Газета Спорт-Экспресс № 147 (2640) от 2 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

2 июля 2001

2 июля 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 15-й тур

ЗЕНИТ - СПАРТАК - 2:1 (0:1)

НА НЕВЕ - КАК НА БОСФОРЕ

Игорь РАБИНЕР

из Санкт-Петербурга

Окончание. Начало - стр. 1

РУКА ШИРКО

Остаться невозмутимым под воздействием сокрушительного питерского футбольного драйва в этот день могли только очень сильные люди. И, может быть, именно он, этот драйв, побудил Александра Ширко к бессмысленному и непостижимому акту - игре рукой в чужой штрафной площади при наличии желтой карточки.

Акту, который, как мне почему-то кажется, может обойтись форварду дорого - уж в больно важный момент подвел он команду, и победа превратилась для нее в поражение.

Вот что сказал потом по этому поводу Грозный: "Первый раз в своей тренерской практике встречаюсь с тем, что нападающий получает за тайм две желтые карточки. Мне непонятно, как такое могло произойти".

Что будет дальше? Впрочем, с учетом постоянных травм Ловчева, ухода Писарева, выставления на трансфер Маркао, нуля голов у Робсона и Ирисметова на двоих даже возвращение Владимира Бесчастных вряд ли ударит по позициям Ширко в "Спартаке". Хотя слова Грозного о том, что красно-белые собираются в период дозаявок использовать все 16 вакансий, звучат весьма решительно...

ЖИВЫЕ ШАХМАТЫ МОРОЗОВА И РОМАНЦЕВА

Почему-то принято считать, что команда Юрия Морозова - это "физика" и еще раз "физика". О том, что соль "Зенита" еще и в тактических хитростях ее опытнейшего тренера, говорят меньше. Но как же любопытно было наблюдать за тактическим противостоянием Морозова и Олега Романцева: словно Каспаров и Карпов играли на "Петровском" в живые шахматы!

Впечатление подтвердилось на пресс-конференции: главный тренер "Зенита" пространно и с видимым удовольствием рассуждал на тактические темы. Сразу вспомнились апрельские слова капитана "Локомотива" Игоря Чугайнова, задумывающегося о будущей тренерской карьере: "Главное, чтобы у тренера было собственное видение футбола. Недавно, скажем, смотрел с трибуны матч "Торпедо-ЗИЛ" - "Зенит" - и видел, какой игры добивается от своей команды Юрий Морозов. Эта узнаваемость почерка и есть главное в тренерской профессии!"

Об узнаваемости почерка Романцева известно всем - как и о его умении преподносить тактические сюрпризы. Итак, кто кого?

Началось с того, что Тчуйсе вышел не на традиционный правый, а на левый фланг обороны. Для чего, стало ясно почти мгновенно - закрыть реактивного зенитовского правофлангового Аршавина. Романцев из-за дисквалификации Ковтуна вынужден был выпустить на поле Бугакова, о чьей аренде "Соколу" объявлено уже почти официально. Но опасение, что будущий саратовец не справится с Аршавиным, побудило главного тренера "Спартака" на рокировку.

Тчуйсе справился со своей задачей идеально, исключив Аршавина из игры и вдобавок успевая созидать (а порой даже отдавать пасы пяткой в чужой штрафной). Страшно даже представить, что бы творилось в обескровленной спартаковской защите, отбудь камерунец, как предполагалось, в свою национальную сборную. Но его удалось "отбить". По словам Грозного, Тчуйсе сам попросил руководство сборной не вызывать его в трудную для клуба минуту. Взамен "Спартак" гарантировал камерунцам одну дополнительную поездку Жерри-Кристиана в национальную команду. Торг оказался более чем уместен.

Вот только тришкин кафтан залатать нельзя: где-нибудь да порвется. "Порвалось" у Бугакова, который выглядел в этом матче в лучшем случае игроком первого дивизиона. На его краю обороны весь матч бушевал пожар, который не в состоянии были погасить ни Парфенов, ни Ананко, ни кто-либо другой. Видя это, Морозов в перерыве все-таки решил навязать Бугакову в оппоненты Аршавина, переведя его налево. "Он бы смял его, - говорил потом главный тренер "Зенита". И колоритно продолжал: - Но Романцев - тоже не дурак и, увидев перестановку, тут же отправил Тчуйсе вслед за Аршавиным".

Но Морозов оказался неистощим на выдумку - благо, резерв позволял ему по ходу игры менять рисунок до неузнаваемости. И можно только посочувствовать Романцеву, у которого в запасе, представьте, не оказалось ни одного защитника и хавбека, проведшего хотя бы один матч в высшем дивизионе чемпионата России!

К началу второго тайма "Зенит" проигрывал - 0:1 и имел численное преимущество. Сам Бог велел атаковать - и после одной лишь замены Деменко на Поповича у питерцев вдруг вместо одного форварда стало... три! Попович вышел в центр нападения, а с флангов, почти не возвращаясь назад, спартаковскую оборону принялись расшатывать Аршавин и Кержаков. И если с Аршавиным, как уже было сказано, Тчуйсе справился, то быстрый Кержаков стал вытворять с Бугаковым все что хотел. Долгое время ему, правда, не хватало хладнокровия. Но в конце концов - хватило...

Двумя оставшимися заменами Морозов довершил начатое. Он не менял уставших игроков на более свежих - всякий раз питерский тренер видоизменял схему всей игры. Вначале "добил" Бугакова, усилив кержаковский фланг еще и Катульским - номинальным либеро. И, как по заказу, "Зенит" именно с этого края забил два мяча. С помощью же выхода Лепехина тренер решил одновременно связать руки (точнее - ноги) Титову и окончательно развязать - Горшкову, с которого часть оборонительных функций уже снял Катульский. И то, и другое удалось.

Можно ли сказать, что Морозов выиграл у Романцева тактическую дуэль? С учетом кадровых проблем "Спартака" такой вывод был бы упрощенным: у тренера красно-белых попросту не было ресурсов (за исключением ситуации с Тчуйсе - Аршавиным), чтобы отвечать на ходы коллеги своими. Но ходы эти оказались настолько разнообразными и эффективными, что итог сформулировать можно так: в борьбе тренерских идей Морозов выиграл, а Романцев не проиграл.

ПРАВ ЛИ ТИТОВ?

Долго размышлял, стоит ли браться за эту главу - в особенности после того, как "Зенит" забил два мяча и пенальти, назначенный арбитром Сухиной и реализованный Парфеновым, не стал решающим для результата матча. Слишком уж сложен и неоднозначен вопрос об умышленном зарабатывании пенальти, и мучит он далеко не первое поколение болельщиков. Виталий Старухин, Владимир Гуцаев, Сергей Кирьяков - все они слыли спецами по правдоподобным падениям в чужой штрафной. И всякий раз не утихали споры, суть которых сводилась к одному - оправдывает ли цель средства? Спорят и теперь - в применении к Егору Титову.

Скажу сразу: после многократного просмотра видеозаписи я ни на мгновение не сомневаюсь, что судья был искренен в своем решении. Падение Титова после единоборства с Овсепяном было настолько убедительным, что только внимательнейший глаз мог зафиксировать: падать капитан "Спартака" начал чуть раньше, чем вошел в контакт с защитником.

С этого момента обстановка на трибунах "Петровского", до того накаленная исподволь, взорвалась: полетели наполненные водой бутылки, фанат с голым торсом выскочил на поле и едва не добрался до Сухины (его еще до милиции успел перехватить Парфенов), трибуны начали хором обвинять арбитра и - "рука Москвы"! - Вячеслава Колоскова в нетрадиционной сексуальной ориентации, а зенитовские и спартаковские хулиганы, расположившиеся за воротами в соседних секторах, принялись забрасывать друг друга всем, что попадалось под руку, - пластиковыми креслами и даже железными скамейками. А в адрес Титова понеслись реплики: "Убейте балерину!"

Одни скажут: низменные инстинкты выплеснулись бы наружу после любого серьезного решения арбитра в пользу, мягко говоря, нелюбимого большинством питерских болельщиков "Спартака", и дело тут не в Титове, а в свойственной Санкт-Петербургу москвофобии. Другие парируют: это, дескать, была реакция на несправедливость. Безобразная, даже чудовищная, - но объяснимая.

Не склонен ни в чем оправдывать вандалов, но прав, наверное, философ, утверждавший: ничто не возникает из ничего. Кирьяков когда-то доказывал мне, что в провоцировании 11-метровых нет никакого криминала: мол, это игра, в которой можно и схитрить, а на то, чтобы отделять зерна от плевел, существует арбитр. Простая и удобная позиция, избавляющая от такого пережитка прошлого, как муки совести.

Но болельщик - не игрок, в нем заложено стремление к честности происходящего. В большинстве своем ему неприятно, когда любимая команда добивается результата неправедным путем. Вспоминаю, с какой болью я полтора десятилетия назад смотрел на то, как мой любимый игрок, порядочнейший Федор Черенков забивает свой сотый гол с "левого" пенальти...

Своим болельщикам несправедливость доставляет боль. А чужим?

Егора Титова я знаю не только как хорошего игрока (в Санкт-Петербурге, кстати, он сыграл очень хорошо), но и как спортсмена в высоком понимании этого слова: он и мяч в добавленное время матча с "Торпедо", увидев травму соперника, при счете 0:2 выбивал, и к соперникам из "Сокола" после кубкового 1:3 прямо на поле подходил со словами: "У вас отличная команда!" Но умение капитана "Спартака" красиво обманывать судей в чужой штрафной мне, не скрою, неприятно. В том числе потому, что его предшественник на этом посту Игорь Нетто мог во время чемпионата мира подойти к арбитру, засчитавшему гол нашей сборной, и указать ему, что мяч прошел сквозь сетку сбоку от ворот...

Футбол - больше, чем игра. Когда мяч на поле, миллионы людей умирают и заново рождаются. В этих эмоциях они предельно искренни. И, мне кажется, имеют право требовать от футбола - и людей футбола - взаимности.

ТАКОЙ ФУТБОЛ НАМ НУЖЕН!

...А вообще-то футбол вышел отличный, настоящий. Все 90 минут лампочка эмоций горела на предельном накале - что еще надо для зрелища?! Вообще я не слишком рисковал, когда выбрал матч "Зенит" - "Спартак": эти две команды в Санкт-Петербурге попросту не способны сыграть скучно и трусливо. "Спартак" не отсиживается в обороне вообще никогда, а питерцев гонят к чужим воротам сумасшедшие - и в лучшем, и в худшем смысле - трибуны.

А потом нет предела петербургскому счастью - и по Невскому торжествующе катится сине-бело-голубой паровозик с зенитовской символикой, пару часов назад нарезавший круги по беговой дорожке "Петровского". А под окнами гостиницы, как в том же Стамбуле, до утра жмут на клаксоны обезумевшие от счастья водители с торчащими из машин огромными зенитовскими полотнищами, горланят речевки пьяные фанаты, и заснуть нет решительно никакой возможности.

Наверное, ради этого и придуман футбол...