Газета Спорт-Экспресс № 33 (2526) от 12 февраля 2001 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

12 февраля 2001

12 февраля 2001 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

Игорь КУДЕЛИН

СУМАСШЕДШИЙ СНАЙПЕР, ПРОПИСАВШИЙСЯ В ЦСКА

"БАСКЕТБОЛ. МОСКВА. ЦСКА - РТИМинск- 111:87 (63:43).

ЦСКА: Корнев (4), Гусев (4), Корнишин (5), Ольбрехт (17), Кондратов (13) - стартовая пятерка, Охотников (12), Антипов (10), Иванов (8), Куделин (23), Курашов (15)..."

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС", 16 октября 1991 года.

Давно это было. Осень 1991-го. Последний чемпионат Союза. Среди его участников наряду с ленинградским "Спартаком", алма-атинским СКА, рижским ВЭФом и ЦСКА - забытые ныне команды вроде "Узстроймеханизации" или СКА-"Марс". А литовских и эстонских клубов в этой компании уже нет. История великого советского баскетбола отсчитывает последние дни...

Тогда, в начале 90-х, наш баскетбол, прощаясь с прошлым, рождался заново. На смену уехавшим на Запад звездам - Сабонису, Тихоненко, Волкову, Тараканову, Марчюленису - приходило новое поколение игроков. Фетисов и Карасев, Михайлов и Панов, Кисурин и Бабков... Одним из самых ярких представителей новой, российской волны остается Игорь Куделин - кстати, в каком-то смысле ровесник нашей газеты. В августе 1991-го, когда увидел свет первый номер "СЭ", 18-летний юноша из Таганрога как раз пришел в ЦСКА, а 23 очка в матче с минским РТИ 15 октября того же года стали его первым снайперским подвигом в профессиональной карьере.

Минуло почти 10 лет, а Куделин как играл, так и играет в ЦСКА. Он один из немногих не уезжал даже на один сезон играть за границу. И единственный 9-кратный чемпион России.

"ХАЛЯВА"

В ЦСКА Куделин попал из таганрогского "Красного котельщика", выступавшего в союзной первой лиге. Инициатором приглашения был начинающий тренер Станислав Еремин. Он работал в ЦСКА вторым, а главным был Иван Едешко. Еремин же возглавлял юниорскую сборную СССР. Говорят, приглашал он ее в ЦСКА в полном составе.

- На предложение Еремина откликнулись только трое - вы, Ольбрехт и Курашов. Не боялись переезжать в Москву?

- А чем я рисковал? 18 лет, холостой... Правда, в Таганроге оставалась девушка, которая впоследствии стала моей женой. Играть в армейском клубе было моей мечтой. Нет, мальчишкой-то я грезил о "Красном котельщике", но только до тех пор, пока не увидел по телевизору знаменитый суперфинал ЦСКА - "Жальгирис".

- Странно, что вам приглянулись именно армейцы. Ведь в провинции большинство симпатизировало "Жальгирису".

- Мой папа, болельщик "Динамо", тоже не одобрял мой выбор: говорил, что в ЦСКА насильно призывают сильнейших игроков страны. Но я уже определился. И болел за армейцев во всех видах спорта.

- В отличие от нынешних молодых игроков вы, придя в ЦСКА, не сразу получили хорошие условия?

- Да, первые два года провел в армейском общежитии, которое на нашем жаргоне называлось "Халява". Второй год жили там вместе с женой - в одной комнате с Игорем Курашовым.

- ?!

- Да, и жили дружно, весело. У Курашова тоже девушка была, вечерами он уходил к ней и особых неудобств нам, молодоженам, не доставлял.

- Как вас приняли в команде?

- А как принимают в ЦСКА? Пришел новый человек - надо немного "поддушить". Помню, пытались "подкалывать" по поводу моего произношения - у жителей Таганрога акцент своеобразный. Но я был к этому готов: в детстве бабушка научила меня правильно выговаривать звук "г".

- Могли вы предположить, что свяжете свою судьбу с ЦСКА на 10 лет?

- Нет, конечно. За эти 10 лет возможностей расстаться с ЦСКА было достаточно. Но жизнь распорядилась так, что я остался.

ВЕЧНЫЙ АРМЕЕЦ

Куделин достаточно быстро проделал путь от подающего надежды юноши до снайпера с приставкой "супер", кумира болельщиков. То, что он вытворял на площадке, не могло оставить равнодушным никого. Речь, конечно, прежде всего о его трехочковых бросках - визитной карточке баскетболиста Куделина.

2 февраля 1995 года. Москва. Матч группового турнира клубного чемпионата Европы между ЦСКА и мадридским "Реалом". Отправляясь на игру, я ждал, что великий Арвидас Сабонис и его "Реал" не оставят камня на камне от ЦСКА, но... Литовский центровой исправно выполнял свою работу, однако в этот день отошел на второй план. Солировал Куделин. Он не просто забивал издали, а делал это в ключевые моменты матча, с хладнокровием автомата забрасывая в кольцо мячи с расстояния 8 - 9 метров!

Невероятные трехочковые Куделина не раз ставили в тупик сильнейшие клубы Европы, доводя до предынфарктного состояния соперников, тренеров и болельщиков. Греческие фанаты (клубы из Эллады были любимыми "клиентами" нашего дальнобойщика) даже прозвали его Трело Куделин - сумасшедший Куделин. Знакомый греческий журналист рассказывал мне, как в нетрезвом виде был задержан в Афинах полицией. И просидеть бы коллеге сутки в участке, не окажись у него при себе фотографии, на которой он стоял вместе с Куделиным. "О, trelo Koudelin!" - воскликнули полицейские. И тут же отпустили задержанного.

Стоит ли говорить, что такого чудо-снайпера желали видеть у себя многие богатые клубы Европы. Да что там Европы - "Миннесота Тимбервулз" из НБА предлагала ему контракт!

- Почему я так и не уехал? Каждый раз были разные причины остаться. Когда звали в НБА, чувствовал, что физически не готов играть в Америке. А если говорить о Европе, то, может, и хорошо, что не уехал. Не хотелось бы слоняться там по командам и читать потом в "СЭ" о том, что какой-то клуб Игоря Куделина, например "Дафни" (эта греческая команда активно интересовалась Куделиным перед нынешним сезоном. - А.Ф.), потерпел очередное поражение.

- Но ведь вас желали заполучить не только команды уровня "Дафни"! Что помешало уехать в действительно сильный клуб после звездного сезона-95/96, когда ЦСКА играл в "Финале четырех"?

- Возможно, тогда, на пике карьеры, и следовало уехать. В Париже во время "Финала четырех" мой агент говорил, что французский "По-Ортез", который мы обыграли в четвертьфинале, готов купить меня вместе с Пановым. Но Еремин на все предложения отвечал: команда не продается. Прямо как в союзные времена. Карасев же, насколько я знаю, был поставлен перед фактом: вернулся из отпуска, и ему сказали, что есть контракт с "Эфес Пилсен" - езжай. Предложения другим игрокам руководство отметало.

В НБА ИГРАЮТ ТАКИЕ ЖЕ ЛЮДИ

- Как в 1996-м вы оказались в летнем лагере "Миннесоты"?

- Борис Каребин, подбиравший игроков для "Миннесоты", предложил мне попробовать там силы: "У тебя хороший бросок - верю, что все получится". В августе 1996 года после предсезонного сбора ЦСКА в Финляндии я, как меня ни отговаривали, поехал в Америку. Попробовал - действительно получилось.

В "Миннесоте" я сыграл три матча - с "Атлантой", "Кливлендом" и "Нью-Джерси". В первом забил два "трюльника" из четырех, во втором 3 из 5, в третьем 6 из 9. После последней игры против "Нью-Джерси" Кевин Макхэйл (знаменитый в прошлом игрок, работавший тогда менеджером в "Миннесоте". - А.Ф.) поинтересовался, есть ли у меня контракт с ЦСКА, и предложил остаться. Но у меня был контракт с армейским клубом, хотя, как потом выяснилось, он не имел никакой юридической силы. И я не хотел подводить Еремина, который рассчитывал на меня. К тому же моя жена Илона тогда была беременна, и мы уже присмотрели квартиру в Москве. В общем, обстоятельства сложились против. Да и стоило ли ехать в Америку на минимальный контракт - если не ошибаюсь, 180 тысяч долларов без учета налогов? Ведь в то время получить в собственность квартиру в Крылатском было равносильно сезону, проведенному в НБА.

- Больше предложений из-за океана не поступало?

- Летом 1997-го сразу после чемпионата Европы в Испании "Миннесота" вновь меня приглашала. Но тогда я очень устал, надо было передохнуть. Потом пошли предсезонные сборы с ЦСКА, во второй игре я порвал ахилл и остался без баскетбола почти на год (в сезоне-97/98 Куделин сыграл только в двух финальных матчах чемпионата России против "Автодора". - Прим.А.Ф.).

- Скажите честно: не жалеете о НБА - мечте каждого баскетболиста?

- Нет. Мне не интересны такие заезды, как у Никиты Моргунова. Приехать на годик в Америку, чтобы потом об этом рассказывать, - не для меня. Ну, был я в лагере "Миннесоты", поиграл с этими звездами на тренировках. Ничего особенного, скажу вам, в них нет. Такие же люди. Сиднейская Олимпиада это лишний раз показала. Важно не обращать внимания, что перед тобой Гарнетт или Марбэри. Надо просто играть в свою силу и постараться не дать им делать то, что они умеют. Нет, не жалею. У меня потом было много радостных моментов и в ЦСКА, и в сборной.

ТРЕХОЧКОВЫЙ В СВОЕ КОЛЬЦО

- Что ярче всего отложилось в памяти за эти 10 лет в баскетболе?

- "Финал четырех" в Париже и упущенный чемпионат мира в Афинах, когда мы были в шаге от золотых медалей. Еще игра в Тель-Авиве против "Маккаби" в сентябре 1996 года. За несколько секунд до конца ЦСКА проигрывал 2 очка, и я в присутствии 10 тысяч зрителей одновременно с сиреной забил победный трехочковый. Народ тогда не сразу понял, что произошло.

- А вот лично мне больше запомнился другой ваш трехочковый бросок - в кольцо... своей команды. Помните матч прошлого сезона с "Самарой"?

- (Смеется.) Еще бы! Перед тем эпизодом мы начали увеличивать разрыв в счете: у команды пошла игра, и хотелось обойтись без затяжек времени. Вот я и кинулся за уходящим в аут мячом. Поймал его в прыжке неудобной правой рукой и с разворота швырнул по низкой траектории в сторону кольца... Потом увидел изумленное лицо Еремина и угорающих от хохота ребят на скамейке. Кстати, видеокассета с записью этого момента у меня есть, и на повторе видно, что до броска я слегка заступил за боковую линию.

- Не могу не затронуть знаменитый "отравленный" матч с "Олимпиакосом" в марте 1995 года, в 1/4 финала клубного первенства Европы.

- Это воспоминание не отнесешь ни к приятным, ни к курьезным. Но такое не забудешь. Люди по сей день спрашивают: а ты там был? Я отвечаю: я там одним из первых слег. Не скажу, что воды выпил из тех пластиковых бутылок больше всех, но много - это точно. Когда после игры пришли в гостиницу, начались галлюцинации: комната разъезжалась, как резиновая, появлялись какие-то старинные вазы... Мышцы словно застыли, тело стало неуправляемым, голова тяжелой. Какой тут баскетбол! Вместо третьей, решающей игры половина команды, в том числе и я, пролежала в больнице. Очень было обидно. Ведь в первом московском матче мы "привезли" грекам 30 очков.

- Подобная участь постигла в сезонах-94/95 и 95/96 все ведущие клубы Европы, имевшие несчастье встретиться с ЦСКА. И вы были одним из главных творцов тех побед.

- В те годы нам все-таки играть было легче: нас никто не знал, и у нас хватало спортивной наглости. ЦСКА играл в свой баскетбол - агрессивная защита плюс быстрый переход от обороны к атаке. Помните, независимо от того, побеждали мы или проигрывали, обязательно набирали под 100 очков или даже больше. 80 считалось трагедией. К сожалению, после выхода в "Финал четырех" Еремин от прежней игры отказался в пользу более позиционного баскетбола.

- Заметил, что теперь вы все реже отваживаетесь на авантюрные броски с 7 - 8 метров. Возраст?

- Да, я уже не тот авантюрист. Стал опытнее и мудрее - стараюсь не рисковать, бросая при первой возможности. Сейчас больше переживаешь за команду, нежели за личный результат. Да и к чему мне лишний раз себя показывать? Все и так знают, кто такой Куделин.

- В быту тоже изменились?

- Конечно. Теперь я думаю не только о себе - все мысли в первую очередь о семье, о дочери. Насте 4 года, смышленая девчонка. Кстати, родилась в день игры с "Олимпиакосом".

- Как же, помню! Тот матч ЦСКА проиграл в Москве, и вы сказали, что даже поражение не испортит вам настроения.

- (Улыбается.) Это единственный случай, когда мне было безразлично, выиграли мы или проиграли.

РАКИ - НЕ КРЕВЕТКИ

Нынешний сезон в ЦСКА для Куделина юбилейный, 10-й. "Было бы неплохо победно завершить вторую пятилетку. Хотя выиграть чемпионат в этом году нам будет трудно как никогда", - признает он. О том, что будет потом и чем он займется после окончания карьеры, Куделин, предпочитает пока не думать. Страшно, говорит.

- Буду играть, пока ноги носят.

- Неужели еще не наигрались?

- Налетался - да. Но не наигрался. (Улыбается.) Эх, мне бы машину времени, чтобы избежать всех этих утомительных перелетов и переездов...

- Где бы хотели завершить карьеру?

- Если получится, в ЦСКА.

- А как же родной Таганрог?

- Тоже было бы хорошо. Но только при условии, что там будет хорошая команда и найдутся спонсоры. А вообще в Таганроге лучше отдыхать, чем играть. Летом - настоящая благодать! Никакие курорты мира не заменят мне родной город, дом с садом в трех аллеях от моря. А какие у нас раки! Иностранцы не понимают, что пиво лучше всего пить с вареными раками. Жителям же Таганрога не надо объяснять, что это не какие-нибудь там креветочки или чипсы.

Александр ФЕДОТОВ