Газета Спорт-Экспресс № 268 (2464) от 23 ноября 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 14

24 ноября 2000

24 ноября 2000 | Гребля

ГРЕБЛЯ НА КАНОЭ

Максим ОПАЛЕВ

В СИДНЕЕ "НОСОРОГ" ЕДВА НЕ УТОНУЛ

На Играх в Сиднее ему, лучшему спортсмену России-99, четырехкратному чемпиону мира и Европы по гребле на каноэ, прочили две золотые медали. А довольствоваться пришлось одним серебром. Что же произошло?

- Планировали одно, а получилось совсем другое, - сокрушается Опалев. Не скрою, был уверен, что уж одну-то золотую медаль выиграю обязательно, но в итоге оказался лишь вторым. А мог и вообще остаться без наград.

- Удалось ли докопаться до причин неудачи?

- Всю дорогу из Австралии домой мы с тренером Владимиром Марченко анализировали мое выступление и ту ситуацию, в которой оказалась вся сборная России по гребле на байдарках и каноэ. Пришли к выводу, что к неудаче прежде всего привели тактические просчеты, допущенные руководством национальной федерации гребли.

- Получается, виновных в поражении вы нашли на стороне?

- Никогда этого не делаю и делать не буду. А тактические просчеты действительно были. Начать с того, что в Сидней мы прибыли очень рано, почти за две недели до старта регаты. И получилось, что в итоге прошли две акклиматизации - сначала во Владивостоке, а затем в Сиднее. Причем вторая акклиматизация пришлась как раз на момент гонок - и мы оказались в физиологической "яме".

Первые шесть дней в Австралии мы - это касалось не только меня, но и Костоглода с Ковалевым на каноэ-двойке, которых тоже считали фаворитами Сиднея, - чувствовали себя великолепно, о чем свидетельствовали и высокие результаты на тренировках. А потом...

- Хорошо, с этим ясно. А как и где готовились к Играм ваши основные соперники?

- Венгры и немцы прилетели в Австралию за полтора месяца, но в Олимпийской деревне появились только за пару дней до старта. Успели взвесить лодки - и уже на следующий день вышли на старт.

- Итак, просчет был допущен специалистами из федерации. А как же предолимпийская неделя в Сиднее за год до старта Игр? Неужели же опыт той поездки не был учтен?

- Это была чисто ознакомительная поездка, мы посмотрели, что собой представляет гребной канал, изучили "розу ветров". А на Олимпиаде мало того, что не угадали с акклиматизацией, так еще и в психологическую "яму" угодили.

- Успели перегореть перед стартом?

- Не совсем так. Я безумно переживал за всех российских спортсменов и, видимо, этот груз оказался для меня непосильным. Когда события разворачиваются на твоих глазах, невозможно остаться равнодушным. Ни одной ночи нормально не спал. К тому же Олимпиада не идет ни в какое сравнение с чемпионатами мира и Европы. На Играх все по-другому: атмосфера, накал борьбы. Многое зависит и от благосклонности госпожи Удачи.

- Считаете, что в Сиднее фортуна от вас отвернулась?

- В какой-то мере, да.

- Когда в предварительном заезде на километр вы не смогли пробиться в финал с первой попытки - долго лидировали, а на финише неожиданно пропустили конкурентов вперед, - все посчитали, что фаворит олимпийской регаты темнит и таким способом выгадывает для себя удобную дорожку в финальном заезде.

- Ничего я не выгадывал! Сам не мог понять, что случилось. В финале тоже уверенно захватил лидерство, но за 250 метров до финиша у меня словно что-то сломалось. Бывает же так - стараешься выиграть, но ничего не получается!

- Это поражение выбило вас из колеи?

- Наоборот, злее стал. С полной ответственностью подошел ко второй гонке на 500 метров. Но в последний день Олимпиады все карты спутала непогода. Штормовой ветер поднял на озере Пенрайт такие волны, что вода заливала лодки.

- Старт заключительных гонок, если не ошибаюсь, переносили трижды?

- Да, и такого в истории гребли еще не было. Судьи уже намеривались отложить решающие заезды на следующий день, начали консультации с представителями МОК. Но президент Самаранч заявил: гонки должны состояться в любую погоду, потому что все медали должны быть разыграны до того момента, когда погаснет огонь Игр. В итоге вместо девяти утра на старт мы вышли только в шестом часу вечера.

- С третьей попытки, наконец, стартовали?

- Не-а... Дали сбой стартовые ловушки. Вернуться назад по воде нам не удалось из-за сильного ветра и большой волны - и пришлось на себе нести лодки назад - в эллинг.

- Где вы, насколько мне известно, проявили олимпийское спокойствие и решили немного вздремнуть?

- Нервное напряжение в ожидании старта было невероятным. Чтобы не перегореть, требовалось побыть в спокойной обстановке. Думал - выйдем на старт не раньше семи вечера, вот и прилег в массажной комнате, задремал. Жаль. Когда вышел на старт, был каким-то вялым.

- Тем не менее вы, кажется, вновь с первых метров дистанции вырвались вперед...

- Вовсе нет, лидерство захватил поляк Княжовицки, который с помощью скотча и пластмассы нарастил борта у лодки, чтобы волны не заливали каноэ. Честно говоря, в этот момент у меня мелькнула предательская мысль, что могу провалиться и на своей коронной дистанции, а потому постарался прибавить. Внимательно следил за немцем Андреасом Дитмером, выигравшим золото в заезде на 1000 м, но он начал отставать. А вот Дьердя Колонича, к сожалению, я из виду упустил, и венгр на финише неожиданно "выстрелил".

- На Олимпиаде многие российские звезды, которым заранее прочили золотые медали, потерпели фиаско. Как вы думаете, почему?

- Тут много причин. Упомяну лишь об одной из них. Игры, к сожалению, порой становятся не борьбой спортсменов, а состязанием врачей, использующих достижения фармакологии. Тот же Дитмер еще незадолго до олимпийских стартов заметно уступал мне по всем показателям, но за месяц каким-то невероятным образом сумел фантастически прибавить. Это поневоле вызывает определенные сомнения.

- Что вы чувствовали сразу после Олимпиады?

- Опустошенность. Последние четыре года у меня была высокая цель, а достичь ее я не смог. Теперь предстоит побыстрее избавиться от воспоминаний и двигаться дальше - ставить новые цели и готовиться так, чтобы не оступиться вновь.

- Уже задумываетесь об Играх-2004 в Афинах?

- Если Игры в Сиднее были для меня загадкой, то теперь я знаю ответы на многие вопросы.

- Вы уже приступили к тренировкам или возьмете длительную паузу?

- Предпочитаю активный отдых выезды на природу, подвижные игры. Да и дома за последний год накопилось много неотложных дел, так что сейчас вплотную занят решением бытовых проблем. А в конце декабря начну подготовку к новому сезону, в котором планирую выступать на новой лодке.

- Разочаровались в своем каноэ со звучным названием "Носорог", на котором не раз были первым в Европе и в мире?

- Ну что вы! Просто польский умелец Рышард Сируга, на лодках которого выступает большинство ведущих каноистов мира, постоянно усовершенствует свои каноэ. Так вот он пообещал, что в новом олимпийском цикле сделает для меня лодку лучше, чем были его известные "Лебедь" и "Носорог".

- Будете участвовать во всех главных стартах будущего сезона?

- Обязательно. Если хочешь быть лидером, то на всех чемпионатах мира и Европы должен постоянно доказывать свою силу. Да и в сборной России конкуренция заметно возросла. Есть два-три каноиста, которые готовы подвинуть меня на пьедестале почета национального чемпионата. Но главное все-таки Олимпиада. Не получилось выиграть золото в Сиднее - обязан победить в Афинах.

Александр МЕЛЬНИКОВ

Волгоград