Газета Спорт-Экспресс № 245 (2441) от 25 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

25 октября 2000

25 октября 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

Виктор ГУСЕВ БЕЗ МИКРОФОНА

ПИНГВИНЫ, ГОВОРИШЬ?

"Третий день пьем ваше здоровье!" Помните эту историческую фразу русского генерала, забывшего вовремя поздравить царя с днем рождения и выкрутившегося с помощью изящной телеграммы?

Сегодня я могу адресовать то же самое "царю" футбольному. Ведь позавчера, в понедельник, великому Пеле исполнилось 60 лет, а моя колонка выходит по средам. Впрочем, если быть совершенно точным, опоздал я уже на целых четыре дня, ведь на самом деле Эдсон Арантес ду Насименту родился не 23 октября, а 21-го. Просто его родителям пришлось два дня добираться из маленького селения до ближайшего крупного города - Сан-Паулу, чтобы зарегистрировать факт появления на свет будущей легенды мирового спорта.

За двое суток пути они, кстати, и придумали имя - Эдсон. Точнее, придумал отец. Ведь его кумиром всю жизнь был американский изобретатель Томас Эдисон. Тот самый, который дал миру электрическую лампочку.

"Отец восхищался этим открытием, хотя так и не понял его суть", - признался Пеле, поднимая бокал в память о родителях всех присутствующих. А присутствовали Валентина Яшина, Жюст Фонтэн, Бобби Чарльтон и ваш покорный слуга, по просьбе организаторов выполнявший в тот вечер роль переводчика вдовы нашего знаменитого вратаря.

Тогда, на "звездном" ужине в Гетеборге во время чемпионата Европы-92, я и познакомился с легендарным бразильцем. После этого было еще три встречи. На бумаге и видеопленке от них остались три пространных интервью. А вот в голове засели три фразы. Причем совсем не о футболе.

Полтора года спустя после европейского первенства мы встретились в Лас-Вегасе на жеребьевке финального турнира чемпионата мира-94. Пеле вспомнил наш шведский ужин и еще раз сказал мне то, что говорил тогда Валентине Тимофеевне: "Яшин - лучший футболист в истории".

"При этом должен вам заметить, что я не... Самаранч, - добавил он и расхохотался, видя мое удивление. - Неужели вы не поняли шутку? Объясняю: уважаемый президент МОК на каждых Олимпийских играх называет их лучшими в истории. А я, поверьте, так говорю о Яшине далеко не только, когда беседую с русскими..."

(Попутно замечу, что легкую иронию Пеле в отношении Самаранча можно было понять. Видимо, сказалась обида на спортивных чиновников вообще, ведь из-за конфликта с тогдашним президентом ФИФА Жоао Авеланжем "король футбола" не был приглашен на сцену в числе других "звезд" и в итоге даже демонстративно покинул зал за 20 минут до конца жеребьевки.)

Прошло еще два с половиной года. На Евро-96 в Англии Пеле раздавал интервью "по долгу службы", представляя одну американскую компанию. Я в то время тоже имел отношение к американо-российскому проекту и поэтому гордо презентовал бразильцу свитер "Русских пингвинов" (помните совместное предприятие ХК ЦСКА и НХЛовского "Питтсбург Пингвинз"?). Реакция Пеле на мой сопроводительный текст была совершенно непредсказуемой. "У вас вряд ли что-то получится, - с картинным сочувствием улыбнулся он. - Россия - страна медведей, а медведи с пингвинами вместе не живут".

Судьба популярного хоккейного проекта вам, наверно, известна: пингвины действительно не выдержали. Кстати, тогда же, летом 96-го, Пеле выступил и в роли футбольного провидца. "Через два года, - сказал он мне, и эти его слова сохранила диктофонная запись, - в мирового лидера вырастет сборная Франции. Ее будет очень сложно победить. Когда вернусь домой, обязательно предупрежу об этом своих соотечественников". Интервью было опубликовано: можете проверить в седьмом номере выходившего тогда журнала "Матч". До катастрофического для бразильцев финала на "Стад де Франс" оставалось ровно два года.

Именно тогда, в 98-м, состоялась наша последняя (надеюсь, пока) встреча. Пеле, в безукоризненном черном костюме, встретил меня в специально отведенной для общения с прессой комнате парижской гостиницы. Видимо, оценив то, что мы с оператором ждали свой очереди два с половиной часа, он по команде "начали!" произнес на видеокамеру программы "Парижские таймы" буквально следующее: "Спасибо вам, мои русские друзья. Я очень люблю вашу далекую скандинавскую страну".

Прямо скажем, о медведях с пингвинами было географически точнее. Но я не стал поправлять любезного "короля футбола".

С днем рождения, Пеле!

Берегите себя.