Газета Спорт-Экспресс № 62 (2555) от 20 марта 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

20 марта 2001

20 марта 2001 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

НА ПЯТАЧКЕ с Дмитрием ФЕДОРОВЫМ

ДВОРЕЦ РАЗДОРА

Победа ЦСКА над "Витязем" 11 марта заставила вернуться к, казалось бы, совершенно забытой теме. Общественность задалась вопросом: как же команда со столь славными традициями дошла до того, что борется за выживание в суперлиге? И - главное - что теперь делать?

Хоккей в советское время, может быть, и не был видом спорта № 1, зато он был государственным видом спорта. Даже идеологическим! И потому к новым реалиям сумел приспособиться куда в меньшей степени, нежели футбол. Хоккей, как выяснилось, так и не смог до сих пор воспринять формы современного цивилизованного бизнеса. "Частные лавочки" здесь успеха не имели: "Спартак" и "Крылья" опустились во второй дивизион - и лишь после этого наступило отрезвление, что привело к смене владельцев и изменению статуса. Вот и ЦСКА отделился в свое время от армии. Отделился - и погибает.

Приватизация стала культовым явлением 90-х. И если захват какого-либо предприятия-монстра не вызывал у рядового россиянина никаких эмоций (подумаешь, из рук одних воров завод перешел к другим!), то смена владельца лучшего клуба страны болельщиков взволновала. Они гордились своей командой, ее историей и победами. Потрясения в ЦСКА не оставили равнодушными людей, наблюдавших за игрой великой ларионовской пятерки, а кто постарше - и петровской. Народ пытался понять: кто же из тех, кто берет в собственность ЦСКА, имеет на то моральное право?

Мое мнение: когда дело шло к расколу, никто о нравственном аспекте и не думал. Зато всех интересовал Дворец с двумя катками и многочисленными помещениями, которые можно было сдавать в аренду. И первыми это поняли Валерий Гущин и безгранично доверяющий ему Виктор Тихонов. Они взяли огромную арену фактически в безвозмездное пользование на 49 лет. При условии, что будут содержать на доходы команду мастеров. Правда, не оговаривалось, какое место должна занимать эта команда, в какой лиге играть. То есть она могла существовать для проформы - как и существует сейчас ХК ЦСКА, славящийся нежеланием платить игрокам зарплату.

Чуть позже тогдашний начальник всего ЦСКА полковник Александр Барановский сообразил, что лакомый кусочек остался вне его юрисдикции. Начался конфликт, состоялось разделение на две альтернативные команды.

Барановского называют злым гением ЦСКА. Но, с моей точки зрения, он не злее генерального директора ХК ЦСКА Гущина. Во всяком случае, цели и задачи у них, на мой взгляд, были совершенно идентичные. Вина Барановского только в том, что он ввязался в бой, не имея козырей для победы. А в итоге война погубила ЦСКА. Знаменитый полковник должен был понимать, что моральной правоты у него не больше, чем у оппонентов, но в имиджевом аспекте он им уступает. Между ЦСКА и именем Виктора Васильевича Тихонова всегда поставят знак равенства - тогда как его, Барановского, вынесут за скобки. Создав еще один ЦСКА и запродав его ОНЭКСИМ-банку, Барановский окончательно запутал все карты - и удалился со сцены...

Что мы имеем сейчас? Две слабенькие армейские команды, АО Тихонова - Гущина, ОНЭКСИМ-банк и нынешнего начальника ЦСКА Михаила Мамиашвили. Плюс - море противоречий. Поневоле создается впечатление, что кое-кто по-прежнему думает не столько об армейском духе, сколько о том, как с его помощью намазать на хлеб с маслом побольше черной икры. Гущин убеждает Тихонова, что Виктор Васильевич - действующий тренер, который обязан продолжать работать с командой на льду. Правда, команда эта не ставит никаких серьезных задач, зато Дворец будет в аренде у АО Тихонова - Гущина еще 41 год. ОНЭКСИМ, в свою очередь, настаивает на контрольном пакете акций. Всех волнует, чей же все-таки будет Дворец, так как Дворец - деньги. Ну, и как тут объединяться? Пойти на уступки и лишиться прибылей?

Думаю, настоящую любовь к ЦСКА сейчас проявит тот, кто пойдет на компромисс. Без экивоков скажу: надеюсь на Виктора Васильевича. Он фанатично создавал славу ЦСКА не ради денег. Ведь Тихонов не делец, а великий тренер. Во всяком случае, хотелось бы, чтобы он остался в истории именно таким.

Дмитрий ФЕДОРОВ

хоккейный комментатор ТВЦ