Газета Спорт-Экспресс № 245 (2441) от 25 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 14

25 октября 2000

25 октября 2000 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

Четвертая Олимпиада в карьере чемпионки Барселоны-92 началась и закончилась в один злосчастный день: 16 сентября в первом же матче сиднейского турнира с командой Кубы основная разыгрывающая сборной России получила от Марии Леон нокаутирующий удар локтем в лицо

Ирина СУМНИКОВА

ДУМАЛА, ЧТО СМОГУ ПЕРЕТЕРПЕТЬ,
ВЕРНУЛАСЬ И... СЛОМАЛА ЗАПЯСТЬЕ

Встретиться мы договорились в холле республиканского физкультурно-спортивного диспансера. Когда я приехал, Сумникова уже ждала - заметно похудевшая, с дружелюбной, но невеселой улыбкой на осунувшемся лице, гипсом на правой руке и большущей папкой с рентгеновскими снимками под мышкой слева.

Леон сломала Ирине скуловую кость. А во втором тайме (беда не приходит одна) Сумникова получила еще и перелом запястья. Требовалась срочная операция, и российская команда продолжила выступление на Олимпиаде уже без своей разыгрывающей. Дойдя до четвертьфинала, россиянки обидно проиграли на последних секундах сборной Бразилии. По убеждению главного тренера Евгения Гомельского, в этом и в других матчах нашей команде очень не хватало Сумниковой.

- Ирина, вы считаете, что Леон действовала преднамеренно?

- Наверняка. У нас давние счеты с Кубой, в последнее время ни одна игра не обходится без инцидентов. Самое странное, что после матча в Сиднее не последовало вообще никаких санкций со стороны ФИБА. Кубинки, правда, не попали в плей-офф, играли за 9-12-е места. Может, их решили наказать таким образом. Но нам-то от этого было не легче.

- Россия, увы, тоже осталась за чертой призеров. В сборной ощущалось отсутствие классной разыгрывающей, умеющей повести команду в атаку.

- Не могу сказать, что девчонки плохо играли. Все старались. Но точно знаю: я могла бы им помочь.

- И ведь на вас наверняка рассчитывали.

- Да. А со стороны смотреть, как твои подруги по команде проигрывают, еще больнее, чем играть. Это двойная нагрузка, двойной стресс. Лучше уж не смотреть вообще.

- Вы сказали, что каждый матч Россия - Куба сопровождается какими-то стычками. Нельзя ли поподробнее?

- По-моему, это продолжается уже лет 10. Каждый раз какие-то эксцессы, будь то игра Олимпиады, чемпионата мира или простого турнира. Доставалось и мне, и другим нашим, хотя таких безобразных случаев прежде не было. Кстати, именно Леон больше других усердствовала в потасовках. Недаром Евгений Гомельский перед сиднейским матчем предупреждал: "Осторожнее в единоборствах, особенно с десятым номером". Мы потом несколько раз просматривали видеозапись этого эпизода. Было прекрасно видно - я Леон не трогала и никаких провоцирующих действий не совершала. Просто подняла руки, стоя на ее пути. Кубинка же пошла напролом и угодила мне локтем прямо в скулу.

- Было очень больно?

- Больно. Но тогда я ведь не знала, насколько это серьезно. Еще вышла на площадку во втором тайме. Над бровью вспух здоровенный синяк, но сгоряча подумалось - всякое бывает, перетерплю. Лишь потом снимки показали, что кость сломана. Вдобавок я упала и повредила правую руку.

- С такой травмой лица выходить на площадку категорически противопоказано или можно надевать что-нибудь вроде защитной маски?

- Нет, маска тут не поможет. Тем более что после пластической операции, которую мне сделали, нужно два месяца ждать, прежде чем все придет в порядок, - необходимы постоянный приток крови и покой.

- Операцию сделали сразу?

- Да. За Олимпийской деревней были как бы закреплены специальные больницы. В случае травмы спортсмену прямо на месте делали снимки и отвозили в госпиталь.

- Глаз не пострадал?

- Слава Богу, все в порядке - вижу нормально.

- Кто и насколько удачно заменял вас в роли разыгрывающей?

- Аня Архипова. В принципе она сыграла неплохо, в свою силу - выше головы-то не прыгнешь.

- Но быстрых прорывов в игре российской команды в Сиднее определенно не хватало.

- Да, вы правы. Когда мы обе были в строю, получалось хорошо, разнообразно. Я ведь побыстрее, а когда выходила Аня, она действовала более позиционно. А тут ей пришлось трудиться чуть не все 40 минут одной. Правда, на подмогу Архиповой отрядили Женю Никонову, но она вообще-то не разыгрывающая, скорее второй "номер".

- Результат сборной России в Сиднее вряд ли можно назвать удачным...

- Конечно, 6-е место после привычных призовых порадовать не может.

- Чего же не хватило?

- Думаю, удачи. Готовы были хорошо. Первые три матча провели очень прилично. Может, действительно моя травма повлияла - психологически. Хотя все боролись, выкладывались до конца, выполняли установку тренера. Нет, если чего-то и не хватало, то только сыгранности. Ведь до Олимпиады мы приняли участие лишь в двух турнирах.

- Верно ли утверждение, что женский баскетбол становится все жестче, равняясь на мужской?

- Да. После матча с Кубой Гомельский сказал, что такой агрессивный, провокационный баскетбол - вообще не для женщин. Раньше мы брали умом, хитростью. Понятно, что сейчас игра стала более силовой, но не до такой же степени! Даже сборная США, хотя в ней тоже хватает высоких, физически развитых баскетболисток, действует корректнее, чем кубинки.

- Не приведет ли появление женской НБА к превращению женской американской команды в аналог мужской Dream Team, играючи забирающей одно олимпийское золото за другим?

- Нет, никогда. Даже мужской сборной США в Сиднее пришлось изрядно попотеть, чтобы занять 1-е место. Где-то им даже повезло - скажем, в матче с литовцами. В Европе теперь тоже умеют играть в баскетбол. А женская НБА функционирует только три летних месяца, после чего ее звезды отправляются в европейские клубы.

- Выступления в заокеанской лиге Барановой, Степановой и Шакировой как-то повлияли на их игровой стиль?

- Да, и довольно сильно. В Америке настолько эгоистичный баскетбол, что мяч, попавший в руки, не принято отдавать партнерше, даже если она находится в лучшей позиции, - все сами либо бросают, либо рвутся к кольцу. Ведь если ты выполнишь передачу, другого шанса отличиться самому можешь и не получить. Так что перестраиваться на коллективный баскетбол, который всегда был фирменным знаком нашей сборной, потом непросто. Хотя в плане игровой практики побывать в НБА, конечно, полезно.

- А вам хотелось бы попробовать свои силы за океаном?

- Раньше хотелось, сейчас - нет. В позапрошлом году мой агент уже вроде бы договорился, я готовила документы, но что-то в конце концов не сложилось. Да у меня особого рвения и не было. Думаю, НБА - это для молодых.

- Ира, как получилось, что вы - минчанка, воспитанница и ведущий игрок уважаемого некогда "Горизонта" - не надели майку сборной Белоруссии, а приняли российское "баскетбольное гражданство"?

- А в белорусскую команду меня толком и не звали. В 1992 году, после победы в Барселоне, я уехала по контракту в немецкий клуб из Оберхаузена. Дома мною почему-то никто особо не интересовался. Документы лежали в ФИБА и, видимо, автоматически отошли "по наследству" к России, правопреемнице СССР. Позже, в 1994 году, позвонил Игорь Грудин, предложил играть за российскую сборную, и я дала согласие. Только потом раздался звонок из Белоруссии, причем из федерации баскетбола, а не от главного тренера сборной Семена Халипского.

- Обиделись?

- И не думала. Просто так получилось. Наверное, в Белоруссии не очень-то и хотели меня заполучить. Согласитесь, за два года можно было определиться. В принципе все из того состава "Горизонта" сочли бы за честь войти в сборную Белоруссии, я в этом уверена. Но теперь баскетбол в республике просто развалился. Пока работал Халипский, еще что-то держалось, но молодые заявить о себе толком так и не сумели. Сейчас вроде бы сборную поручили Виктору Белевичу. Но он ведь тоже из старой гвардии, раньше помогал Халипскому.

- После Германии судьба забросила вас в Венгрию.

- Да, до последнего времени играла за клуб БСЕ из Будапешта. Баскетбол в Венгрии хороший, профессиональный. В высшей лиге - 8 примерно равных команд. Мы были третьими в чемпионате, вторыми в Кубке страны. Золота, правда, не выигрывали. Но коллектив был хороший, мне нравилось.

- А в российские клубы вас не приглашали?

- Звало московское "Динамо". Но всякий раз, когда поступало предложение, у меня еще действовал двухлетний контракт, а значит, нужно было платить трансфер. Поэтому дальше переговоров дело не шло - в "Динамо" и так хватало классных баскетболисток, а мне в Венгрии жилось неплохо. Уровень жизни там достаточно высокий - страна после развала соцлагеря крепко встала на ноги и к 2003 году собирается войти в ЕС.

- Ваш контракт с БСЕ еще действует?

- Нет, его срок как раз истек. Сейчас зовут в Испанию, и в то же "Динамо". Но мне бы сначала надо восстановиться как следует. А там можно будет и с клубом определиться.

- У российского женского баскетбола есть будущее?

- Да. Есть спонсоры, есть хорошие тренеры, которые всерьез хотят развивать наш вид спорта. Причем такие люди имеются не только в столице, но и на периферии. Уже появилась "новая волна" достаточно перспективных баскетболисток.

- После Олимпиады в Барселоне вы говорили, что поиграете еще года два. С тех пор прошло 8 лет, а вы, похоже, не горите желанием расставаться с мячом и кроссовками?

- Знаете, недельки две дома посижу и начинаю скучать по площадке. После тридцати у меня словно открылось второе дыхание - тянет, как наркомана к зелью. Думаю, еще на пару лет меня хватит.

Владимир ПИСАРЕВ

Минск