Газета Спорт-Экспресс № 237 (2433) от 16 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 3

16 октября 2000

16 октября 2000 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА

КРАМНИК НЕ ПОПАЛ В ПУСТЫЕ ВОРОТА

Коротко о 4-й партии. Против 1.d4 Крамника Каспаров чуть ли не впервые в жизни применил принятый ферзевый гамбит и получил худшую позицию. Пытаясь высвободиться из позиционных тисков, чемпион мира на 25-м ходу идет на опаснейшую тактическую операцию и остается без фигуры. Когда до победы остается всего один точный удар, Крамник на 59-м ходу грубо ошибается и упускает выигрыш. Так Каспаров спасся, однако по-прежнему уступает в счете - 1,5:2,5.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Лондона

"ГРЮНФЕЛЬД" В РЕМОНТЕ

Похоже, зря бросали мы камешки в огород английского статистика Джефа Сонаса, когда говорили, что, мол, не понимает он таинственной натуры Каспарова и не сыграет чемпион мира ферзевый гамбит, потому что страсть как не любит отсиживаться в его окопах, в которых надо грызть землю зубами, терпеть и не рыпаться. Ан нет, сыграл! Да еще как сыграл! А что делать? Жизнь заставила. Точнее, Крамник, который нанес чувствительнейшее поражение чемпиону мира в его родном "Грюнфельде", служившем Каспарову верой и правдой долгие годы - вспомним хотя бы его матчи с Карповым. Наверное, еще послужит Гарри его любимый дебют. Но пока он в ремонте. Удастся ли его произвести по ходу матча?.. Возможно, потребуется замена целых узлов, и тогда трудно придется Каспарову, если у него нет ничего про запас. Но разве возможно, чтобы у Каспарова ничего не было?!

Его мама Клара Шагеновна присутствует на матче. А где же ей еще быть, ведь это главное дело и ее жизни тоже. Недаром Гарри называет ее "баш тренер", что значит "главный тренер". Она и сейчас, как и в 84-м, и в другие грозовые для ее сына годы, - главная организующая и вдохновляющая фигура в лагере чемпиона мира. Официально на матче Каспарова представляет упоминавшийся нами ранее Михаил Ходорковский, бывший одесский мастер, а ныне шеф образовательной программы в фирме Каспарова в США. Ходорковский о маме Гарри говорит правильно: "Руководит всем в команде Клара Шагеновна". Так вот, мама Гарри поведала мне тайну - ей виднее, раз рассказала, значит, можно. Оказывается, Гарри даже не рассматривал взятие ладьей на b7, которое применил Крамник во 2-й партии. А почему? А потому, что поверил на слово Василию Иванчуку, знаменитому львовскому гроссмейстеру. Дескать, в своих комментариях к какой-то партии Василий Михайлович возьми да и напиши о том ходе (Л:b7) буквально так:

"Плохо!" Еще восклицательный знак поставил. Видимо, эта уверенность Василия Михайловича и подвела Гарри Кимовича. Потому что больно уж уважает он Василия Михайловича. Да его все уважают - и не только на Украине, но и далеко за ее пределами. Однако недаром один известный человек любил повторять: "Доверяй, но проверяй!" Вот и пришлось любимое оружие Каспарова - "Грюнфельд" - отправить в капитальный ремонт и вытащить на свет принятый ферзевый, который Каспаров - представьте себе! - почти ни разу не играл в жизни.

КОРОЛЕВСКИЕ ПОВАДКИ

Юный претендент Крамник продолжает радовать тонких знатоков своими блестящими костюмами. Когда на 4-ю партию он вышел в своем третьем великолепном наряде - светло-серого цвета, я не выдержал и бросился к Валерию Крылову из команды Крамника узнать, как это все, наконец, понимать. И вот что выяснилось. Оказывается, по приезде в Лондон Владимир по совету руководителя его команды (замрите!) лорда Тремэйни Реннела (Lord Tremayne Rennell of Rodd - так полностью по-английски звучит его титул, и, что это все значит, нам понять не суждено) посетил один из самых дорогих магазинов Лондона Harrods и основательно обновил свой гардероб. Крамник прикупил себе некоторое количество костюмов, рубашек и прочих безделиц, всего на 10 тысяч долларов США, по словам Крылова, который пояснил эти расходы желанием Владимира достойно выглядеть на шахматном подиуме.

Лорд Реннел, очаровательнейший сухощавый джентльмен лет 65, держащийся исключительно просто, как и подобает истинным лордам, внешне напоминает скромного учителя физики из провинциальной школы, слегка чудаковатого и очень доброго. Он души не чает в своем подопечном и отозвался о Крамнике в английской прессе как об исключительно скромном молодом человеке, наделенном бесстрашным рыцарским сердцем. Лорд Реннел ради матча даже забросил на время свои любимые виды спорта - гольф и крикет. Через весь Лондон, невзирая на знаменитые дождь и туман, он приезжает к Крамнику на простом велосипеде и своим присутствием заряжает претендента и его помощников неиссякаемыми оптимизмом, бодростью и боевым духом.

Думаю, после драматичных событий 4-й партии лорду Реннелу потребуется немало усилий, чтобы помочь своему подопечному не упасть духом. В лагере Каспарова полагают, что эта неудача должна надломить Крамника. Еще бы, такая ничья дорогого стоит, хотя она принесла Каспарову лишь полочка. Но, добытая на краю пропасти, она показала всем, и прежде всего Крамнику: настоящего Каспарова пока в матче не было. И что, кажется, он уже пришел, тот Каспаров, которого мы привыкли видеть на всех супертурнирах последних лет: грозный и беспощадный.

НЕ СТАТЬ КОРШУНУ ВОРОНОМ

На одной пресс-конференции, посвященной случаям, когда встречалась берлинская защита испанской партии, Гарри как бы невзначай подковырнул Крамника: дескать, тому нравится рано менять ферзей... Мол, уползаешь с ковра, браток? Ай, какой уклонист!

Однако в принятом ферзевом гамбите, который Каспарову за неимением лучшего пришлось применить в 4-й партии, сам чемпион охотно предложил разменяться ферзями: да, извините, сударь, так надо... Ничего не попишешь: требования позиции для истинного профи значат выше требований натуры. И все же натура дала себя знать! Подобно тому, как в знаменитой притче коршун говорит ворону, что горячей крови ему напиться лучше раз, чем 200 лет питаться падалью, так и горячая натура Каспарова толкнула его на головоломнейшие осложнения на 25-м ходу. Головоломными они не случайно зовутся, потому что голову должен был сломить тот, кто их затеял, но... В общем, помиловал Крамник Каспарова. Но мы немного забегаем вперед. А произошло вот что.

Разменяв ферзей и получив симметричную позицию, Каспаров дал Крамнику проделать то, что он постоянно проделывал на всех турнирах последних лет, когда играл белыми: захватывал пространство, зажимал в лагере черных и, когда у тех не хватало уже кислорода, наносил решающий удар. Однажды Юдит Полгар сказала мне про игру Крамника: "У него все время немного лучше. А потом он выигрывает". По-женски, но, похоже, в точку. Черные в этой партии отдали белым пространство: белые пешки отбросили черные фигуры на три последних ряда. Кроме того, белые фигуры были словно связаны одной нитью, их действия выглядели целеустремленными и гармоничными. А черным приходилось терпеть и ждать своей участи. Возможно, им бы и удалось устоять, отсидеться на последних рубежах, но на 25-м ходу Каспаров резким ходом ладьи в расположение соперника вызвал комбинационную бурю. Она продолжалась на доске в течение 15 ходов, оставив чемпиона мира без фигуры и лишь с призрачными надеждами на спасение. Надежды эти заключались лишь в том, чтобы, истощив материал на доске, свести дело к ничейному эндшпилю "ладья + конь против ладьи". Но даже для достижения этой цели требовались невероятные изворотливость и изобретательность, ведь пока черные изводили "лишний" материал, белые толкали вперед свою резвую проходную по линии "а".

Бледный и злой от отчаяния, Каспаров терпеливо выполнял свой план. А Крамник - свой. Гарри изничтожал материал, а Владимир толкал проходную. Момент истины должен был настать на 59-м ходу. Но он не настал. Вернее, настал, но явил миру не закономерный результат - победу Крамника, а результат мечтательный и фантасмагорический - невероятную ничью, которой добился Каспаров.

КОГДА АРБИТРУ МОЖНО ГОВОРИТЬ

Не найдя выигрыша, Крамник расстался со своей гордостью позиции - проходной пешкой "а", и партия завершилась вничью, когда в Москве было 2 часа ночи. На пресс-конференции Каспаров не мог скрыть ликования, сказав, что спас совершенно безнадежную партию. Крамник выглядел подавленным. Он сказал: да, жаль, что не победил, но играл большую часть партии хорошо, так что все нормально.

Кто-то из зала крикнул: "Спасибо вам за прекрасную игру!" Когда все уже расходились, на ведущей в пресс-центр лестнице я встретил гроссмейстера Юрия Авербаха, почетного арбитра матча - есть и такая должность. По его мнению, Крамник упустил выигрыш в самый последний момент. Мы поднялись, Авербах расставил фигуры и показал путь к победе. Вот он.

Вместо 59.Kpb2 белым следовало играть 59. Лg8! Заставляя вернуть черную ладью на а1. После чего надо было отыскать еще один точный ход - 60.Лс8!,и черные неизбежно попадают в цугцванг: 60...Ла5 61.Kpb3 Ла1 62.Kd5! (нельзя взять пешку "а" из-за 63.Ла8), а после 62...Крb5 и 63.Кb4, черные не в силах воспрепятствовать продвижению пешки "а" в ферзи. Будь у Крамника побольше времени, он, конечно же, все это нашел бы, но у него на часах оставалось всего 3 минуты до окончания второго контроля. У Каспарова - 1 минута. Однако он все это видел. Представляете, что творилось у него в душе?!

А что творится в душе у Крамника?! Ведь после того, как счет становился бы 3:1 после 4 партий, положение Каспарова было бы практически безнадежным! Но этого не произошло, и в 5-й партии, в которой Каспаров играет белыми, борьба вспыхнет с новой силой. Выдержит ли на этот раз "Берлинская стена"-3 или Крамнику придется вспомнить о "русской" - такова главная интрига воскресной встречи.

Текст четвертой партии с комментариями международного гроссмейстера Юрия БАЛАШОВА - см. pdf.