь строго по указанному маршруту. Вот боремся...

- Без особой надежды, думаю. Чтобы у нас да что-то неконтролируемое?

- А вот и не скажите. Россия - член Международной организации гражданской авиации, ИКАО, а та требует, чтобы неконтролируемое пространство было везде. И уже предупреждала: не хотите быть как все - исключим. Трассу Москва - Питер мы, кстати, почти пробили.

Сухарев и его напарница Софья Светлосанова выступают в авиаралли и точном самолетовождении. В первом летают вдвоем - она пилот, он штурман, во втором - поодиночке. Суть, если вкратце, отражена в названии: получаешь маршрут и летишь, стараясь сделать это быстрее других и отметиться во всех контрольных точках. Те, кто этим занимается, убеждены, что их авиадисциплина - самая интересная: летаешь низко, все видно, думать много надо, считать: "На "Кэмел Трофи" похоже, только в воздухе".

Сухарев - вовсе не "новый русский", хотя их среди любителей авиации немало. Просто очень любит летать. На работе, во Внукове, водит Як-40, а в свободное время - "Сессну". Когда соревнования - берет отпуск. Начальство не возражает: для пилота это отличная тренировка.

КТО ПУГАЛ СЛОНОВ?

Как и в "Кэмел Трофи", приключений и впечатлений хватает. В Италии маршрут почему-то проложили через зону учений местных ВВС. Итальянские пилоты немало поразвлеклись, носясь на своих F-16 впритирку к тихоходным "Сесснам". В ЮАР организаторам пришел протест из национального парка: мол, какой-то из ваших самолетов над слонами слишком низко летал. Дима с Соней невинно промолчали. .. В Польше забарахлил двигатель - дотянули до аэродрома, где движок сдох прямо на полосе. Поляки, хозяева самолета, за голову схватились - с такими поломками не летают. И до конца соревнований бесплатно поили пивом.

- Соню поили, - уточняет Дима. - Она командир, ей и все почести. А у штурмана, между прочим, работа сложнее. Пилотировать-то всякий может...

Соня - "девушка романтическая", как сама себя называет, единственная в команде и потому окруженная всеобщей заботой. В отличие от Сухарева, не профессионал. Окончила экономический в МГУ, занялась бизнесом, заработанное вот уже шесть лет тратит на увлечение - авиацию. Говорит, начиталась Ричарда Баха - есть такой американский писатель, философ, бывший военный летчик. Попрыгала с парашютом, потом кто-то посоветовал на аэродром в Мячково съездить. Там и научилась.

- Почему ралли, а, скажем, не высший пилотаж?

- Наверное, плохой я летчик - не мое это. Хотя летала и на реактивных, а недавно даже дали большим лайнером порулить. Зато в ралли головой надо работать.

- Бизнес не страдает?

- Партнеры ворчат, конечно. Но ведь только на соревнования отлучаюсь. На курорты не езжу. Неинтересно.

Ближе к старту Соня мрачнеет, нервничает, твердит, что все плохо и ничего у нее не выйдет. "Колбасит", - говорят ребята без особой тревоги: знают, что в ответственный момент Соня все сделает как надо.

В точном самолетовождении самое веселое - соревнования по посадке. Взлетаешь, делаешь круг и садишься, стараясь попасть точно на белую полосу поперек посадочной. Четыре захода. В первом упражнении можно пользоваться всем, во втором садишься на холостом ходу, в третьем - на холостом и без права трогать закрылки. В последнем опять газуй и тормози как хочешь, но перед самой целью на пути вырастают два двухметровых шеста с натянутой между ними лентой - не вздумай сорвать.

Вот уж не думал, что самолеты так летают! Без газа и тормоза скорость гасят, болтаясь из стороны в сторону, разворачиваясь чуть ли не боком. То и дело кажется - сейчас прямо на нас, стоящих вдоль полосы, рухнет. Нет, в конце концов все чудом садятся куда надо. Кто ближе, кто дальше от заветной белой линии. Иногда подпрыгивают - "козла делают", за это штраф. Точных посадок немного, каждую встречают аплодисментами. К полосе приближается Соня. "Сессна" ловко переваливает через ленточку и плюхается прямо "на ноль". Овация! Поперек рулежки навстречу высыпает команда ЮАР в полном составе, радуясь за русскую летчицу как за свою. Из кабины - первая с утра улыбка. Ричард Бах был бы доволен.

Борис БОГДАНОВ

Альгодоналес - Сьерра-Невада - Кордоба