Газета Спорт-Экспресс № 247 (2443) от 27 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

27 октября 2000

27 октября 2000 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. 5-й тур. БАЙЕР - СПАРТАК - 1:0

ПИЛЮЛЯ BAYER - СРЕДСТВО ОТ ЭЙФОРИИ

Игорь РАБИНЕР

Пять лет ждали. И вот дождались! "Спартак" - во втором круге Лиги. В такие мгновения всем действующим и сопереживающим лицам - игрокам, тренерам, болельщикам, журналистам - полагается поднимать бокалы и пьянеть от счастья.

Но, как говорится, повод есть, а пить не хочется. Ликования на душе нет. Ни у футболистов, которые после финального свистка даже не подумали сделать радостную кучу-малу, - наоборот, это игроки "Байера", обеспечившие себе выход в Кубок УЕФА, заключали друг друга в объятия. Ни у Романцева, который уже на послематчевой пресс-конференции провел жесточайший анализ игры. Ни у болельщиков, которые в Интернете сразу же взялись за нелицеприятный разбор отдельных игроков - а ведь когда они по-настоящему счастливы, то великодушно отпускают грехи каждому.

В среду за полночь об этом не было и речи. Потому что до перерыва матча в Леверкузене "Спартак" чеканно, по-лиссабонски, маршировал к парадной двери второго этапа Лиги, а во втором тайме он туда... полз. А поражению, пусть даже и с победной "начинкой", могут радоваться только слабые люди.

И кому, как не Романцеву, понимать, насколько хрупка еще зарождающаяся у его новой европейской команды психология победителя. Да и откуда ей по большому счету взяться? Вдумаемся: самая яркая на сегодня спартаковская звезда Егор Титов не вышел из группы в Лигах чемпионов последних двух лет, проиграл "Кошице" в квалификации Лиги-97/98, в молодежной сборной Михаила Гершковича не добрался до Олимпиады в Атланте, а в национальной команде не вышел в финал Euro-2000. Это вовсе не в упрек Титову сказано. А только чтобы понять, какие Авгиевы конюшни поражений приходится сегодня расчищать Романцеву. "Спартак" - не "Милан" и не "Бавария", каждый новый его проигрыш - даже такой "невинный", как в Леверкузене, - откладывается в подсознании игроков, наносит внешне незаметный, но, по сути, страшный психологический удар.

С каждым годом, отдаляющим его от карьеры игрока, Романцев становится все более требовательным и бескомпромиссным. Сейчас уже кажется нереальной ситуация пятилетней давности, когда, объясняя неуверенную игру сборной на Фарерах, он сослался на сильнейший островной ветер. И фразу 93-го, кажется, года о спартаковском "ученичестве" в Лиге чемпионов Романцев, уверен, больше не произнесет никогда. Иначе после матча в Леверкузене он обнимал бы своих футболистов, а не подвергал их нещадной обструкции.

Но в этом-то как раз и есть главный повод для нашей радости. Потому что только так можно заставить этих парней понять: успех в спорте - это только абсолютная победа. А побед относительных не бывает.

Сегодня ликования нет. И это хорошо.

Михаил ПУКШАНСКИЙ

из Кельна

Когда на последний угловой у ворот "Байера" пошла вся наша команда, стало немножко не по себе. Сзади не осталось никого, а значит, любая неточность могла стоить "Спартаку" второго гола. И тогда бы выход во вторую стадию откладывался минимум на две недели, да и вообще (всякое ведь случается) мог не состояться. "Спартак" играл с огнем. Но по-другому не мог и не хотел.

Баранов, кстати, после того углового едва не забил, хотя удар головой вышел сильным и точным. И эта локальная неудача была своего рода напоминанием: чем дальше идешь, тем сложнее. И чем выше будет подниматься "Спартак", тем более яростным будет сопротивление любого соперника. Имея дело с кем-то другим, вратарь "Байера" Матысек, мог, наверное, зевнуть удар-другой. Но он прекрасно знал, что именно "Спартак" забил шесть мячей легендарному Шмейхелю и был бдителен как никогда. Поэтому в кошачьих прыжках отбивал неберущиеся, казалось, удары Булатова и Баранова, немыслимым образом прервал проход Робсона.

...Матч завершился. Его результат устроил всех и не устроил никого. Синица была поймана, но журавля уже не видать. Зе Роберто поспешил в тоннель, отказавшись от традиционного обмена футболками - со времен выступления за "Реал" он не признает ничего, кроме больших побед. И наши футболисты, за суперклубы не игравшие, в муках добытую путевку в новую жизнь восприняли сдержанно, если не сказать, разочарованно. Лишь Виктор Булатов инстинктивно вскинул руки в момент финального свистка. Остальные еще были под властью отрицательных эмоций последних минут. Только Титов и Парфенов вспомнили о секторе российских болельщиков, которые добирались сюда со всех концов Европы и заглушали порой превосходящие силы соперников. Спартаковский капитан подбежал к трибуне и пожал руку каждому, кто стоял в первых рядах.

Главного спартаковского тренера переполняли тем временем гневные переживания. Вряд ли в раздевалке он кому-то пожал руку, а своим заявлением, что его команда-де играла всемером ошарашил немецких журналистов. "Мы и подумать не могли, что ваши - такие максималисты. Разве мало того, что обошли "Байер" и "Спортинг"?" - удивленно спросил меня один из них.

Спартаковцы быстро покинули "БайАрену", которая засвидетельствовала исторический успех нашего чемпиона. После хорошей взбучки от Олега Романцева лица игроков были печальны или напряжены. Телерепортерам канала Eurosport, которые специально прилетели сюда из Парижа, не удалось взять ни единого интервью. И те были удивлены подавленностью москвичей - как никак проигран только бой, а выиграно-то сражение.

Ужин в кельнском отеле "Ренессанс" был совсем не праздничным, да и не все пожелали спуститься в ресторан. Отбой был дан совсем скоро, а тренеры Вячеслав Грозный, Виктор Самохин и Юрий Дарвин зорко следили за тем, чтобы никто не мешал покою игроков. Хотя спалось, полагаю, немногим - каждый погрузился в собственные мысли.

Ранний вылет в Санкт-Петербург их в какой-то мере развеял. В больших командах не склонны поддаваться эмоциям. Поэтому утром уже никто не драматизировал ситуацию. "После жеребьевки в нас не верили, а мы улетаем отсюда твердо вторыми", - заметил Юрий Ковтун перед посадкой в чартер.

Возможно, "Спартак" еще вернется в Германию, и совсем скоро. Единственный восточноевропейский клуб, сохранившийся в Лиге чемпионов, готов, похоже, бросить вызов пятнадцати западным грандам.

НА ПУТИ ИЗ ФРАНКФУРТА
В ПИТЕР ОКАЗАЛАСЬ МОСКВА

Никита КИМ

из Санкт-Петербурга

Вчера "Спартак" прилетел в Санкт-Петербург в 16.00 - на два часа позже ожидаемого срока. Помешала плохая видимость в некоторых районах Балтийского моря, заставившие пилота изменить маршрут. По рассказу доктора "Спартака" Юрия Василькова, все были немало удивлены, когда на третьем часу полета бортпроводница порекомендовала пассажирам посмотреть в иллюминатор и полюбоваться видами Москвы. "Мы добирались до Питера не по прямой, а по своеобразной траектории в виде буквы "Г", - веселился Васильков. - Будто бы делали ход конем".

"Бывал в Питере неоднократно, но до сих пор приходилось довольствоваться видом из окна по дороге в гостиницу. А хотелось бы побродить по музеям и почувствовать атмосферу этого старинного города", - сказал после прилета Егор Титов. А вот латышский легионер Андрей Штолцерс знает город не понаслышке. "Много лет назад я приезжал сюда на финал знаменитого в прошлом турнира "Кожаный мяч", - рассказывал он корреспонденту "СЭ".

Красно-белые добрались до гостиницы "Прибалтийская" в 18.45. А уже через 15 минут провели первую после матча с "Байером" тренировку. Для тех, кто играл в Леверкузене, она состояла из 30-минутной пробежки вдоль Финского залива. Игроки запаса получили дополнительную получасовую физическую нагрузку, а заодно и Робсон. Воспитательная мера со стороны штаба Романцева? "Мы не имеем права расслабляться перед игрой со столь серьезным соперником, как "Зенит", - говорит тренер Вячеслав Грозный.

Пока доктор Васильков не слишком-то доволен физическим состоянием своих подопечных. "Игроки, конечно, устали после перелета, - говорит он. - На это накладывается естественное утомление после тяжелого матча против "Байера". Но хотя игра была жесткой, травмированных, слава Богу, нет. Только у Баранова и Парфенова синяки под глазами. Правда, Парфенов чуть повредил правую руку, но я почти уверен, что это не помешает ему принять участие в воскресном матче.

ОЧЕРЕДЬ ЗА БИЛЕТАМИ НА МАТЧ
"ЗЕНИТ" - "СПАРТАК" ЗАНИМАЛИ НОЧЬЮ

Александр КУЗЬМИН

из Санкт-Петербурга

Вчера девять касс стадиона "Петровский" в половине одиннадцатого утра начали торговлю билетами на воскресный матч "Зенит" - "Спартак", и примерно через три часа закончили свою работу. Все это время на мосту через Ждановку царил немыслимый ажиотаж.

- Я приехал на работу в 8.30, и к тому моменту у касс уже дежурило никак не меньше шестисот человек, - рассказал корреспонденту "СЭ" заместитель генерального директора "Петровского" Юрий Андрюшин. - В десять часов кассы должны были открыться, но кто-то в толпе узнал направлявшегося на свое рабочее место старшего кассира - и все дежурившие у касс болельщики моментально бросились вперед. В изрядно возбужденной толпе удалось навести порядок только через полчаса. При этом практически все оградительные металлические барьеры, не выдержав напора, согнулись.

Всего, по данным администрации "Петровского", в продажу было пущено 9300 билетов. Три тысячи (и еще 1300 мест для своих фанатов) выкупил ФК "Зенит". 2507 билетов, предназначенных для фанатов "Спартака", были отправлены в Москву (к этой цифре следует приплюсовать еще 25 - именно столько приобрели поклонники "Спартака", живущие в Петербурге). Около 1300 мест на стадионе поступит в распоряжение воспитанников спортшкол, а примерно 700 кресел будет выделено для работников правоохранительных органов, наблюдающих за порядком на стадионе. Вчера на трибунах "Петровского" интенсивно работали сварщики. Они разгородили как 13-й и 14-й сектора, постоянные места фанатов "Невского фронта", так и 4-й и 5-й сектора, где будут располагаться поклонники "Спартака", полутораметровыми металлическими барьерами.

Синоптики обещают 3 градуса тепла при снеге с дождем. Впрочем, подогрев стадиона работает в течение последней недели, и капризы погоды на состоянии поля не должны сказаться.

Репортажи спецкоров "СЭ" из Леверкузена - стр. 2-4