Газета Спорт-Экспресс № 37 (2530) от 16 февраля 2001 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4

17 февраля 2001

17 февраля 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Межсезонье

Лазо ЛИПОСКИ: ТЕПЕРЬ - МЕНЕДЖЕР,
ПЕРЕВОДЧИК И ТРЕНЕР ВРАТАРЕЙ

Приехавший несколько лет назад в Махачкалу голкипер сборной Македонии Лазо Липоски пережил в "Анжи" не одного тренера. Помог команде удержаться в первой лиге во времена Эдуарда Малофеева. Потом - подняться в высший дивизион при Гаджи Гаджиеве. Теперь переключился на работу менеджера, переводчика и тренера вратарей "Анжи".

- В самой Македонии я мало отыграл - в 82-м году уехал в Югославию, в "Партизан", где со мной занимался выдающийся вратарь - Шошкич. Почти девять лет в этом клубе провел и вернулся домой, в команду "Слога". Однажды играли в Скопье, я забирал мяч, и свой же игрок мне проломил лоб. Коленом. Сложнейшая операция. Мог не выжить. Правда, сознание не терял, помню, как меня в "скорую" запихивали, в глазах двоилось...

- Страшно было?

- Родителям сказали, что только бровь рассечена, а я в это время между жизнью и смертью болтался. Увезли на компьютерное обследование - проверить, задет мозг или нет. Медсестра склоняется надо мной, будто умираю: "Женат? Дети остались?" - "Да, двое..." Ужас! Сирена, крики "не дергайте его!" - полное ощущение, будто последние минуты доживаю. А медсестра плачет. Потом из меня осколки костей вытаскивали. Выяснилось, что мозг не тронут. Люди на тот рентген месяцами очереди ждали, а меня, вратаря сборной, срочно под него положили.

- Операцию делали?

- Да, вот след остался... До сих пор висок не чувствую. Я, кстати, тогда не застрахован был, пришлось со своим же клубом судиться. 120 тысяч марок. Но играть за него продолжал - и в полуфинале Кубка Македонии четыре пенальти взял. Оттуда - в Швейцарию. Несколько лет играл за "Винтертур".

В ЕВРОКУБКАХ Я УЖЕ ПОИГРАЛ

- "Анжи" вышел в еврокубки - а вы решили завершить карьеру вратаря. Не рано?

- В самый раз. А в еврокубках я и так поиграл - против венгерского "Кишпешта", "Загреба"... А мог бы и в Лиге чемпионов поучаствовать - приехал в Россию играть поначалу не за "Анжи", а за "Спартак". Пробыл в Тарасовке дней десять, вроде подошел, жена в Македонии до сих пор номер "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" хранит, в котором Романцев меня похвалил. Но агенты опоздали выслать трансферный лист, и проехал я мимо заявки на Лигу чемпионов.

- И что дальше?

- Пришлось отправиться сначала в Тюмень, но для этого клуба я оказался слишком дорогим футболистом, потом в "Анжи". Только приехал - игра против Нальчика. Заголовок помню в вашей газете: "Македонец не подвел!" Я и слова такого не знал - "не подвел"! Специально звоню в Москву, спрашиваю, что означает, - мне объясняют: ты десять раз выручил? Выручил. Пенальти взял? Взял. Вот это и есть - "не подвел". Выход с "Анжи" в высший дивизион России - самый большой успех в моей карьере. Хотя был момент, когда я собирался из "Анжи" уходить: Армишев и Жидков пришли. Меня тогда сделали вратарем номер три. Собрал вещи: "Все, не хочу смазывать карьеру..." Потом вернулся.

- Менеджерская работа не проще вратарской?

- Не знаю. Но и опыт кое-какой появился за последние два года, а клуб обещал помочь с лицензией ФИФА. Сейчас учу правила ФИФА, в Швейцарии надо сдавать специальный экзамен. Еще компьютер надо установить в моем номере на базе.

РАХИМИЧ И РАНДЖЕЛОВИЧ ЕЩЕ ПРИБАВЯТ

- С иностранными языками у вас проблем нет?

- Ребята в команде шутят - Ленин, мол, столько языков не знал, сколько знает Лазо. Как-то, помню, на сборе надо было организовать спарринг с австрийским ГАКом, который Клаус Аугенталер тренировал - я по-немецки договорился. Много языков понимаю - итальянский, английский, румынский, албанский...

- Говорят, не было бы в "Анжи" Липоски - не было бы и Рахимича с Ранджеловичем.

- Рахимич несколько раз паковал чемоданы. Впервые, когда узнал, что рядом с Махачкалой Чечня. Испугался. Второй раз, когда дебютную игру за "Анжи" провалил. Пришлось поддержать парня, а собранные чемоданы уже вместе назад распаковывали. Хоть мы тогда и не были в настолько близких отношениях с Муслимычем, вместе решили, что качество игры у Рахимича есть - надо только чуть-чуть прибавить... Потом тот разговор я Элверу передал: "Надо добавить!" Он смог. Потом в Дубаи, на сборе, все югославы ко мне с денежными вопросами: "Дадут?" - "Дадут!" - "Не обманут?" - "Не обманут, я гарантирую!" Задержка, снова Элвер уезжать собирается, я подхожу: "Ты три месяца работал - неужели не жалко?"

- Ранджеловича купили за 150 тысяч долларов. А Рахимича?

- За 300 тысяч немецких марок. В Австрии. 200 тысяч долларов по тем временам. Знаете, над чем мне сейчас Гаджиев поручил работать? У "Анжи" нет европейского имени. Репутации. Я помог организовать летом сбор в Македонии, но это было не сложно. Сложнее было сделать так, чтобы каждый день в македонских газетах писали - у нас "Анжи"... А эти газеты читает не только Югославия, а Германия и Швейцария тоже.

- На родине не забывают вас?

- Да что вы! Каждый день звонят: "Лазо, прокомментируй", "Лазо, дай интервью".

Юрий ГОЛЫШАК

Махачкала - Москва