Газета Спорт-Экспресс № 182 (2378) от 12 августа 2000 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 7

13 августа 2000

13 августа 2000 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Двенадцатый этап. ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ

"ОТЕЦ" ВЕНГЕРСКОГО "ГРАН-ПРИ" МЕЧТАЕТ О ГОНКЕ В МОСКВЕ

Лина ХОЛИНА

из Будапешта

Каждый раз, когда я приезжаю на "Гран-при", меня посещает мысль, что мне опять повезло. Хотя уже довольно много гонок я видела собственными глазами. Но венгерская и вправду особенная: я здесь в пятый раз подряд. А ведь это треть истории "Хунгароринга"!

На этот раз мне повезло еще и потому, что на трассе я оказалась не в привычный четверг, а еще раньше - в среду, когда мир "Формулы-1" не просто просыпается, а еще почти спит. К тому же случилось это в компании человека, который имеет непосредственное отношение к рождению "Хунгароринга" и организации первого "Гран-при Венгрии", нынешнего директора команды Arden Team Russia, выступающей в "Формуле-3000", Александра Требича.

Этого человека здесь знают все, включая директора автодрома, а потому для него не составило труда вывести свою машину прямо на полотно "Хунгароринга" и совершить виток по трассе, на которой через пару дней разыграются события 15-го венгерского "Гран-при". Ощущения... интересные. Смотрю на все глазами пилота, а не изучающего схему читателя, телезрителя или даже непосредственного наблюдателя гонки. Она такая длинная, эта трасса! И широкая. А статистика утверждает, что "Хунгароринг" - самый короткий и один из самых узких автодромов... И ведь в самом деле - когда смотришь за гонкой на экране, просто не понимаешь, как тут два болида разъезжаются.

Благодаря "Хунгарорингу" Будапешт 15 лет назад стал первым городом Восточного блока, принявшим у себя столь буржуазный вид спорта, как "Формула-1". Естественно, было любопытно расспросить о первом социалистическом "Гран-при" человека, собственными руками эту гонку организовавшего.

- 16 лет назад страна решилась действительно на очень смелый поступок, - начал разговор Требич. - Наверное, венгры поняли, что могут стать своего рода первооткрывателями. Организовав ту гонку, страна достигла чего-то, ранее казавшегося невозможным. Спросите у любого, у какого-нибудь африканца, к примеру, что он знает о Венгрии, и в ответ наверняка услышите: там проводят "Гран-при", который каждый год смотрят миллионы телезрителей. А сколько детей знакомятся с "Хунгарорингом" через компьютерные игры?

Конечно, страна получила от "Формулы" не только это. Когда люди оказываются в состоянии провести ТАКОЕ мероприятие, они и в других направлениях начинают работать иначе. Ведь эта трасса была построена за рекордно короткий срок - за 10 месяцев! Все вопросы решались на уровне правительства.

- У хозяина "Больших призов" Берни Экклстоуна всегда был - и есть - громадный выбор желающих принять у себя "Формулу-1". Как же в числе избранных оказалась Венгрия?

- Она уже тогда отличалась от других стран соцлагеря своей несоциалистической экономикой, весьма лояльной политикой, отсутствием централизованного планирования. Здесь легче было что-то сдвинуть с привычного места. Плюс удачное географическое положение - сюда можно легко добраться не только из соцстран типа ГДР, Польши, Чехословакии, но и из капиталистической Австрии. Тут открывались действительно новые горизонты. И появлялась возможность привлечения новых спонсоров. В тот момент Экклстоун это увидел. И то, что до сих пор в Венгрии проводится "Гран-при", говорит о его правильном выборе.

- Как же всего за 10 месяцев удалось построить столь сложное с инженерной точки зрения сооружение?

- Я бы не сравнивал эту стройку с ударной социалистической, хотя некоторые зачатки подобного существовали. Процесс был тяжелейший, но ведь справились. Потому что в странах Восточной Европы всегда существовало и по-прежнему существует железное правило: если очень нужно что-то сделать - сделаем!

- И скольких лет жизни, по-вашему, "стоит" подобная трасса?

- Года два.

- А лично вы какое отношение имели к "Хунгарорингу"?

- Я не занимался стройкой, лишь внес свой небольшой вклад в проектирование трассы. А будучи в техкоме первого "Гран-при", налаживал связь, работу медслужб, судейской коллегии, занимался обучением технических комиссаров.

- На ваш взгляд, эта гонка интересна?

- Для меня - очень. Трасса предъявляет страшные требования к пилотам и машинам. Это - реальный тест на стойкость, на надежность техники. И в то же время трасса очень безопасна. При ее строительстве это была одна из генеральных задач. Мы просто не могли себе позволить какой-либо серьезной аварии. Возможно, потому трасса была спроектирована довольно медленной, здесь практически отсутствовали места для обгонов. Благодаря частичной реконструкции они появились: быстрая связка на спуске после первого поворота, прямая старт/финиш. К особенностям "Хунгароринга" я бы отнес и довольно большое количество песка, который ветер наносит на полотно с ближайших холмов. Пилоты за это нашу трассу постоянно ругают. Но нельзя же все гонки проводить в идеальных условиях! Они ведь для того и существуют, чтобы как следует испытать технику и мастерство пилотов. Впрочем, гонщики ругают "Хунгароринг", как говорится, любя. Гонки-то здесь получаются - загляденье!

- Ощущаете себя "отцом" этой трассы?

- Только частично. Потому как их было более 30.

- А не страшно было ждать в гости "Формулу-1"? К вам ведь ехали матерые асы, которые могли раскритиковать трассу в пух и прах.

- Потому мы и тратили так много времени на то, чтобы предусмотреть все мелочи, проиграть все возможные варианты, спрогнозировать любые, и в том числе нестандартные ситуации. В итоге все прошло прекрасно.

- Приезжать сюда приятно?

- Разумеется. Но сейчас, честно говоря, я ощущаю себя совсем русским человеком и мечтаю увидеть гонку "Формулы-1" в Москве. Серьезно! Ну ауж если удастся как-то поучаствовать в создании трассы... Это будет сон наяву!