Газета Спорт-Экспресс № 133 (2626) от 15 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

16 июня 2001

16 июня 2001 | Легкая атлетика

Анатолий КРУГЛИКОВ

ЖИВОЙ КЛАССИК

В его планах на этот год - минимум четыре супермарафона. О том, что это такое, 43-летний атлет из Рославля, что недалеко от Смоленска, рассказал в интервью для "СЭ"

РЕПЕТИЦИЯ В ДОЛИНЕ СМЕРТИ

Один из четырех запланированных на год маршрутов Анатолий Кругликов уже пробежал. И не просто пробежал, а финишировал первым на дистанции 4358 километров (прописью: четыре тысячи триста пятьдесят восемь). Таково расстояние - не по прямой, а по дорогам, - от Перта, что на западном побережье Австралии, до ее столицы Канберры, на противоположной стороне Зеленого континента. Или от старта до финиша 66-суточного супермарафона, посвященного 100-летию Австралийской легкоатлетической федерации.

Но до Австралии была еще одна победа, которую можно было бы считать репетицией, если бы сама по себе она не котировалась среди супермарафонцев как мировой рекорд на стометровке среди спринтеров. Почти год назад, в конце июля 2000-го, Кругликов преодолел 218 километров по Долине Смерти в США за 25 часов 10 минут, побив рекорд пробега сразу на 1 час 8 минут. Сделал он это при средней температуре воздуха 50 градусов по Цельсию, стартовав с отметки ниже уровня моря на 90 метров и финишировав на горе Уитни высотой в три километра.

Пробег по Долине Смерти - чуть больше суток. Пробег через Австралию - два с лишним месяца. Без единого дня отдыха. В среднем по 70 километров в день со скоростью не ниже 5,6 километра в час - иначе дисквалификация. Большая часть дистанции проходит по пустыне и полупустыне, в жаркий сезон, и не случайно это состязание в Австралии окрестили "Огненной гонкой".

- Подобной проверки возможностей человека еще не было, - заявил главный менеджер супермарафона Берни Фармер.

Кто решился подвергнуться проверке? Десять австралийцев, пятеро немцев, трое россиян, трое венгров, японец, чех, словенец, латыш, англичанин, гаваец, итальянец, ирландец, грек - почти три десятка людей в возрасте от 22 до 67 (!) лет. Россию помимо Кругликова представляли Константин Санталов из Подмосковья - пятикратный чемпион мира в беге на 100 км и участник 40 сверхмарафонов - и Андрей Дерксен с Алтая, бегун, специализирующийся на гонках по пустыням и имеющий на своем счету победу в супермарафоне по Сахаре.

ПРИЗОВЫЕ, ОНИ ЖЕ ПОДНОЖНЫЕ

К девятому этапу на дистанции осталось восемнадцать человек. Одним из первых гонку покинул рекордсмен мира в суточном беге грек Курос. Сошел и Санталов - сердце стало не справляться с нагрузками. А они все росли: девятый этап (78,3 км) между Булабулингом и Калгурли подарил температуру в 45,9 градуса по Цельсию (второй показатель за столетие для этих мест). Десятый, Калгурли - Камбалда, был покороче (59 км), старт дали за час до рассвета, но все равно средняя температура к финишу держалась на отметке 40 градусов. Победил в очередной раз Кругликов, Дерксен был вторым, венгр Молнар третьим. На этом этапе сошел самый молодой участник, 22-летний австралиец Дэвид Кринити.

К этому моменту Кругликов по сумме этапов выигрывал у Дерксена около часа, а за третью позицию боролись японец, словенец и венгр. Кучно держалась пятерка из Германии - иногда немцы даже финишировали, взявшись за руки. Россиянам приходилось труднее - всего-то двое, да к тому же лидеры. Группа поддержки мизерная, как и запасы валюты, и деньги приходилось зарабатывать на трассе: победитель каждого этапа получал 100 призовых долларов. Поэтому Анатолий, уверенно лидируя, раскручивал и Андрея, тащил его за собой и на финише несколько раз давал заработать. Правда, на 11-м этапе к ним "приклеился" венгр и на финише расколол русских. Кругликов впервые оказался лишь третьим. Но Дерксен-то призовые взял! Так что подножный корм наши все равно добыли.

ВЕНГЕРСКОЕ СЧАСТЬЕ

Но как же разозлило Кругликова это третье место: следующий этап (70 км) он промчался за 4:40:53, Дерксен отстал почти на 12 минут, а Молнар от них обоих - аж на час с хвостиком! Среднюю скорость Кругликова на этом этапе - 15 километров в час - Берни Фармер назвал феноменальной:

- Невероятно! Не поймут и ученые! С этим результатом Анатоль выиграл бы любую ежедневку! И главное, позади восемьсот километров - а у него такой свежий бег!

С 13-го этапа призовые выросли до 1000 долларов за этап, потому что началась серия удлиненных отрезков - до 100 километров, - проходивших по малонаселенным районам Южной Австралии, где в восемь утра уже 35 градусов. Кругликов забрал первую тысячу. Ночевать надо было на ранчо, условий для отдыха после "сотки" бегом по пустыне никаких, даже электричество движок дает всего на несколько часов. Можно было, правда, на автомобилях поехать в гостиницу за 90 километров, там отдышаться у кондиционера и утром к старту вернуться на ранчо. Кругликов с Дерксеном не поехали и на 14-м этапе разделили 3-4-е места, пропустив вперед японца Сакурая и Молнара, ночевавших в гостинице.

Зато следующие два этапа - за Дерксеном. На 17-м (100 км) ждал сюрприз: 100-километровый отрезок организаторы решили укоротить до 84 километров: боялись, что далеко отставшая бригада немцев побежит в темноте, а в столь безлюдных местах это небезопасно. Победа досталась Молнару. Призовые тоже урезали - с 1000 до 500 долларов, - но венгр все равно был на седьмом небе. В чем и признался после финиша журналистам:

- Я счастлив, что выиграл, - теперь у меня есть победа над самим Кругликовым! На ста километрах я бы его не обошел. Когда узнал, что этап сокращают, понял: это мой шанс.

Кругликов тепло поздравил Молнара, но пообещал:

- Завтра отомщу!

"ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ФИНИШ"

Назавтра действительно был "день Кругликова". Стало чуть прохладнее, "всего" плюс 30, подул ветерок, этап был не из самых длинных (78,4 км), и Анатолий со старта задал такой темп, что даже Дерксен за ним угнаться не смог. У отрыва есть, правда, оборотная сторона: одному бежать труднее. Единственной, кто помогал на дистанции Кругликову, была его землячка, смолянка Марина Бычкова. Сама марафонка, в Австралии она находилась в малочисленной группе обеспечения наших бегунов и параллельно готовилась к супермарафону в ЮАР. Марина 15 километров сопровождала Анатолия, и эта поддержка дорогого стоила: на финише Кругликов показал 5:27:20, пришедший вторым Дерксен - 6:11:38, третий, словенец Мравлье, - только 7:09:14.

С этого этапа Кругликов начал отсчет своим ежедневным победам с отрывом от второго места по сорок и более минут. Впрочем, и Дерксен не подпускал к себе Сакурая и Мравлье ближе чем на полчаса. Впереди было еще две трети дистанции, но с каждым днем становилось все яснее: русские "Огненную гонку" уже не отдадут.

На 25-м этапе бой Кругликову и Дерксену все же попробовал дать Сакурая. Японец, как клещ, вцепился в уходящего в отрыв Анатолия и со стойкостью самурая терпел почти спринтерский темп. Поняв, что Сакурая умрет, но не отстанет, Кругликов притормозил, дав догнать себя и японца Дерксену. Втроем плечо в плечо они бежали более 40 километров! А потом был, как писали австралийские газеты, "велосипедный финиш": полное отсутствие сил, потеря равновесия, зигзаги, падения... Но Кругликов не был бы Кругликовым, если бы за 50 метров до ленточки не нашел в себе граммульку сил, которую и выплеснул в спурте, оторвавшись на три секунды от Дерксена и на 40 от японца. Мизер для таких дистанций, но главное было сделано: русские еще раз показали, кто хозяин гонки. Однако и Сакурая терпел не зря: после этого этапа он прочно утвердился на третьем месте.

СМЕРТЬ НА БЕГУ

"Огненная гонка" убивает. Иногда - в прямом смысле.

27-й этап. 78,9 км, 40-градусная жара, обжигающий встречный ветер. На 50-м километре - пункт питания. 57-летний австралиец Брайн Смит глотает воду:

- Больше не могу! Я сошлюсь на плохие кроссовки, на питание, найду тысячу причин, но дело не в этом - я просто не могу. Тело этого выдержать не может! Но ведь я не умею ходить - я умею только бегать. Мне неделю надо будет бежать, замедляясь, чтобы снова стать пешеходом.

Выдохнув эти слова, Смит продолжил бег и показал на этапе седьмое время среди 16 оставшихся к тому времени в строю атлетов.

А на следующий день Брайна Смита не стало: он умер на дистанции, не добежав несколько десятков метров до очередного пункта питания.

Он так и не стал пешеходом. Он умер бегуном.

Гонка была остановлена: всех спортсменов повезли на обследование в больницу города Сидуна. Право решить, продолжать ли ультрамарафон, предоставили вдове Смита Джанет. И она решила:

- Продолжайте, друзья! Брайн мечтал о гонке через всю Австралию, это была его идея. Марафон прерывать нельзя!

Марафонцы вернулись на место, где сделал свой последний шаг Брайн, и единой группой, без зачета времени, добежали до Сидуна. Панихида состоялась на берегу океана. Смита отпевал католический священник, говоривший о его силе духа и желавший духовного и физического здоровья его коллегам...

Участники и менеджеры гонки решили во всех городах, через которые оставалось пробежать, проводить сбор средств для семьи Брайна Смита. Скорректировали и регламент ультрамарафона: длинные этапы несколько сократили, короткие увеличили на 5-10 километров.

"РОС-СИ-Я! КРУ-ГЛИ-КОФ!"

Двое россиян продолжали уверенно лидировать. На одном из этапов Дерксен признался:

- Я совсем не думаю, как выиграть у Толи. Думаю только о том, как не превратиться в мыло...

Кругликова уже к середине дистанции иначе как "живым классиком ультрамарафона" австралийцы не называли.

После 40-го этапа места пошли оживленнее, движение транспорта на дорогах стало интенсивнее. Один из этапов марафонцам пришлось бежать без фиксации времени - из-за помех на узком двухполосном шоссе. Потом организаторы попробовали брать время лишь на определенных отрезках - например, устраивая 10-километровые финишные броски. Россияне успешно прошли и эти тесты, хотя оба отнюдь не спринтеры.

44-й этап (65,8 км) был отмечен двадцатой победой Кругликова. Теперь уже ни у кого не осталось сомнений в том, кто ее выиграет. Так же, как и в том, что серебро возьмет Дерксен: попытки упрямого Сакурая достать Андрея австралийская пресса называла "атаками камикадзе".

На 60-м этапе (коротком, всего-то 16,6 км) Сакурая пробежал первые 500 метров - и у него отказали ноги. Японец и тут не сдался: попросил найти ему что-нибудь вроде посоха и, опираясь на него, продолжил движение. Эти шестнадцать километров он шел около пяти часов, зная, что все равно будет дисквалифицирован (помните, скорость по регламенту должна быть не ниже 5,6 км/час), - и все-таки дошел! Если бы на супермарафоне давали специальный приз за мужество, Сакурая был бы первым кандидатом, хотя, наверное, каждый, кто решился на такое, может считаться героем.

На 61-м этапе, где было два финиша - промежуточный и основной, Кругликов продемонстрировал великодушие по отношению к Мравлье: он постоянно притормаживал и бежал рядом со словенцем:

- Держись, Душан, держись!

Они дважды финишировали вместе, показав абсолютно одинаковое время - правда, не лучшее, а 4-5-е. Так Кругликов отблагодарил Мравлье за то, что в Долине Смерти тот помог ему дать бой американцам. Последние, кстати, в Австралию так и не приехали.

Заключительный, 63-й этап (их число сократили с первоначальных 66 из-за задержки в связи со смертью Смита), протяженностью в "пустяшные" 44 километра, Кругликов бежал, светясь от счастья. Бежал к главной победе в жизни, к результату, которого не достигал еще никто. Встречавшая его Канберра скандировала:

- Рос-си-я! Кру-гли-коф! Рос-си-я! Кругли-коф!

Ультрамарафон преодолели 14 Человек - пишу это слово с большой буквы, иначе не могу. Вот результат первой пятерки на трассе в 4358 километров:

Анатолий КРУГЛИКОВ (Россия) - 305:18:45, Андрей ДЕРКСЕН (Россия) - 323:24:47, Душан МРАВЛЬЕ (Словения) - 360:50:25, Михай МОЛНАР (Венгрия) - 375:01:45, Вольфганг ШВЕРК (Германия) - 407:40:25.

Владимир КОРОЛЕВ

собкор РИА "Новости" - специально для "СЭ"

Смоленск