Газета Спорт-Экспресс № 184 (2380) от 15 августа 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

16 августа 2000

16 августа 2000 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Вечером в воскресенье - сразу после победной для себя гонки на Хунгароринге и пресс-конференции - новый лидер 51-го чемпионата дал интервью спецкору "СЭ"

Мика ХАККИНЕН

ПРИВЫКАЮ К МЫСЛИ,
ЧТО СКОРО СТАНУ ОТЦОМ

Лина ХОЛИНА

из Будапешта

Еще до старта сезона-2000 никто не сомневался в том, что судьбы чемпионата пилотов и Кубка конструкторов будут вершить, уже в который раз, две суперкоманды - "Феррари" и "Макларен". Но вряд ли кто предполагал, что схватка эта будет столь жесткой и не поддающейся никаким прогнозам.

Первые две гонки сезона оказались для английской конюшни обескураживающими: две поул-позишн лидера Мики Хаккинена завершились сходами, ни одного очка не завоевал и Дэвид Култхард. И это в тот момент, когда "Феррари" и Михаэль Шумахер уже имели в своем активе 26 и 20 очков соответственно!

- Прекрасно знаю о том, что говорили в последнее время,- сказал мне вечером в воскресенье Хаккинен. - О том, кто победит, а кто проиграет, кто нашел мотивацию, а кто ее совершенно потерял. Такие дискуссии шли с ранней весны. А я в это время старался сохранить голову холодной, сконцентрироваться на работе и попытаться наконец-то снова начать выигрывать гонки. Этим я и собираюсь заниматься до конца чемпионата. И думать не хочу о третьем титуле. Этот вопрос разрешится лишь в Малайзии - вот тогда и придет пора считать очки...

Между тем после "Гран-при Великобритании" разница между двумя двукратными чемпионами мира достигла 22 очков. Почти пропасть. "Макларен", естественно, продолжал работать, Хаккинен и Култхард - собирать очки, но в паддоках уже начались разговоры: "Култхард в последние годы не тянет даже на фоне Хаккинена. Так какой из него соперник Шумахеру? А финн после двух титулов потерял интерес и мотивацию. К тому же ребенка ждет..." Короче, пока шеф "Макларена" Рон Деннис и шеф "Мерседеса" Норберт Хауг не уставали давать объяснения неудачам, народ упражнялся в построении гипотез. Вспоминали и "опыт" последнего "дохаккиненского" чемпиона мира Дэмона Хилла, который после победы в чемпионате ушел в плотную тень.

Сравнение было некорректным. "Эрроуз", за рулем которого оказался англичанин, не давал ему ни малейшего шанса даже на подобие борьбы в чемпионате, а человека, познавшего вкус побед, меньшее уже не устраивает. Но финн-то не поменял машину, и команда его по-прежнему сильнейшая, да и вероятность побед не призрачная, а вполне реальная. Просто, как говорили люди, близкие к Мике, он устал от непрекращающейся на протяжении двух лет гонки за титулом. Выдохся?

- Вам не привыкать отыгрываться, да и от капризов судьбы за два предыдущих года вы отвыкнуть вряд ли успели: все-таки до 98-го года ваша карьера не была усыпана розами. Скорее, шипами. И все-таки - что помогло вам, двукратному чемпиону мира, справиться с навалившимися проблемами?

- Сезон с самого начала стал складываться совсем не так, как хотелось бы. Неудача следовала за неудачей. Вдруг куда-то исчез настрой на борьбу за третий чемпионский титул. В общем, было очень тяжело. Однако, несмотря на то, что лидированием в чемпионате и не пахло, я все время успокаивал себя тем, что все могло бы быть и хуже. Я терпел. И, считаю, теперь мое терпение вознаграждено...

- По мнению многих, перелом произошел в Барселоне, когда вы выиграли свой первый в сезоне-2000 "Гран-при".

- А мне кажется, что в Австрии. Та победа вернула мне не только уверенность в себе, но и доверие команды. Люди, которые привыкли видеть своего гонщика впереди на лихом коне, не могут получать удовольствие лишь от того, что он сумел добраться до финиша.

Все мы в "Макларене" не понимали, что происходит. Вроде бы и машина неплоха, и пилот за рулем тот же, и гайки на колеса накручивают не новички - а результата все нет и нет. Наконец, после Австрии мы внезапно ощутили прилив знакомых эмоций. Поняли, что вышли на нужную дорогу. Которая теперь привела на первое место в общем зачете...

Вскоре выяснилось, что даже загнанный Хаккинен - еще не побежденный. После победы финна в Барселоне настроение в стане его болельщиков пошло на поправку. Правда, его шестых, четвертых и даже вторых мест, конечно, не хватило бы для того, чтобы нагнать Шумахера. Но теперь у немца пошла черная полоса: из-за технических проблем и аварий он в последних пяти (до Венгрии) гонках получил только один, хотя и победный, подиум. У "Макларенов", в противоположность "Феррари", в последних 10 "Гран-при" не было ни одного схода.

- Получается, еще в Австрии вы поняли, что совсем скоро настигнете и своего напарника по команде, и Шумахера?

- Нет, конечно, такое заранее не предскажешь. Просто появилось ощущение, что я опять все могу. Или почти все.

- Пока вы пытались восстановить боевую форму, главным соперником Шумахера и одновременно главной надеждой "Макларена" стал Култхард. Это не раздражало?

- Честно говоря, я был больше сосредоточен на себе. Не было времени нервничать по поводу достижений Дэвида. Хотя, признаюсь, внезапно оказаться за спиной партнера, у которого привык выигрывать, не очень уютно.

Кстати, тот факт, что я был, скажем так, не совсем в форме, нисколько не умаляет заслуг Дэвида. Я никогда не держал его за мальчика для битья и не сомневаюсь: в его распоряжении есть все для того, чтобы вести борьбу за чемпионский титул и даже, возможно, ее выиграть. Дело в другом: разговоры о том, что вот-де Хаккинен сгорел, а Култхард, напротив, разгорелся и теперь всем покажет, кто в "Макларене" настоящий лидер, вызывали раздражение. Причем, как мне кажется, не только у меня, но и у Дэвида. Мы-то с ним оба знаем, как обстоят дела на самом деле. Нам нечего делить.

- А как насчет чемпионского титула?

- (Улыбается.) Тут , конечно, могут возникнуть некоторые разногласия, но мы достаточно хорошо ладим друг с другом для того, чтобы урегулировать их цивилизованными методами.

- Сейчас модно сравнивать ситуацию в двух командах: в "Феррари" делают ставку исключительно на Шумахера, тогда как в "Макларене" отношение к обоим пилотам демонстративно одинаковое. И все же - как вы будете вести себя, если выяснится, что выиграть у Шумахера сможет лишь один из вас?

- Уже говорил - и готов повторить: если в конце сезона Дэвиду понадобится моя поддержка, он ее получит. Я о долгах не забываю и привык их возвращать. Хотя все-таки надеюсь, что ситуация сложится в мою пользу, а не в его.

- Признайтесь честно, что все-таки помогло вам столь блестяще восстановить кондиции?

- После гонки в Маньи-Куре меня почти принудительно отправили в отпуск. Я сопротивлялся, но сейчас признаю, что это было верным решением. Пара недель вдали от суеты "Больших призов" в компании с Эрьей помогли мне, что называется, перезарядить батареи.

Многие не отдают себе отчета в том, насколько жизнь нынешних пилотов отличается от жизни наших предшественников. К гоночным и тестовым нагрузкам, необходимости восемь месяцев в году жить на колесах, постоянным переездам и перелетам добавляются еще и обязательства перед коммерческими партнерами команды. Бесконечные рекламные тусовки отнимают дикое количество времени и нервов. Поэтому возможность хотя бы неделю пожить в одном месте, не распаковывая чемоданов, дает ни с чем не сравнимое ощущение отдыха.

Уставший гонщик - это не только опасно, но - с точки зрения бизнеса (а "Формула-1" - это уже давно бизнес) - и бесполезно. Наши боссы любят при случае повторять, что победа в гонке или чемпионате - это заслуга команды. Они правы - без наших парней в боксах мы бы и с места не сдвинулись. Но все-таки основная нагрузка лежит на нас, гонщиках. И с этим уж ничего не поделаешь. О нас надо заботиться (смеется)! Хотя бы иногда...

- В ноябре у вас с Эрьей родится первенец. Вы уже знаете, кто это будет?

- Нет. И не хотим знать. Решили не опережать событий.

- Энцо Феррари как-то сказал, что женатый и обремененный детьми гонщик проигрывает самому себе до двух секунд на круге...

- У Шумахера, между прочим, двое детей - и разве он теперь ездит медленнее, чем раньше? А, к примеру, у Найджела Мэнселла даже трое... Но в одном вы правы: уже одна мысль о том, что скоро стану отцом, заставляет сердце биться чаще. Когда-то я отвечал только за себя, потом к этому прибавилась ответственность за жену, но Эрья - человек взрослый, самостоятельный и очень сильный. А тут существо беспомощное, целиком от тебя зависящее... Страшновато!

Правда, радует то, что родится наш ребенок в ноябре, когда чемпионат уже закончится. И до начала следующего сезона у меня будет время привыкнуть к мысли, что я - отец.